Кабинет биологии в Красногорской средней школе Полтавского района сокращенно называют оазисом. Он всегда полон – если не детьми, то цветами. Впрочем, если детей нет в кабинете биологии, значит, они просто в школьном дворе – в саду или на участке. Вместе с Татьяной Александровной Мосиенко, учителем биологии и экологии, классным руководителем 11-го класса. Даже директор Красногорской школы Татьяна Павловна Балачий не обижается, когда про Мосиенко, заслуженного учителя Российской Федерации, говорят: «Хозяйка». Потому что справедливо.
Хозяйство у учителя биологии огромное – 30 соток земли, ухаживать за которыми ей помогают дети всей школы. Но класс Мосиенко в этих начинаниях, конечно, первый. И не только нынешний. Земля-то в Красногорке не самая плодоносная, и вода соленая, для зелени неполезная. Море цветов, богатые яблони, крыжовник, похожий на виноград, – это плоды многолетней упорной работы на пришкольном участке, который теперь считается одним из лучших в Полтавском районе. Рискнули даже поучаствовать в российском смотре-конкурсе учебно-опытных участков. Есть что показать. В саду все цветет, пахнет, и урожая для школьной столовой хватает на всю зиму. Причем свое, огородное, есть в каждом блюде меню. Даже учителя и ученики пьют исключительно фиточаи – полезно, приятно и дешево.
Односельчане не устают удивляться изобилию школьного сада, тем более что Татьяна Александровна сеет разумное, доброе, вечное по всей Красногорке. Щедро делится рассадой цветов и овощей. Благодаря учителю биологии земляки любят теперь полакомиться, к примеру, спаржей, которую в Сибири сроду и за траву-то не держали, не то что за пищу. Главные экспериментаторы – ребята из класса Мосиенко – не убеждали мам и пап попробовать «экзотику», просто потихоньку посадили диковинное растение на домашних грядках. А уж потом объяснили про его пользу. Дети, попав в класс Мосиенко, тоже странным образом расцветают. Не сразу и не ярко, но родители замечают, что ругать своих чад с каждым днем хочется меньше. Потом понимают, что их сыновья и дочери становятся похожими на свою классную – упорством, трудолюбием, скромностью. И еще – Татьяна Александровна умеет разбудить в них любовь: к своей земле, к ее людям.
Красногорская школа для Татьяны Александровны родная. Она в ней с детства. После десятого класса пришла работать учителем истории, потом заочно окончила естественно-географический факультет Омского государственного педагогического института. Наверное, не случайно семеро ее учеников уже из первого же выпуска пошли учиться естественным наукам в педагогические вузы. Сейчас трое коллег Мосиенко в Красногорской школе – из бывшего ее класса.
– На своем участке мы с моими ребятами занимаемся научно-исследовательской работой, каждый год проводим шесть опытов. К ним привлекаем даже малышей из начальной школы, – рассказывает Татьяна Александровна. – Исследуем сорта новых растений, овощных культур, адаптируем, чтобы они лучше росли в наших непростых природных условиях, испытываем биологические способы защиты. Не забываем удобрять землю, причем удобрения делаем сами – специально выкопали компостную яму. Даже воду приходится заготавливать – дождевую или снеговую, без солей. И не только дети все это делают с большим интересом, но и родители часто вызываются нам помочь, заодно и опыт перенять.
Экологическая дружина Красногорской школы под руководством Мосиенко завоевала признание уже не только в Полтавском районе. Юные красногорцы – неоднократные призеры Омской области по защите окружающей среды. Экологический проект по озеленению школы, выполненный в форме макета, был признан лучшим в районе. Проверяющие иногда даже не верят: неужели все цветы настоящие? А почему же тогда никто не обрывает лепестки, не пишет на листьях? Красота в школьных кабинетах и коридорах с легкой руки Мосиенко стала вполне научным явлением. На горшочки наклеены названия цветов с небольшой «биографией» – откуда пришел, что любит. Помогли ей в этом, конечно, дети. Она никого не заставляет и приказов не любит. Не кричит, не повышает голоса, даже просит редко. Сами вызываются. Все «классные» инициативы исходят от детей, причем инициаторы остаются в полной уверенности, что подали идею сами. Без давления, медленно и упорно, так же, как сеет растения, Татьяна Александровна роняет в души ребят зерна будущих затей.
– Дети и растения очень похожи, – считает она. – Нет двух одинаковых цветов, нет двух одинаковых ребят. Каждый требует не только особого подхода, но и постоянной заботы. Не опеки – ею и загубить недолго. Детей, как цветы, даже не понимать надо, а чувствовать. Каждый ребенок красив, надо только уметь разглядеть, разбудить эту красоту, создав для этого комфортные условия. Если растениям неуютно, они не цветут. Как и дети. О каких тогда успехах может идти речь? И корни очень важны. В нашем зыбком мире у человека должно быть что-то постоянное, надежное, незыблемое. Мне кажется, это любовь к своей земле, малой родине, которая умеет отвечать взаимностью. Летом мы с ребятами всегда отправляемся в походы. Шестой год уже сотрудничаем с экологической дружиной Москаленской средней школы, вместе с ними встречаемся в Априхинской балке – месте удивительной красоты. И не только отдыхаем там, разбивая на несколько дней лагерь, но и работаем – изучаем, заодно чистим лес, озеро.
Рассказывать о своей родине Татьяна Александровна может бесконечно. Когда в школе задумали организовывать музей творчества жителей Красногорки в честь столетия села, ее класс загорелся. Девчонки и мальчишки во главе с классной не только ходили по домам, забираясь на чердаки и спускаясь в подвалы, но и раскопали архивные документы о первых поселенцах берегов озера Эбейты. Выяснили, что красногорская земля на самом деле очень богата – не только глиной, из которой испокон веков местные жители творили посуду и украшения, но и сульфатом натрия, глауберовыми солями, другими полезными ископаемыми. Татьяна Павловна Балачий, директор Красногорской школы, права: Мосиенко умеет находить хорошее во всем. Даже в глине.
Полтавский район
Комментарии