Разрыв между уровнем подготовки в элитных и массовых школах все больше увеличивается. И это на фоне заявления властей, что каждый российский школьник независимо от того, где он проживает, должен получить доступное и качественное образование. Так что предложение президента Российской академии наук (РАН) Александра Сергеева о необходимости изменить статус порядка сотни лучших российских школ, чтобы они «максимально эффективно готовили детей к университету и дальше в науку», выглядит по меньшей мере странным.
В нашей стране крепка традиция реализации некоторыми школами сложных образовательных программ, ориентированных на углубленную подготовку детей. До недавнего времени к таким учебным заведениям относились гимназии и лицеи, зачастую имеющие дополнительные источники финансирования. В прошлом году Министерство просвещения запустило в 16 регионах пилотный проект по передаче муниципальных школ на региональный уровень управления. Организаторы эксперимента также рассчитывают на увеличение финансирования этих школ.
Механизм реализации проекта, инициированного Российской академией наук, предстоит тщательно продумать. По какому принципу отбирать детей в такие школы? Как обеспечить их присутствие там? Будет ли организован подвоз учащихся, что уже снижает привлекательность этих школ, или дети будут учиться в интернате, к чему готовы далеко не все? С какого возраста можно будет поступить в такую школу? Наконец, самый главный вопрос: что делать с детьми, которые не попадут в категорию одаренных? Где будут учиться они? К таким проектам нужна основательная подготовка. Необходимо продумать каждую мелочь, чтобы ни один ребенок не был ущемлен в своих правах или интересах.
Ведь талантливых и неординарных детей у нас гораздо больше, чем могут вместить в себя элитные школы. Так, в 2018 году Общероссийский народный фронт совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» провел опрос более 2000 школьников. Из них 44% отметили, что обладают определенным талантом, который они стараются развивать самостоятельно, без посторонней помощи. А почти 9% признались, что не могут самостоятельно заниматься, чтобы развивать свои способности, и в раскрытии их таланта им никто не помогает. В общей сложности практически 8 из 10 школьников отметили, что у них есть талант в определенной сфере.
Поэтому создавать равные возможности нужно абсолютно для всех детей. При этом каждому ребенку необходимо не только дать возможность развить то, что заложено в нем природой и семьей, восполнить то, чего не хватает, но и помочь получить опыт преодоления трудностей, опыт созидания. И главное – нужно научить его быть самостоятельным, договариваться с людьми, организовывать вокруг себя пространство творчества и инициатив. Созданию такой системы образования посвящены все наши действия.
Однако я абсолютно уверен, что все это не дает нам права делить детей по сортам и создавать для одних тепличные условия, а других финансировать по остаточному принципу. Нам необходимо дать нормальное образование всем детям, без исключения. С моей точки зрения, высокий в среднем уровень образования людей важнее высоких достижений отдельных граждан. Поэтому я не против школ для одаренных детей, но это не должно быть в ущерб обычным школам и обычным детям.
Пока же, как известно, российская начальная школа, по исследованиям PIRLS, занимает лидирующие позиции, а вот старшая, по данным PISA, сваливается в третий и четвертый десяток, причем положительной динамики, увы, не наблюдается.Борис ЧЕРНЫШОВ, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член Высшего совета ЛДПР:
– Согласен с тем, что статус лучших российских школ пора изменить, переведя их из муниципального подчинения в региональное. Это действительно поможет учителям обучить намного больше одаренных детей, развив их таланты во благо России. Такие дети смогут общаться с равными себе в специализированных гимназиях, школах-интернатах, лицеях, изучая то, что не будет интересно их сверстникам из обычных школ. Они и мир видят совсем по-другому, поэтому к ним нужен особый подход. Мы же отбираем лучших спортсменов, например, обучаем их отдельно, с ними работают профессиональные тренеры. Так почему бы не сделать то же самое для одаренных детей?
Тем более что нередки ситуации, когда в одном классе учатся отличники и отъявленные хулиганы, которым педагоги вынуждены уделять повышенное внимание. Поэтому я предлагаю обратить внимание на опыт западных стран, когда детей группируют по уровню их развития, как это было сделано в США, Японии и Китае.
Каждый ребенок до поры до времени гений, потому что он познает мир впервые, не зная заранее каких-то догм.
Позволю себе процитировать свое стихотворение: «Обобщи человеческий лик и уверься, что это ребенок».
В целом же сама идея создания специальных школ для особо одаренных детей оскорбительна для всех остальных. Выходит, что они неодаренные, как бы второго сорта. Это не только нравственно неточно, но и социально вредно.
Надо сказать, что великие ученые не оканчивали специальные школы. К примеру, Ломоносов не обучался в школе для одаренных детей, а, наоборот, был в классе, где все значительно моложе его. Он был исключением, скажем так, переростком. Ни Менделеев, ни Королев, ни Павлов тоже не оканчивали какие-то специальные школы, хотя наверняка были детьми особенными.
Эта инициатива по отделению агнцев от козлищ невыгодна для нации и государства.
В свое время была система кружков, служившая развитию талантов. Эта система себя оправдала. Все советские кадры – и научные, и литературные – взращивались в недрах обычной школы при наличии кружков по интересам.
Комментарии