Как всегда, больше всех повезло Пушкину. Из года в год на конкурс “Сто друзей” словесники присылают материалы по его произведениям. Наверное, это объективно, потому что великого русского классика изучают в 9-м классе в большом объеме. Может быть, это еще и отголоски пушкинского юбилея.
Другая линия, прослеживаемая в сценариях по внекласной работе, связана с литературным краеведением. Конечно же, краеведческие работы заслуживают уважения. В них чувствуется профессионализм, видно участие школьников. Обидно, что почти все сценарии составлены традиционно: проза чередуется со стихами и оформляется рисунками.
На конкурс представлено много разработок по внеклассному чтению. Один из конкурсантов предлагает одиннадцатиклассникам повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие…” Педагог, скорее всего, недооценивает возможности школьников: ведь есть произведения о войне значительно сложней и глубже по содержанию. К сожалению, в работах по внеклассному чтению вопросы во многом традиционны. Зачастую они построены лишь на воспроизведении, простом пересказе материала и требуют однозначных ответов. Эти вопросы не побуждают к дискуссии, к личностному восприятию прочитанного.
На предыдущих конкурсах в учительских разработках встречались попытки отразить состояние современной литературы. К сожалению, в этом году таких работ нет.
Очень часто в конкурсных работах учителя используют форму популярных телепередач: “Счастливый случай”, “Поле чудес”, “Что? Где? Когда?”. Интересно обращение к форме передачи “Женские истории”. Но оно не всегда оправданно, потому что, допустим, работа о судьбе Натальи Гончаровой выполнена тяжеловесно и однообразно, хотя и “воссоздает всеохватную картину жизни” жены великого поэта.
Теперь перечислим несколько работ, которые заслуживают внимания и поощрения.
Самая оригинальная конкурсная разработка – вечер-игра “Здравствуй, поэт!”, посвященная жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Она выполнена Ниной ЗАХАРОВОЙ, учителем школы N 100 города Железногорска Красноярского края.
Заслуживает внимания работа по русскому языку Нины МИТРОФАНОВОЙ из города Мончегорска Мурманской области. Ее обобщающий урок по числительным выполнен живо и разнообразно.
Зоя ПОТАПОВА, самая молодая из участников конкурса, из школы N 7 города Мончегорска Мурманской области представила очень интересный урок по русскому языку “Экспрессивные возможности имени прилагательного в художественном тексте”.
Хочется отметить разработки Марины ПУГОВКИНОЙ из города Усолье-Сибирское Иркутской области, выполненные по теме “Система образов в повести Чехова “Степь” и романе Льва Толстого “Воскресение”. Эти произведения не входят в школьную программу. Они предлагаются для внеклассного чтения или ознакомления. Материал сложный, объемный.
Некоторые участники конкурса прислали несколько работ. Среди них выделяется Николай РУХЛЕНКО из Чернянского района Белгородской области со своей разработкой, которая посвящена 200-летию Владимира Даля.
Просто и толково выполнен урок-размышление “Что есть красота и почему ее обожествляют люди” (по страницам творчества Николая Заболоцкого). Автор работы – преподаватель лицея N 18 города Орла Людмила САВЕЛЬЕВА.
Интересна литературная гостиная для учащихся 7 – 9-х классов “Тихая моя родина” Людмилы СТРЕЛЬЦОВОЙ из поселка Новый Торъял Республики Марий Эл. Знакомство с яркими произведениями отечественных писателей и поэтов воспитывает у школьников любовь к малой родине, к родному краю.
Самобытен литературный вечер в 10-м классе “Ему было двадцать четыре…” Валентины КУЗНЕЦОВОЙ из кадуйской школы N 1 Вологодской области. На примере жизни и творчества Сергея Копничева, вологодского поэта, учитель обращает внимание старшеклассников на то, как богата Россия талантливыми людьми, выросшими в глубинке.
Среди уроков внеклассного чтения легкостью и изяществом выделяется творческая разработка по детективам. Ее автор – Ирина СОКОЛОВА, преподаватель медучилища из города Саров Нижегородской области. Конечно, такие уроки не претендуют на философские глубины русской классики, но и они должны иметь место. Никуда от этого не деться – интерес к детективам среди школьников в последние годы заметно вырос. Эта работа хороша тем, что в ней виден элемент игры, интересных сравнений, автор говорит о классиках жанра, прослеживает историю развития детектива.
Семен ОВСЯНКИН
Комментарии