search
main
0

Дети больше похожи на свое время, чем на своих родителей…

В конце ноября 2015 г. в Черняховском областном педагогическом институте состоялся международный молодежный форум «Диалог культур и религий», в программе которого были телемост с коллегами из Томска и Биробиджана, заседание круглого стола «Идентичность и межкультурный диалог», доклады студентов.

Мы надеемся на то, что на статью Лазаря Моисеевича Фуксона, долгие годы возглавлявшего систему образования Калининградской области, откликнутся прежде всего преподаватели Московского городского педагогического университета.

Как всегда, при проведении таких крупных мероприятий что-то удалось, что-то требует доработки, но нельзя не отметить директора ЧПИ доцента Е.Поднебесных и ее коллег, которые постоянно уделяют внимание формированию у будущих педагогов четкой нравственной позиции при оценке самых актуальных проблем современности. Достаточно назвать темы некоторых студенческих докладов: «Культура Калининградской области – единство и своеобразие», «Геноцид армян глазами очевидцев», «Холокост на Янтарном берегу», «Хрустальная ночь в Тильзите». О Хрустальной ночи, других событиях, связанных с массовым уничтожением евреев в 1939-1945 гг., нетленная память хранится в мемориальном музее на Поклонной горе в Москве. О его работе по воспитанию школьников столицы и других городов рассказала научный сотрудник этого музея Наталья Анисина.Гибель в годы Второй мировой войны 6 миллионов евреев большинство людей связывают с маниакальным антисемитизмом Гитлера и его приспешников. Но мало кто знает, что за три века до холокоста уже были убийства евреев, подобные нацистским. В 1648-1649 гг. под руководством украинского гетмана Богдана Хмельницкого была устроена резня, в которой были убиты более 100 тысяч евреев (в то время все мировое еврейство составляло около полутора миллионов человек). Описанные современниками зверства, которые учиняли казаки Хмельницкого, невозможно читать без слез и содрогания. Трудно поверить, что люди, созданные по образу Бога, способны на такое. Многих евреев, которые не были уничтожены в той резне, продавали в рабство на Константинопольском невольничьем рынке. А если вспомнить еще, кто организовывал Бабий Яр, кто сжег заживо более трехсот белорусских крестьян в Хатыни, кто уничтожил 7000 узников лагеря «Штутгоф», в основном женщин и детей, в Пальмниккене (ныне пос. Янтарный Калининградской обл.)! Одно из первых потрясений я пережил в старшие школьные годы, прочитав о зверствах, которые чинили бандеровцы в послевоенное время. Они не просто убивали своих врагов, а надевали им на голову обруч и сжимали его до тех пор, пока жертва не погибала. Эти и другие обнародованные в последнее время факты дают понимание многого, происходящего сейчас на Украине. С какой помпой во времена Ющенко были присвоены звания Героев Украины Бандере и Шухевичу! Естественно, описание их «подвигов» вошло во все украинские школьные учебники по соответствующим предметам, моральная база подведена, так сказать, воспитание на примере «героев». А что мы можем сказать нашим детям, даже после того как Украина стала перевалочной базой для будущих игиловцев, после организованных при попустительстве украинских властей энергетической и продовольственной блокад населения Крыма? По-прежнему «братья навек»? Я не призываю углублять воспитательную пропасть, которую в течение четверти века целенаправленно формировали, а сейчас продолжают воспитывать ненависть к России у целого поколения украинской молодежи. Самое неприятное – так это то, что сформированную под воздействием семьи и школы человеческую позицию они готовы пронести через всю жизнь, передать ее детям и внукам.У меня такое ощущение, что мы будто стесняемся таких фактов украинской и собственной истории, которые бросают тень на великую дружбу двух народов. Дескать, так можно вообще рассориться навечно! Но давайте посмотрим, как преподают историю Украины и российско-украинских отношений в украинских учебных заведениях, какие учебники написаны для их школ, под каким ракурсом трактуют общеизвестные факты. В развитие того, что узнали дети в школьных классах, Рада принимает закон о запрете компартии и другие подобные правовые акты. Такой вот комплексный подход. А какова позиция нашего родного Минобра в решении названных и других идеологических проблем? Ну почему оперативно не издать для российских учащихся компактную, хорошо иллюстрированную брошюру с картами, таблицами, цитатами из первоисточников по истории Украины, Крыма и наших с этими и другими субъектами, в частности с Турцией, отношениям? Согласитесь, это было бы неплохое дополнение к базовому учебнику в ответ на вызовы времени. А сделать это можно было бы политологам, аналитикам и экспертам, которые в течение двух лет по всем центральным каналам спорят друг с другом о том, когда развалится Украина. Пока Украина еще жива, надо попытаться развернуть эту массу интеллекта и эмоций в сторону воспитания российской молодежи. А если бы уважаемому В.Соловьеву удалось пригласить министра Д.Ливанова на один из поединков или своих «Воскресных вечеров», то удовольствие получил бы весь политический спектр – от Сатановского до Жириновского, ибо сейчас только ленивый не ругает существующую в стране систему образования. Кстати, школа нуждается и в материалах, показывающих сущность шиитов, суннитов, ваххабитов, алавитов, нужно объяснить, в чем причина такого жесткого противостояния различных течений ислама. Как и, главное, кто разъяснит все это современной российской молодежи и на каких занятиях? Уж не на уроках ли основ религиозных культур и светской этики, которую преподают в 4-5-х классах, как правило, учителя начальной школы, прошедшие краткосрочные курсы в ИПК работников образования? Не свидетельствует ли такой уровень просвещения детей в вопросах религии об отношении к этому со стороны руководства Минобрнауки РФ? История со студенткой МГУ Варварой Карауловой, задержанной несколько месяцев назад на границе между Сирией и Турцией по пути в ИГИЛ, лишнее тому свидетельство. Как легко, оказывается, овладеть душами молодых людей (хочется верить, с умами у студентов МГУ все в порядке). То есть речь, по-видимому, идет об эмоциях, а не о рассудке. Эмоции – легко возбудимая материя, особенно когда речь идет о врагах того, во что молодые люди поверили или думают, что верят. Поэтому наблюдаемое на Ближнем Востоке и в Европе противостояние большинство аналитиков рассматривает как культурно-религиозное.У нас в Калининградской области в 2002-2003 учебном году в начальных классах почти половины школ региона начали преподавать курс «Основы православной культуры», были основательно подготовлены преподаватели этого предмета, для учащихся подготовлены учебники, наглядные пособия, но, увы, спустя три года вышел приказ Минобрнауки РФ, согласно которому в учебных планах школ появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение базовых религий – христианства, ислама, иудаизма, буддизма – вменялось обеспечивать все тем же учителям начальных классов. Без наглядных и методических пособий, без соответствующей подготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений это нововведение по своему эффекту сравнимо с введением в школах третьего урока физкультуры.А где же при этом пресловутая регионализация образования?! Ведь совершенно очевидно, что эти занятия проходят абсолютно по-разному в Тыве, Дагестане, Москве и Калининграде. Если душа ребенка ничем не заполнена, то, как говорится, свято место пусто не бывает. Поэтому молодые люди, в жизни не державшие в руках ни Ветхий, ни Новый Завет, легко поддаются обработке исламистов и едут неизвестно куда и неизвестно за что погибать.Раз у нас в стране школа отделена от Церкви, то ее задача – просвещенческая. Дети должны серьезно изучить этот огромный пласт культуры, называемый религией, воспитание должно постоянно опираться на нравственный потенциал Библии. Пожалуй, ничто лучше не отражает природу человека, чем рассказ о первых в истории братьях Каине и Авеле, один из которых из зависти убил другого. Не касаясь таких деталей (!), как то, что практически каждый убийца – это убийца множества людей, ибо он несет ответственность не только за свою жертву, но и за жизнь ее нерожденных потомков, которых он также уничтожил; как то, что мать Каина Ева избавила человечество от сознания, что абсолютно все люди произошли от убийцы Каина, родив еще одного сына; надо сказать, что глубинный смысл истории о Каине и Авеле в том, что любое убийство, по сути, братоубийство. Cогласитесь, что влияние Достоевского, Толстого, Бунина, других классиков нашей литературы на современного читателя, даже поверхностно знакомого со Священным Писанием, многократно возрастает.Вопрос, кто все это будет осуществлять в школе? Где подготовить учителя, который бы, будучи светским человеком, мог донести толково до сознания младших школьников, почему существуют разные религии, в чем их сходство и различие, что заповедано Богом человеку в священных книгах, почему эти заповеди всегда современны, а в старшей школе смог организовать межпредметное взаимодействие с учителями литературы, истории, обществоведения, при котором каждое историческое и литературное явление рассматривали бы с точки зрения нравственности поступков исторических и литературных героев. Этот вопрос стоит у нас в стране, где 69 теологических факультетов, не говоря уже о православных учебных заведениях. Может кто-нибудь объяснить, куда деваются выпускники этих факультетов и для чего их создавали? Во всяком случае, судя по количеству россиян в армии ИГИЛ, не для работы с молодежью. Пора разобраться с тем, для чего вообще существуют вузы и открывают те или иные специальности. Как ни послушаешь какого-нибудь отраслевого деятеля, так вся проблема отрасли – низкий процент обладателей соответствующих дипломов, приходящих работать по специальности. В первую очередь это специалисты в сфере сельского хозяйства, образования, как ни странно, медицины и многие другие. Вот уж действительно «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь: так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Так мы разбазариваем наше национальное богатство – интеллект молодых специалистов.Культурное и духовное богатство России – это русский язык. Для того чтобы увидеть, во что нынче оно трансформировалось, достаточно заглянуть в Интернет и прочитать там комментарии по различным проблемам. И не поймешь уже, «я щетаю», «старалсо» – это уровень грамотности или, по мнению некоторых специалистов-филологов, особый языковой сленг. По-моему, никто толком не изучает интернетное языковое творчество, проявляющиеся тенденции и языковые особенности.Сейчас все проблемы, связанные с русским языком выпускников школ, валят на ЕГЭ. Дескать, в школе сегодня учат не русскому языку, а как сдать ЕГЭ по русскому языку. Но как учащийся может узнать литературный русский язык без чтения художественной литературы, что нынче делают, чтобы привлечь учащихся к чтению? Для этого существуют, на мой взгляд, два пути. Во-первых, изучение истории и литературных произведений должно быть синхронизировано, и это может мотивировать у ребят интерес к чтению. Во-вторых, устный государственный экзамен по литературе с этой точки зрения более эффективен, чем сочинение. Кстати, такой опыт есть в Калининградской области. В начале ХХI века выпускники калининградских школ сдавали устный экзамен по литературе, что заставляло учащихся прочитать литературные произведения, знать наизусть около 15 стихотворений. Во время своего посещения Калининградской области в 2005 году Людмила Вербицкая назвала этот экзамен «гениальной находкой Калининградских словесников». Однако так как этот экзамен был введен в рамках регионального компонента образования, то в 2006 году он почил в бозе вместе с региональным компонентом, а ЕГЭ по литературе нынче выбирают лишь два процента выпускников – те, кто собирается поступать на филологию, журналистику и тому подобные специальности.Может, список обязательных для прочтения книг стоит разделить на два уровня: один (обязательный), так сказать, минимум, без прочтения которого мы не можем говорить, что выпускник имеет среднее образование, а второй – по выбору учителя и учащихся. Пока же в школах ничего не изменилось в ответ на современные вызовы.Почти сто лет назад (1925 год) У.Черчилль заметил: «Чтобы стать лучше, надо меняться. Чтобы стать лучше всех, меняться надо каждодневно». Вроде бы мысль неновая, но все же, все же, все же…

Лазарь ФУКСОН, заслуженный учитель Российской Федерации

От редакции

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте