В городском комитете по культуре и информации работает восьмилетняя Ириша. Она проводит вечера отдыха, участвует в организации Дня города. Ириша вовсе не «политический вундеркинд», обычная девочка, в местной мэрии ее окружают сверстники. В любой другой школе сферу ее деятельности назвали бы привычно и неинтересно – «культурно-досуговый сектор». Но в 128-й школе города Екатеринбурга начальное звено представляет собой самостоятельный город с собственными выборными органами руководства и рабочими комитетами.
Первого сентября новоиспеченных школьников знакомят с устройством Города-Солнца, жителями которого они теперь стали. По районам (параллелям) проводит экскурсию лично мэр, читает законы города, приглашает в их новый дом (класс), название которому им предстоит придумать, – всего 19 домов. В этом году 150 первоклашек, больше, чем когда-либо: во-первых, из-за демографического роста, во-вторых, из-за роста популярности 128-й в микрорайоне. А еще каждому вручается «лучик» – яркий желтый галстук, опознавательный знак для растущего населения Города-Солнца, он будет надеваться по праздникам.
Идея необычной внутришкольной организации возникла семь лет назад во время летнего оздоровительного лагеря. «Смена закончилась, мы подводили итоги и увидели, что детям такая форма очень понравилась, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе Мария Шакирова. – Мы подумали: почему бы не устроить всю жизнь начальной школы по «городскому» принципу?»
Провели конкурс на гимн, девиз, герб. В летописи Города-Солнца до сих пор хранятся те стихи, которые сочинили конкурсанты, теперь уже старшеклассники. Победили простые и теплые слова Марка Смирнова: «Из каждого оконца пусть ярко светит солнце!». А герб (его автор – Соня Гиндина, второклассница на момент сочинения) со временем стал эмблемой всей школы.
У Города-Солнца демократическое устройство. Во главе стоит мэр, который избирается путем прямого тайного голосования из числа четвероклассников. Кандидатура может быть предложена группой единомышленников, но возможно и самовыдвижение. В течение года именно он определяет направление, ритм, плотность общегородских мероприятий. «Руки» мэра – исполнительные комитеты: по физической культуре и спорту, санитарная служба, служба безопасности и другие. Законодательная основа жизнедеятельности школьного города – Положение о самоуправлении.
Самое интригующее действие – выборы мэра – проходит в октябре. Вот как развивались события годовой давности. В выборах участвовали шесть кандидатов. Их «агитационные материалы» заранее были вывешены в центральной рекреации. Кроме того, вместе с группой поддержки каждый имел право в любой момент войти в класс и представить себя, рассказать о собственной программе.
В конце первой четверти был определен день голосования. В зале собирались представители первых и вторых классов, а третьи и четвертые – в полном составе. Сначала выступили кандидаты, затем между ними было проведено состязание: на сообразительность, красноречие, быструю реакцию. Выходя из зала, избиратели получили бюллетени, заполнили их в кабинке для голосования и опустили в ящики для голосования: все по-настоящему. Оборудование школа арендует у избирательного участка, который по российской традиции арендует у школы помещение для выборов. Каждый свободен в принятии решения участвовать в выборах или проигнорировать их. Но в целом активность детского электората намного выше, чем у их взрослого «прототипа».
Тогда победил Лев Азовский. Избирателям оказался близок его мушкетерский девиз «Один за всех – все за одного», понравились активность и смелость, а также тщательно прописанная программа «10 интересных дел». Кстати, урок мэрам, он ее выполнил по максимуму. По мнению «независимых наблюдателей» (педагоги, родители, старшеклассники), настоящим выборам есть чему поучиться у этих «игрушечных», или тренировочных. Избранные лидеры никогда не претендуют на увеличение срока полномочий, ведь после четвертого класса они неизбежно покидают Город-Солнце, «переезжая» в среднюю школу. Они не отрываются от электората, зная его нужды не понаслышке.
Город-Солнце – это своеобразная «ролевая игра», в которой участвовать интересно, увлекательно и очень полезно. Эффективный тренинг лидерских качеств, развитие организаторских способностей. И первичное опробование разных социальных ролей. Вряд ли можно говорить о ранней политизации, никакой политики здесь нет, сплошная педагогика: воспитание таких качеств, как ответственность за собственное решение, самостоятельность, активная жизненная позиция.
А педагоги что? Дети многое взяли на себя, сами составляют планы, сами их осуществляют… Нет, педагогам не до безделья: деятельность учеников нужно направлять. Жизнь в Городе-Солнце и от взрослых требует активности, теребит, не дает расслабиться.
Когда я побывала в Городе-Солнце, невольно вспомнила иные ролевые игры и другие атрибуты: октябрятские звездочки, пионерские галстуки. Между ними действительно немало общего. Отличие же в целях и приоритетах. Идеология Города-Солнца – это дом, семья, взаимовыручка как главные жизненные ценности.
Екатеринбург
Комментарии