Перелистывая книгу В.А.Сухомлинского «О воспитании» наткнулась на такую цитату: «Каждый ребенок был для меня миром – совершенно особым, уникальным. Для меня было бы самым большим наказанием, если бы подросток прошел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым, безликим, значит, ты не сумел ничего оставить в нем. И вряд ли для учителя может быть что-либо печальнее такого финала».
Эту цитату мне хочется донести до всех учителей и родителей. Наше отстранение от проблем детей приносит горькие плоды. Часто слышу: мол, какие у них проблемы? Накормлены, одеты, все, что захотят, получают от родителей: и компьютеры современные, и украшения золотые, и крутые наряды (платье на выпускной вечер – целое состояние средней российской семьи). Но разве воспитание – это потакание ребенку во всем, удовлетворение его материальных потребностей? Нет, конечно! Однако понять ребенка, вникнуть в его проблемы нам, взрослым, бывает некогда. Ребенок пытается достучаться до нас разными способами: пропуск уроков, яркий макияж, грубость… Это своего рода сигнал. Что-то случилось. Стучись в сердце ребенка, и оно обязательно откроется.Проработав в школе по нынешним меркам целую вечность – старшей вожатой, учителем начальных классов, завучем, директором, – я поняла, что сегодня достучаться до ученика гораздо труднее, чем раньше. Другие времена – другие дети.Несколько лет назад мне пришлось познакомиться с девочкой. Знакомство наше произошло неожиданно и скорее походило на встречу двух айсбергов. Нас свел чисто житейский случай. Но сразу между нами возникла стена непонимания и недоверия.Эмоциональная, самоуверенная, независимая девочка из хорошей семьи казалась воспитанной, но позволяла себе жестко судить о людях, даже хамила. Тяжко было налаживать с ней отношения. Но мне хотелось доказать ей обратное, понять ее. Прошло немало времени, прежде чем мы подружились. Мне далось это нелегко. Сделала вывод, что дети воспринимают жизнь такой, какая она есть, честнее, чем мы, взрослые. Все-то мы выгадываем, хитрим…Сегодня я даже в какой-то степени благодарна этой умной девочке, что заставила меня понять эту простую истину и что-то в себе самой.«Я всегда стремился убедить учителей в том, что если ты видишь ученика только из-за своего стола, если он идет к тебе по вызову, если весь его разговор с тобой только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут, – писал Сухомлинский. – Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты». Как это верно!Марина СОРОКИНА, директор основной школы, с. Андреевка, Адамовский район, Оренбургская область
Комментарии