Прошел Московский городской конкурс по современным информационным технологиям «3D БУМ». Он организован Экспертно-консультативным советом родительской общественности при Департаменте образования города Москвы, проектным офисом «Школа новых технологий» Департамента образования и информационных технологий г. Москвы совместно с ЦМИИТ «Центр прототипирования МИИТ».
Мы являемся одними из участников этого конкурса в номинации «Дети – детям». Команда нашей школы состояла из двух человек – учащихся седьмого класса Арсения Стеблевского и Дмитрия Лосевского. В рамках конкурса нам необходимо было создать образовательное 3D-пособие для незрячих детей. Для этого предстояло решить много разных задач и многому научиться как мне, педагогу, так и ребятам.Первая важная задача, которая встала перед нами, – освоение инженерного программного комплекса SolidWorks, в котором по условиям конкурса нам предстояло создать свои модели. В течение трех месяцев мы получали навыки работы с этой программой в Московском государственном университете путей сообщений императора Николая II (МИИТ). Учились вместе и ученики, и учителя.Конечно, нам хотелось создать хорошие, интересные и полезные изделия. Для этого надо было решить вторую задачу: изучить особенности восприятия, особенности коммуникаций незрячих детей. Нашими консультантами выступили тифлопедагоги московской школы-интерната №1 для слепых детей.Следующая задача – создание моделей в среде программы SolidWorks. Ребята, проявив свои знания и творческие способности, создали 3D-модели для пособия, полные модели геометрических фигур для приложения, а также модели навигатора (маршрутизатора).После подготовки моделей команда приступила к написанию текста для пособия. Эта задача оказалась не такой простой. Ведь текст надо было написать для образовательного пособия по математике для слепых дошколят. Изучили и обработали огромное количество информации. Консультировались с психологами и тифлопедагогами.И последняя задача – сборка пособия. По условиям конкурса пособие участники должны были создать своими руками. Благодаря усидчивости, творческим и дизайнерским способностям членов команды в свет появилось образовательное 3D-пособие по математике «Объемные геометрические фигуры» для незрячих детей дошкольного возраста.В пособии на простом и интересном языке рассказывается о геометрических фигурах – сфере, цилиндре, пирамиде, конусе, кубе и параллелепипеде. Приведено много примеров объектов реального мира, похожих на эти фигуры. Пособие оснащено 3D-моделями геометрических фигур и красочными иллюстрациями, имеет два приложения – полные 3D-модели геометрических фигур и 3D-навигаторы (маршрутизаторы) для незрячих первоклассников, позволяющие ориентироваться в школьном здании (на примере нашей школы).Созданное пособие призвано развивать у незрячих детей дошкольного возраста познавательную деятельность, формировать сенсорный опыт в процессе выполнения детьми предметно-практических действий, формировать умения выделять в окружающей среде предметы геометрической формы, научить узнавать и различать их, использовать в создании элементарных конструкций, повысить интерес дошкольников к обучению, развивать логическое мышление, память. Использование вкупе с пособием объемных геометрических моделей (приложение к пособию) нацелено на обеспечение эффективной подготовки незрячих детей к элементарным математическим представлениям. Такое пособие с красочными иллюстрациями будет интересным и для здоровых детей дошкольного возраста. А самое главное, что ознакомить детей с таким пособием смогут такие же дети, которые выступят в роли учителя.Второе приложение к пособию – навигатор (маршрутизатор) для будущих первоклассников – выполнено в двух вариантах:1) на специальном пластике – для незрячих детей;2) в виде рельефных мнемосхем на цветной подложке – для незрячих и слабовидящих детей.Оба варианта представляют собой 3D-модели схем этажей школьного здания со специальными знаками-ориентирами и маршрутными дорожками. Навигаторы соответствуют всем требованиям, предъявляемым к подобным изделиям для незрячих детей, и готовы к практическому применению. Все изделия выполнены из экологически чистого и безвредного пластика.Конкурс «3D БУМ» во многом отличается от привычных конкурсов по современным компьютерным технологиям. Хотелось бы отметить несколько значимых моментов.1. Связь между детьми – участниками конкурса и детьми с ограниченными возможностями здоровья, проявление внимания к незрячим детям со стороны детей-конкурсантов.2. В ходе выполнения работы учитель в тесном личностном контакте выступает не только как педагог, но и как коллега по решению поставленных задач, а иногда занимает место простого ученика. Вне сомнения, это позволяет расширить границы толерантности всех участников.3. Сотрудничество участников конкурса с высшим учебным заведением. Дети посидели в аудиториях университета, послушали лекции преподавателя вуза, почувствовали на себе дух высшей школы. Это может повлиять на выбор учащимися будущей профессии.Хочется отметить, что все это время мы вместе учились, вместе узнавали новое. И трудно сказать, кто из нас был учеником, а кто – учителем. Ребята получили знания, которыми теперь смогут поделиться с одноклассниками, взрослыми, педагогами.- В таком конкурсе я участвую первый раз, – говорит Дима Лосевский. – Конкурс мне понравился, несмотря на то что готовились к нему долго, больше четырех месяцев. Я научился работать в инженерной программе SolidWorks, создавать 3D-модели. Мне понравился сам Университет путей сообщения. Скорее всего после окончания школы я буду поступать в этот университет. Приятно то, что продуктами нашего проекта могут воспользоваться незрячие дети.- Это очень интересный, творческий конкурс, – поделился впечатлениями Арсений Стеблевский. – Было нелегко. Много времени ушло на подготовку. Важно то, что мы работали в команде. У нас были сильные соперники, но мы старались и заняли первое место, что очень приятно. Думаю, что навыки создания 3D-моделей мне пригодятся в дальнейшем. Моя будущая профессия будет связана с информационными технологиями.Александр ГУСЕВ, учитель информатики школы №1349, куратор конкурса от школы
Комментарии