Городу Нижневартовску всего 35 лет. Кризисные годы крушения прежней советской идеологии пришлись для него на конструктивный этап развития, сравнимый с периодом мужания человека, когда все умственные, физические силы направлены на созидание, становление авторитета в глазах других. Приток энергичных, способных людей разных специальностей из многих регионов страны, энтузиазм, созидающий настрой людей, развивающих молодой город, наполняли все процессы духом новаторства, не позволяли «вжиться» заведомо консервативным подходам к воспитанию и обучению.
Именно поэтому системе образования Нижневартовска удалось избежать деструкций в непосредственном осуществлении воспитательной функции образования и крайностей в его оценке, мобильно реагировать на запросы времени, потребности российского общества, формирующего впервые за последние десятилетия свою общенациональную идеологию.
Педагогическое сообщество города формулирует траекторию развития системы воспитания в соответствии с концепцией модернизации российского образования и определяет стратегию развития в двух перспективных документах: программе «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы» и «Программе по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Нижневартовске». Основное направление развития воспитания последних лет – гражданское воспитание школьников. Мы работаем и над процессом создания новой модели государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Диапазон средств, используемых в школьной практике для решения задачи, значителен: клубная, коллективная, творческая деятельность, система самоуправления и соуправления.
Наряду с традиционным спектром форм и методов воспитательной работы наиболее эффективной технологией воспитания в современных условиях является социальное проектирование как базовое содержание деятельности классного, школьного коллектива. Результатом применения данной технологии в образовательном процессе является формирование опыта ответственного социального действия, активной гражданской позиции, отдельных элементов коммуникативной и информационной компетентности учащихся.
В образовательных центрах города деятельность учащихся проводится по следующим направлениям:
– исследовательское, носящее научный и общественно значимый характер;
– социально значимые проекты классных, школьных коллективов;
– проектировочная деятельность общественных объединений.
Лучший опыт исследовательской и проектной деятельности обучающихся на протяжении ряда лет представляется на городской акции «Я – гражданин России», городском слете научных обществ учащихся, окружных акциях, слетах, конференциях.
Сегодня в школах города действуют 23 детские организации, среди них такие известные, как: «Ориентир», «Жар-птица», школьный актив старшеклассников «Шаг» и клуб «Новая цивилизация». В них совершенствуют навыки позитивного лидерства не менее 500 молодых людей ежегодно.
Школьные и межшкольные организации признаны органами власти, ассамблеей молодежных объединений и воспринимаются обществом как солидная сила, чей авторитет позволяет успешно организовывать молодежные акции, посвященные важнейшим общественным и политическим событиям для города, округа, страны. В числе таких мероприятий акция «Я б в помощники пошел» (2006 год), приуроченная к выборам в думы города и ХМАО – Югры, городская акция «Выберем президента вместе» (2004 год), благодаря которой выбирали президента школьного актива города, ежегодная акция социально значимых дел «Нижневартовск – город наш».
Реализация программно-целевого подхода в воспитании проявляется не только в самом факте наличия самобытных воспитательных систем, но и в общественной оценке, выражаемой в результатах конкурсных отборов в рамках национального проекта «Образование», конкурсов вариативных программ и проектов в различных направлениях воспитания. Два из трех учреждений дополнительного образования детей являются обладателями гранта губернатора в рамках ПНПО, из 29 поддержанных грантами губернатора инновационных программ образовательных учреждений 13 непосредственно направлены на развитие системы воспитания.
В 2007 году за счет грантовой поддержки по результатам окружных, городских конкурсов вариативных программ и проектов в сфере воспитания учреждениями образования привлечено около 3 млн. рублей.
Совершенствуется количественно и качественно система дополнительного образования, что позволяет достигать 83% процента внеурочной занятости детей.
На протяжении последних лет на 7-10 процентов в год возрастает охват школьников различными формами каникулярного отдыха, особенно в летний период.
Удается сдерживать и достигать положительной динамики состояния правонарушений, преступлений, других форм асоциального поведения, таких как употребление наркотиков, алкоголя, табака.
Современное состояние воспитания в городе – это результат последовательной социально ориентированной политики администрации города, округа, это неформальное стремление изменить качество жизни людей. А дети – это самые важные для Нижневартовска люди.
Надежда КОРОБОВА, директор Департамента образования администрации города Нижневартовска, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук
Комментарии