В условиях вариативности, многоязычия и поликультурности проблема раннего языкового образования приобретает все большую значимость. В период перехода общества от постиндустриального типа развития к информационному возникает необходимость научить молодое поколение «работать со Словом» – «микрокосмом человеческого сознания» (Л.Выготский). К сожалению, изучение иностранного языка в начальной общеобразовательной школе (как показали результаты наших исследований) приводит к снижению функциональной грамотности на родном (русском) языке. В дошкольных учреждениях изучение русского языка направлено на развитие речи детей и имеет также лингвистическую природу. Контролем качества усвоения становится то, как ребенок связывает существительное с прилагательным, правильно ли называет их окончания. В центре обучения русскому языку – аспекты языка и речи (слушание и говорение). Обучение иностранным языкам в дошкольном и младшем школьном возрасте зачастую нацелено на механическое заучивание слов, фраз, рифмовок, песен, диалогов и монологов, ролей для спектаклей, что может привести к задержке психического развития ребенка по каналу речемыслительной деятельности. К сожалению, при обучении и родному и иностранному языкам не учитываются особенности развития речевой деятельности современных детей, которые значительно отличаются от своих сверстников прошлого века. У современных детей доминирует смысловая сфера, сознание настроено на выделение смысла в том, что они читают, видят, делают. Если ребенок не понимает и не видит смысла в действиях, то он не будет их выполнять, выражая протест вплоть до агрессии.
Наталья ГОРЛОВА, научный руководитель Ресурсного центра «Знаю много языков» прогимназии №1882, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией исследований языкового образования научно-исследовательского института столичного образования МГПУ:
В ходе бесед, анкетирования родителей, наблюдений за коммуникативным поведением современных детей было установлено, что они поздно начинают говорить. В возрасте от 4 до 6 лет участились случаи заикания нелогопедического характера. Как утверждают отечественные и зарубежные специалисты, «мысль опережает слово», то есть ребенок не успевает перевести мысленный поток в речь. Современные дети более подвижны и гиперактивны, что, с одной стороны, приводит к снижению концентрации внимания и сосредоточенности, а с другой – затрудняет восприятие и переработку полученной информации. Это явление особенно ярко проявляется при поступлении ребенка в школу, в период его адаптации к новым условиям и учебной деятельности.
Возникает вопрос: что мы знаем о речевой деятельности современных детей, как она устроена и как соотносится с другими детскими видами деятельности? Как можно и нужно ее развивать? Какие условия наиболее эффективны для ее развития? Для решения всех этих вопросов в Лаборатории исследований языкового образования НИИСО Московского городского педагогического университета были разработаны инновационная стратегия раннего языкового образования и программа «Радость общения», получившая сертификат ЮНЕСКО. Эта стратегия нацелена на развитие речевой деятельности ребенка в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте при овладении родным, вторым, иностранным языком. Отличительная особенность стратегии состоит в том, что она не дает готового рецепта, а позволяет реализовать преемственность в развитии речевой деятельности и личности ребенка. Ее отличие от традиционных подходов состоит в том, что знания, умения и навыки (языковые, речевые) становятся средством, а не целью обучения. Весь процесс языкового образования ориентирован на развитие функций речевой деятельности ребенка – коммуникативной, когнитивной, регулирующей, сенсомоторной. Задачи раннего языкового образования реализуются поэтапно и ориентированы на коммуникативно-речевое развитие детей в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте. На первом этапе реализуются задачи коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста, профилактики отклонений или нарушений в развитии и подготовка к изучению иностранного языка в дошкольном возрасте (по аналогичной методике). На втором этапе решаются задачи коммуникативно-речевого развития (профилактики отклонений в развитии) детей дошкольного возраста на родном и иностранном языках. По специально разработанной методике проводится подготовка детей к обучению в школе путем снятия трудностей при овладении чтением и письмом (письменными видами речевой деятельности) на родном языке. На третьем этапе реализуется согласованная методика коммуникативно-речевого развития младших школьников на родном и иностранном языках.
Показателем языкового образования ребенка выступает «детская коммуникативная компетенция», которая имеет критерии оценивания для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Комплексными показателями развития личности и речевой деятельности выступают умения (способность) ребенка «владеть Словом», «владеть Телом», «владеть Ситуацией».
Зная стратегию раннего языкового образования и условия для ее внедрения, педагоги-практики, обобщая накопленный опыт, разрабатывают собственные технологии и методики коммуникативно-речевого развития детей.
Для внедрения этой стратегии в практику образовательных учреждений в рамках пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» на базе прогимназии №1882 был создан Ресурсный центр «Знаю много языков», который сегодня стал не просто ресурсным, а учебно-методическим центром. На его базе проходят курсы повышения квалификации, «круглые столы», семинары, тренинги для воспитателей, логопедов, психологов, преподавателей иностранного языка, руководителей образовательных учреждений, обсуждаются наиболее острые вопросы. Самое активное участие в работе центра принимают родители воспитанников и учащихся, которым была предложена модель развития современного ребенка в семье, они увидели ее значимость и признали необходимость сотрудничества с педагогами.
В рамках проекта на базе Ресурсного центра «Знаю много языков» начали проводить диагностику коммуникативно-речевого развития детей на родном и иностранном языках, которая была предложена педагогам как модель. Адаптируя ее к своим условиям, разрабатывая диагностические задания, специалисты провели диагностику и отметили значительную разницу в полученных ранее результатах. Например, в ходе проведения диагностики сформированности умений аудирования (восприятия на слух и понимания текста) в форме игры «Верно – неверно» с использованием сигнальных карточек воспитатели выявили неспособность детей мыслить самостоятельно при решении речевой задачи, трудности в понимании текста детьми. Эта проблема настолько заинтересовала педагогов, что Ресурсный центр «Знаю много языков» и его сетевые учреждения решили подробно ее изучить и разработать методические рекомендации для педагогов по развитию умений аудирования в раннем и дошкольном возрасте. После распространения накопленного опыта в проведении диагностики в учреждениях сетевого взаимодействия и получения интересных, порой неожиданных результатов было решено провести мониторинг состояния раннего языкового образования в Москве.
Результаты мониторинга показали важность и необходимость более широкого распространения современной стратегии раннего языкового образования, которая позволяет не только развивать речевую деятельность детей, но и обеспечивать преемственность в развитии личности ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
Ученые и практики выразили мнение, что наибольшую эффективность в языковом образовании детей можно достичь в условиях прогимназии, где происходит непрерывное коммуникативно-речевое развитие детей, без стрессовых ситуаций перехода ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу. Этот тип учреждений наиболее благоприятен для развития ребенка еще и потому, что только к 10-12 годам мозг физиологически завершает свое развитие (не происходит прироста его массы), завершается формирование функциональных систем организма и речевая функция преобразуется в речевые механизмы, что способствует формированию языковых обобщений. И если ребенок находится в едином образовательном пространстве в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте, то это обеспечивает эффективность и качественно новый уровень его языкового образования.
Комментарии