Этот учебный год для школы №3 города Нововоронежа юбилейный – школе исполняется 50 лет. Если учесть, что в городе атомщиков, известном не только в Воронежской области, но и далеко за ее пределами, всего четыре школы, то столь круглая дата в судьбе одной из них вполне может считаться событием радостным и масштабным. Тем интереснее поговорить с человеком, чья жизнь связана с юбиляром уже на протяжении 48 лет!
В 1974 году, еще будучи маленькой девочкой, Галина Кольцова пришла в эту школу в первый класс. После десятого поступила в Воронежский государственный университет и по окончании вернулась в родную школу учителем. Вначале работала воспитателем группы продленного дня, затем преподавала детям сложную науку химию, с 2011 по 2018 год была заместителем директора по воспитательной работе, а с августа 2018-го – директором школы №3. Только и это еще не все. Как говорит сама Галина Алексеевна, личная жизнь также неразрывно связана с родной обителью: с будущим мужем учились в одном классе, потом привели сюда своих детей, а сегодня здесь покоряет вершины знаний их внучка.
– Поэтому я не могу считать нашу школу только своей работой, так получилось, что это действительно часть жизни, – рассказывает она. – Пока училась, наблюдала, что происходит в школе, активно занималась комсомольской работой, потом работала учителем и снова смотрела как бы со стороны. Позже, когда стала завучем, появились ответственность за судьбу школы и желание что-то поменять. А когда назначили директором, пришла настоящая ответственность.
– Многое пришлось менять, как раньше хотелось?
– Знаете, к этому моменту уже поменялись взгляды. Директор – это другой уровень ответственности, и я уже понимала, как важно просчитывать каждый свой шаг и каждое решение, предполагать, какие будут последствия и результаты. Например, у нас в школе всегда проводилась большая работа по патриотическому воспитанию ребят, и мы решили не только развивать это направление дальше, но и осовременить его. Сейчас по-прежнему работает отряд юных инспекторов дорожного движения, а также юнармейский отряд «Сокол» и волонтерский отряд «Сталь». Сегодня мы активно развиваем волонтерство. За работу с этими организациями отвечают советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Галина Шамина и педагог-организатор Алина Ломтева. Должность советника новая, Галине Ивановне предложили стать советником, после того как она прошла обучение и конкурсный отбор. До этого она хорошо зарекомендовала себя как учитель русского языка и литературы и замдиректора по воспитательной работе. Недавно вернулась из Москвы с форума классных руководителей – много энергии, много идей, будем реализовывать, не отказываясь от традиций. Например, за школой закреплен памятник «Звезды славы», возведенный в честь защитников Воронежской области, погибших во время Великой Отечественной войны. Мы за ним ухаживали раньше и продолжаем это делать сейчас.
Еще одно направление нашей работы – спортивное развитие школьников. Бывший учитель физкультуры Эдуард Андреевич Чудаков (он сейчас на пенсии) очень многое сделал и для ребят, и для школы. Среди наших выпускников есть кандидаты и мастера спорта, развивались легкая и тяжелая атлетика, гребля на байдарках и каноэ. А еще он возродил в городе русскую лапту, и школьная команда всегда показывала высокие результаты. Сейчас молодые педагоги продолжают спортивные традиции.
Одновременно развивается и достаточно новое для нас направление – художественно-эстетическое воспитание школьников. Еще когда я была заместителем директора, мы выиграли проект от концерна «Росэнергоатом» и на полученный грант создали театральную студию «Волшебный занавес». Позже у нас появилась арт-компания «Ассорти», в которой дети занимаются танцами. Потом мы организовали театр моды, в нем коллекции одежды придумывают дети с педагогами. Ведет эту работу учитель технологии Оксана Попова. Самой запомнившейся была коллекция, сделанная из фантиков, конфетных оберток, пакетиков от чая, даже из упаковок стиральных порошков. Мы и представить не могли, что из отходов можно сотворить настоящую красоту и сделать ее функциональной! Это же были настоящие платья! Наш коллектив ездил на фестивали в Сочи, Петрозаводск, в Воронеже постоянно выступали, заняли много призовых мест. Оксана Петровна и сейчас ведет работу с детьми, параллельно с уроками технологии, у нас прекрасный кабинет с плитой, раковинами, вода подведена. А когда дети вместе с учителем делают выпечку, замечательный запах разносится по всей школе! А потом они нас угощают.
Еще в школе есть театр песни и свой вокально-инструментальный ансамбль. У нас очень хорошая инструментальная база, единственная в городе, в других школах подобного нет, да и в Воронеже редко у кого встретишь. Дети играют на гитарах, на ударных инструментах и выступают на различных конкурсах. Эту работу ведет замечательный преподаватель Александр Денисевич, его хорошо знают в регионе, он автор песни о Нововоронеже и прекрасный музыкант.
Таким образом, мы постарались соединить несколько важных направлений воспитательной работы – спортивное, патриотическое, эстетическое и художественное, считаю, нам это удалось. В области ежегодно проводится рейтингование школ, и наша школа среди более 700 школ региона на протяжении четырех лет входит в первую сотню. В прошлом году выпустили один одиннадцатый класс – 16 детей, из них четыре медалиста, в вузы поступили все выпускники. Также раз в три года мы участвуем в исследовании независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности и уже дважды показываем высокие результаты: по 100-балльной шкале в этом году набрали 92 балла.
– Когда я была в вашей школе, обратила внимание, как удобно размещен центр «Точка роста», с какой бережливостью относятся сами ученики и к новому оборудованию, и к мебели: чистота идеальная – ни надписей, ни царапин. Как достичь такого результата?
– Да, при этом оборудованию уже второй год. В химико-биологической, физической и технологической лабораториях занимаются дети с пятого по одиннадцатый класс. А рядом у нас открыт центр «Цифровая образовательная среда» с новыми ноутбуками и робототехникой, куда приходят и четвероклассники, но и там у нас тоже все, как новое. А знаете почему? Дети ценят красоту! И берегут ее, когда видят вокруг, а мы стараемся воспитать их такими. На сайте школы написано: «Дом, в котором уютно всем» – вот к чему мы стремимся. Поэтому младшеклассники могут подбежать к директору на перемене и обнять его, могут показать свои рисунки и поделки, рассказать, что выучили сегодня. У нас работает свой логопедический пункт, есть учитель-логопед, а прекрасный современный кабинет для социального педагога и психолога мы оборудовали опять же благодаря поддержке концерна «Росэнергоатом».
Есть и еще одна своя изюминка – группа продленного дня. Казалось бы, что тут может быть особенного, они есть во всех школах, но у нас таких групп три – две на первых классах и одна сборная. Для первых классов оборудованы спальни, в которых дети спят днем. Когда мы вводили тихий час, думали, что желающих будет немного, но оказалось, наоборот, практически для всех ребят тихий час в радость. Это их первый год учебы в школе, они приходят, как правило, из детских садов, и привычка послеобеденного сна сохраняется. Мы видим, насколько такой режим полезен детям, они отдыхают и потом чувствуют себя лучше. Конечно, во втором и третьем классах это не практикуется, там ребята бодрствуют весь день, но первоклассники же еще маленькие, из них очень редко кто отказывается ото сна, а если такое случается, то воспитатель находит для них спокойные занятия в виде настольных игр или чтения. А большинство первоклассников с удовольствием спят!
– Такие дополнительные удобства накладывают на школу определенные обязанности, как справляетесь?
– Было время, когда мы отдавали постельное белье родителям, и они сами стирали. Но теперь у нас в школе созданы все условия и мы справляемся своими силами. У нас есть технические работники, ответственные за уборку спален групп продленного дня.
– А как относятся работники к введению новых для них обязанностей?
– В нашей школе не авторитарный директорский контроль, мы все решаем совместно. На 515 учеников приходится всего 30 сотрудников, еще 3 человека – административно-управленческий персонал – директор и два заместителя. Коллектив небольшой, но очень дружный. И когда мы принимаем решение, стараемся учитывать мнение каждого, но за мной как за директором остается последнее слово. И то же относится к техперсоналу. Когда закрепляем обязанности, говорим не только об уборке территории, но и о санобработке комнат, спален, о стирке постельного белья. Все обязанности обговариваем в самом начале. Что касается вознаграждения, в школе есть премиальный фонд – то, что называется стимулирующей частью оплаты труда. Для учителей мы эту доплату используем чаще, для техперсонала – реже. Но стараемся их тоже поощрить дополнительными отгулами в каникулярное время. Хотя в целом с финансами сейчас нелегко, как и везде, большинство работают не на одну ставку, а в основном на полторы.
– Когда я общалась с родителями ваших учеников, услышала очень хорошие отзывы: «Это школа, в которой любят детей». Что должен делать директор, чтобы так говорили родители?
– Думаю, надо любить свою работу и уважать тех, кто с тобой рядом. Учителям ведь сейчас тоже очень трудно, и директор должен считаться с их мнением, тогда в коллективе все будет хорошо. И конечно, важно любить детей, родители правы! Когда все это есть и ты живешь в такой атмосфере, дышишь этим воздухом, тогда и получается все хорошо.
– Каковы ближайшие планы директора?
– Ремонт оставшихся помещений, до которых пока очередь не дошла. А также привлечение в коллектив молодых специалистов. Это обязательно надо делать, чтобы опыт и талант тех, кто уже много лет работает здесь, не ушел в никуда. Сейчас средний возраст в педколлективе – 52 года. Надо, чтобы школа продолжала жить, сберегая все то лучшее, что есть в ней сегодня, тогда будет продолжение, да и деток больше придет, это тоже важно!
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронежская область
Комментарии