Кабанский район – преимущественно промышленный. В нем работают цементный, шиферный, рыбоперерабатывающий заводы. В системе образования двадцать две школы, восемнадцать дошкольных учреждений, шесть домов творчества, две ДЮСШ, есть коррекционная школа в поселке Селенгинск и еще детский дом в поселке Каменск. Первичные профсоюзные организации действуют в каждом образовательном учреждении. К сожалению, в связи с переходом на новую систему оплаты труда в школах идет заметное сокращение штатов. С начала года численность районной организации уменьшилась почти на 200 человек. И это не единственная проблема, которую приходится решать профсоюзу образования.
«Проблем очень много, – рассказывает Зинаида Викторовна Бурлакова, которая возглавляет районную организацию профсоюза уже 23-й год. – Мы долго занимались вопросом коммунальных льгот для учителей, проживающих и работающих в сельской местности, и решили его положительно. Для этого райкому пришлось обратиться в Верховный суд России, и при поддержке рескома профсоюза этот суд мы выиграли.
В республике была проблема с выплатами за книгоиздательскую продукцию. Учителям предлагали получать компенсацию не в денежной форме, а «натурой», например, мясом. Наша районная организация первой отказалась это делать. На республиканской конференции мы выдвинули требование погасить задолженность по книгоиздательской продукции и коммунальным платежам. Мы также решили выразить недоверие правительству республики, если наши требования не будут удовлетворены. В результате все наши условия были выполнены. Кроме того, райкому профсоюза удалось решить вопрос со старшими медицинскими сестрами, которые работают в образовательных учреждениях: в перечне на коммунальные льготы школьных медсестер не было, теперь им предоставляют льготы, как и другим медикам, работающим на селе».
Первой нас принимала школа в селе Шигаево. Численность учеников этой сельской школы значительно сократилась из-за демографической ситуации: если в прошлом учебном году было 270 ребят, в этом году их 245.
Школа известна тем, что мальчики получают здесь профессию водителя и тракториста-машиниста. «Сейчас идет разговор о том, что профессиональное образование нужно полностью отдать училищам, но есть большое «но»: социальное положение у нас не простое, – объясняет заместитель директора по воспитательной работе Лариса Анатольевна Хамуева. – Рядом с нами раньше работала Твороговская птицефабрика, которая снабжала своей продукцией чуть ли не всю республику. В начале двухтысячных годов хозяйство распалось, люди остались без работы. И в нашей школе в основном учатся дети безработных родителей. Многие семьи не могут отправить детей на учебу, и часто ребята после окончания школы просто остаются дома. У нас они могут получить профессию, а это большой плюс».
Профессиональное образование платное. Например, получение профессий водителя и тракториста обходится за два года обучения в восемь тысяч рублей. Даже такая сумма для неработающих родителей очень велика. Чтобы заработать деньги, ребята на пришкольном участке выращивают овощи: капусту, картофель. Если дети не ленятся, то таким образом вполне могут оплатить свое обучение. В школе можно получить и профессию цветовода-дизайнера. Здесь есть большая оранжерея: в ней выращивают розы, астры, даже виноград. А в феврале созревают огурцы.
При школе работает центр краеведения, клуб гиревого спорта. Участники клуба выступают с сольными программами и даже выиграли грант, закупив специальные тренажеры для своих занятий. Есть творческое объединение «Росинка», одна из его участниц получила призовое место на конкурсе «Жемчужина Байкала».
К сожалению, из-за того, что детей все меньше и меньше, а переход на подушевое финансирование уже состоялся, фонд оплаты труда образовательного учреждения сокращается, но администрация делает все, чтобы оставить людей на работе, пусть с меньшей зарплатой.
Весь коллектив школы, насчитывающий пятьдесят человек, состоит в профсоюзе. Действует комиссия по охране труда, комиссии по социально-трудовым проблемам, культурно-массовой работе и ревизионная.
Председателю первичной организации Наталье Сергеевне Денисовой администрация школы сохранила одну из немногих в районе ставок психолога. Теперь к ней обращаются из других образовательных учреждений района, если нужно провести какие-то психологические исследования. Наталья Сергеевна работает как психолог не только с детьми, но и с их родителями. Как председатель профкома она включена в управляющий совет школы, который занимается распределением стимулирующих выплат. Правда, сама Наталья Сергеевна на баллы за профработу из-за природной скромности не претендует, хотя в районном соглашении они предусмотрены.
Сельские учителя часто держат подсобное хозяйство, поэтому на отдых, особенно в летнее время, удается выделить всего пару дней. В июне-июле профком организует однодневную поездку на Байкал. Зимой учителя на школьном автобусе выезжали на каток в соседнее село. А этим летом председатель школьной первички вместе со старшеклассниками сплавлялась от границ Монголии до Посольского Спасо-Преображенского монастыря на берегу Байкала.
В этом монастыре, который в 1995 году внесен в перечень памятников федерального значения, удалось побывать и нам. Его посещение является обязательным пунктом в туристическом маршруте, разработанном коллективом средней школы села Посольское.
Директор Светлана Александровна Осетрова, как и администрация Шигаевской школы, ратует за сохранение коллектива и ценит каждого сотрудника: «У нас работают 26 человек. Все – члены профсоюза. Ставки сократились, но людей мы не увольняли. По поводу сокращения мы проводили трудовое собрание. Учителя приняли совместное решение, согласившись работать на неполную ставку, лишь бы остаться в школе».
Такое единодушие в сложном вопросе – доказательство того, что в этом коллективе отношения основаны на взаимовыручке и коллегиальном принятии решений. «С введением НСОТ роль профсоюза возросла, – отмечает Светлана Александровна. – Экспертная комиссия расставляет баллы, и я уже не несу за это никакой ответственности, там все решают представители профкома и родительской общественности».
Посольская школа входит в реестр ведущих образовательных учреждений России. Она работает по программе развития «Мы – дети Байкала». Десятиклассники школы разработали программу «Палаточный экогородок», которая реализуется совместно с администрацией поселения. Администрация этим летом поставила бочки для мусора на берегу Байкала, дети их раскрасили и разбили на озере палаточный городок. Ученики трех старших классов там не только отдыхали, но и вели просветительскую работу среди туристов. Цель такой работы – собрать неорганизованных туристов, отдыхающих в здешних местах, и сделать небольшие экскурсионные тропы. Одна тропа уже разработана. Помимо посещения Спасо-Преображенского монастыря, она включает визит в школьный краеведческий музей.
Директор Светлана Александровна согласилась быть моим экскурсоводом. В музее хранится утварь и одежда поморов, издавна живших на берегу Байкала. Его экспонаты – дар жителей сел Посольское и Истока: бочонки из цельного дерева для хранения муки, чугунки, самовары, одежда. В отдельных залах представлены экспонаты, рассказывающие об истории поселка, сведения о рыбацких династиях. Есть отдельный зал, посвященный жителям села, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Посещение сельских школ Бурятии позволило мне еще раз убедиться в том, что недостаток необходимых материальных средств, хотя бы частично, восполняется энтузиазмом педагогических коллектив, а также в том, что при сегодняшней ситуации в образовании в новом отчетном периоде работы у профсоюза будет немало.
Комментарии