search
main
0

Дети – это звезды, которые мы зажигаем

«То, каким будет мир завтра, зависит от тех, кто как раз сейчас учится в школе. Будущее человечества, по словам Гете, заключено в руках школьного учителя, который влияет на вечность, но никогда не может определить, где прекращается это влияние». Это слова из конкурсного эссе Дмитрия Субботина, учителя русского языка и литературы столичного Центра образования №2030, ставшего победителем в номинации «Самый классный классный» Московского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания-2012.

Дмитрий Игоревич сразу же располагает к себе открытой улыбкой, легкостью в общении, юмором и  в то же время глубоким знанием предмета, интеллигентностью и академизмом.  Кроме того, он обладает такими необходимыми для педагога  качествами, как спокойствие и выдержка. Согласитесь, не каждый учитель может этим похвастать. Дмитрий – кандидат педагогических наук, защитил диссертацию,  сейчас помимо работы в школе преподает на вечернем отделении МГПУ. «В вузе я могу развиваться как ученый, разрабатывать там новые методики. Школа же дает мне возможность применить их на практике, – признается Дмитрий.  – Кроме того, дети привлекают своей незашоренностью, нестандартностью мышления, каждый день дарит мне новые открытия, так что хотелось бы совмещать преподавание в университете с работой в школе».Нужны ли карманные деньги детям?Этот год для Дмитрия особенный, ему исполнилось 33 – время, когда человек молод, энергичен и полон сил, однако в профессии он уже не новичок. Так оказалось, что до прихода в Центр образования №2030 Дмитрий  успел поработать в русско-литовской школе №1247 и в гимназии  Белинского с углубленным изучением английского языка. Участие в конкурсе для Субботина – это не только испытание, но и возможность повысить свою квалификацию, показать коллегам то, что уже удалось достичь. Примечательно, что Дмитрий Игоревич может гордиться своими наработками и как учитель-словесник, и как классный руководитель. К слову сказать, 7-й «А» класс не первый у Суботина, три года назад у него был выпуск, однако, как оказалось, тогда ему предложили взять классное руководство  сразу в 10-м. «Разумеется, мне было интересно видеть, как растут и развиваются мои ученики. Конечно, брать пятиклашек, которые пришли из начальной школы от одной учительницы, по сути, второй мамы, непросто, нужно помочь адаптироваться к разным учителям, к другому ритму, к большим нагрузкам, – признается Дмитрий Игоревич. – Зато какая радость сейчас видеть, как изменились и повзрослели мои ребята! Да-да, мои, я могу их так уже называть», – улыбается педагог.У Дмитрия есть свое воспитательное ноу-хау, причем связано оно с информационно-коммуникационными технологиями. Ну куда без них в наше время! «Я провожу со своими семиклашками по скайпу видеоконференции. Причем они могут быть как с ребятами из российских школ, так и с зарубежными школьниками. К примеру, мы недавно проводили телемост со Швецией, говорили о карманных деньгах. Кстати, и на конкурсном мастер-классе я показал классный час на тему «Подросток и карманные деньги». Согласитесь, что  есть проблемы, которые волнуют всех, – замечает Дмитрий Игоревич. – Между прочим, общаясь по скайпу с ребятами из Швеции, мы узнали, что там государство каждому подростку выделяет на карманные нужды 1200 крон. Ребенок может самостоятельно распоряжаться деньгами, единственное, сладости детям разрешают только раз в неделю, по субботам, таким образом государство заботится, чтобы у подростков были здоровые зубы. Там даже выражение такое есть – «субботние сладости». В Германии подростки тоже получают деньги на карманные расходы, но уже от собственных родителей. Есть даже такой закон, который обязывает мам и пап выплачивать своим чадам определенную сумму. В противном случае родителей ожидает штраф».Вопросы главному герою- Дмитрий,  на каком языке вы говорите?- Как правило, мы общаемся со шведами, а там русский язык изучают как третий иностранный, разумеется, прибегаем и к помощи английского. Если чего-то не знают мои семиклашки, помогают старшеклассники, неплохо владеющие английским. Такое общение, на мой взгляд, очень важно – мы узнаем, как те или иные проблемы решаются за рубежом. Благодаря хорошим техническим возможностям мы разговариваем  в режиме реального времени – созваниваемся, включаем видеосвязь. Наших собеседников мы можем видеть на большом экране. Кстати, мы недавно делали проект «Вместе по-русски». Решили выяснить, почему в мире растет интерес к изучению русского языка.  Среди объяснений этого факта помимо того, что увеличивается количество российских туристов, было и такое интересное замечание: «Русский весьма сложный для изучения, поэтому его можно рассматривать как своеобразную зарядку для ума». И конечно, есть такие подростки за рубежом, которые мечтают прочитать Пушкина, Толстого и Достоевского на языке оригинала. Вот и учат такой непростой русский язык.- Дмитрий, как я поняла, вы нашли общий язык с вашими учениками. А с их родителями у вас тоже взаимопонимание? Какой совет вы бы дали молодым педагогам при выстраивании отношений с родителями?- Прежде всего родители ребят должны стать союзниками классного руководителя, ведь мы делаем одно общее дело – воспитываем ребенка, без диалога учителя и семьи вряд ли возможен успех и в воспитании, и в обучении. Родительские собрания я пытаюсь строить как обсуждение одной из проблем. К примеру, вернемся  к теме мастер-класса «Подросток и карманные деньги». Я предложил мамам и папам разбиться на две группы и привести аргументы за и против, надо ли давать детям карманные деньги. Родителям нужно было представить себя детьми  и ответить  на вопрос, на что бы они потратили карманные деньги. Было очень любопытно потом сравнивать мнение подростков и их родителей, впрочем, кое-где они совпадали. Я убежден, что детей нужно учить распоряжаться деньгами, это один из важнейших элементов, необходимых во взрослой жизни. И вообще мамам и папам нужно чаще общаться со своими чадами. Обсуждать и анализировать их поступки, давать советы, но ни в коем случае не подавлять ребенка своим авторитетом или запретами.Пожалуй, главное качество, которое пытается Дмитрий  сформировать в своих учениках, – это неравнодушие, то, что мы еще называем активной жизненной позицией. Вместе с ребятами Дмитрий участвует в различных благотворительных добровольческих проектах: «Мы готовим небольшую концертную программу для детей из детского дома, это, кстати, полезно моим семиклассникам еще и потому, чтобы они  лучше осознали ценность семьи, ведь, к сожалению, есть дети, у которых нет родителей, и, будучи материально обеспеченными государством, они страдают от отсутствия родительской любви».С такими концертами ребята выступают и перед ветеранами Великой Отечественной войны. Еще одна добровольческая акция, которую собирается реализовать Дмитрий  со своими воспитанниками, – это посильная помощь российской деревне. – Так получилось, что одна из наших учительниц купила домик в деревне недалеко от старинного русского города Торжка,  мы решили туда съездить, причем у нас сразу было несколько задач: посмотреть, как живут люди  в глубинке, мне, как филологу, было интересно провести  с ребятами своеобразную фольклорную и диалектологическую экспедиции, – рассказывает учитель. – Так что не случайно на конкурсе  я выступил с инициативой «Россия начинается с глубинки». Пока мы знакомимся с жизнью российской деревни, а потом будем думать, чем можем быть ей полезны.Гарри Поттер? Только на английскомНа уроках русского языка и литературы у Дмитрия Игоревича скучно не бывает. Так, чтобы помочь в запоминании правил, Субботин придумывает  короткие рифмовки, к примеру: «Как будто пишем  два слова и дефиса никакого». «Я разработал систему мнемотических рифмовок, – поясняет Дмитрий. – Во-первых, это помогает детям запоминать скучные и сложные правила. А во-вторых, они сами учатся составлять такие рифмовки, причем зачастую у них получается не хуже, чем у меня».Вот рифмовки для запоминания правильного ударения в словах.«Не влезешь в шорты, если будешь есть одни торты» или «Он громко говорит, когда по телефону звонит».Дмитрий  Игоревич убежден,  без успешного ученика не может быть успешного учителя: «Мои успехи и успехи моих учеников взаимосвязаны, чем лучше я работаю, тем лучше учатся мои семиклашки. Кстати, во время конкурса «Педагог года-2012» они и их родители оказали мне огромную моральную поддержку, искренне болели за меня».Дмитрий Игоревич не согласен с тем, что современные подростки не любят читать: «Да, по сравнению с предыдущими поколениями, теми, кто учился 20-30 лет назад, они читают меньше, они вообще другие – это поколение гаджетов, или, как еще их называют, «поколение большого пальца», потому что умудряются очень быстро писать эсэмэски. Нынешние  дети по-другому воспринимают мир. Однако если их увлечь чтением, создать им условия для погружения  в мир художественного слова, то, уверен, они будут читать. Мы, к примеру, проводим читательские конференции, причем активно работаем не только со школьной, но и с районной библиотекой имени Бунина. На такие конференции я обычно приглашаю родителей моих учеников. Они рассказывают, что читали в детстве, что читают сейчас».Вопросы главному герою- А что любят читать в  вашем 7-м «А»?- Читают приключения. Очень понравился Жюль Верн, «Дети капитана Гранта», а вообще-то тематика очень разная. Мальчикам нравится «Сын полка» Катаева, читают Рея Брэдбери, даже такой непростой роман, как «451 градус по Фаренгейту».- А Гарри Поттера?- Сейчас ажиотаж вокруг него немного утих, однако мои ребята его продолжают читать, но  в основном на английском. Между прочим,   мои ученики придумывают социальную рекламу, которая могла бы приохотить их ровесников к чтению. Ну, к примеру: «Человек – то, что он читает» или  «Читай, и будешь развиваться дальше». Фантазия подростков безгранична. И я вижу одну из своих педагогических задач именно в ее развитии….Наверное, одно из важнейших качеств Субботина – это сочетание в нем романтики и прагматики, скрупулезности и педантизма с творчеством и юношеским желанием усовершенствовать мир. И самое главное – ему интересно вместе со своими учениками осваивать новое, учиться творчески мыслить…Не зря в своем конкурсном эссе Дмитрий Игоревич определил как главную задачу такую: «В  душе каждого ребенка есть солнце, только дайте ему светить!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте