Экономика будет эффективной, если заниматься ею станут грамотные специалисты. Как ни банально прозвучит, но готовить их нужно уже со школьной скамьи. Нынешние старшеклассники выйдут на рынок труда примерно через 3-5 лет, а кто-то из них начинает трудовую деятельность, еще будучи школьником, поэтому сегодня школа должна стать полноправным участником изменений в экономике страны.
С таких утверждений начался круглый стол «Итоги внедрения основ предпринимательской деятельности в образовательных организациях Ленинградской области», состоявшийся на вебинарной площадке Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО).
Как заметила заведующая кафедрой управления и профессионального образования ЛОИРО кандидат юридических наук Екатерина Шеховцева, основы финансовой грамотности предполагают развитие лидерских качеств и умения работать в команде. При этом предпринимательские компетенции, которые формируются у ребенка, предполагают воспитание не столько бизнесмена, сколько экономически грамотного человека, который, к примеру, может отличить банк от микрофинансовой организации. Сегодняшние дети прекрасно понимают, что такое деньги, как получить кешбэк и т. д., но важно объяснить им, как правильно не только расходовать средства, но и сохранять, приумножать их. И здесь многое зависит от мотивированности, увлеченности педагога, преподающего ребятам основы предпринимательской и финансовой грамотности.
Заинтересованные педагоги не скупятся на поиск разных форм и приемов, позволяющих включать учеников в программу «Предпринимательство». Например, в школе №2 г. Тосно разработали целую систему игр со своими концепцией и символикой. Ученики называют себя деловыми волшебниками и участвуют в играх по станциям, в конференциях, ярмарках. Важно, что занятия по основам финансовой грамотности дуальные, поскольку их часто проводят учителя разных предметов. Скажем, учитель литературы и учитель истории или учитель физики и учитель географии. Практически вся школа принимает участие в ежегодной ярмарке, где дети готовят продукты и предметы на продажу, а вырученные средства направляют на поддержку педагогов – ветеранов труда. Как пояснили представители школы №2, за посещение детьми уроков предпринимательской грамотности обеими руками голосуют родители, поскольку видят, как меняется у ребят отношение к труду, к процессу зарабатывания денег.
В Новосельской школе Ломоносовского района есть опыт работы в проекте Startup Junior, где занятия по финансовой грамотности ведут преподаватели Санкт-Петербургского государственного экономического университета. А студенты этого вуза занимаются с ребятами в рамках проекта «Инициативное бюджетирование». Школьники вместе со студентами разрабатывают проекты, касающиеся школьной жизни, лучшие из них реализуются из внебюджетных средств образовательной организации. В Startup Junior пока вовлечены восьмиклассники, которые в рамках курса «Предпринимательская школа» встречались с бизнесменами, создавали свои бизнес-планы и бизнес-проекты. Интересно, что многие ребята так увлеклись бизнес-направлением, что задумались об этом как о будущем профессиональном пути. Как сообщили представители Новосельской школы, в следующем году планируется включить в проект «Предпринимательская школа» девятиклассников.
Не отстают от школьников и студенты. Так, во Всеволожском агропромышленном техникуме реализуется проект «Университет компетенций», где молодые люди получают знания о предпринимательской деятельности. С 2019 года в техникуме действует региональная инновационная площадка по предпринимательской деятельности. В ее рамках открыт студенческий клуб «Молодой предприниматель». Сегодня для дела мало идеи, нужны такие качества, как способность мыслить нестандартно, брать на себя ответственность, прогнозировать риски, понимать тенденции мирового рынка и т. д. Как считают представители Всеволожского агропромышленного техникума, клуб как активная коммуникационная площадка, где проходят бизнес-завтраки, встречи с успешными стартаперами, разрабатываются бизнес-проекты, способствует развитию этих черт, формирует компетенции, которые помогут в дальнейшем молодым людям из пассивных потребителей стать грамотными, активными производителями и работодателями.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии