search
main
0

Десятилетия детства: гармонично развитая и социально ответственная личность

Воспитание в системе столичного образования

Кто должен воспитывать детей? Школа? Родители? Улица? А может, не нужно вмешиваться в воспитание ребенка, дать ему возможность развиваться самому? Попробуем в этом разобраться.

 

В настоящее время проблемы воспитания в образовательных организациях вышли на первый план, даже немного опередив образование. Практически во всех обращениях, адресованных к учебным учреждениям, звучит вопрос: «А как у вас с воспитанием?» С 2020 года воспитание стало одним из основных направлений работы образовательных организаций. А всегда ли это было так?

Для получения информации совершим небольшую экскурсию в прошлое. В царской России в школах преобладало духовно-нравственное воспитание, и уже тогда Станислав Шацкий, российский педагог, автор концепции внешкольного воспитания и открытой школы, считал, что только трудовая школа может дать ребенку организованную детскую жизнь, дающую разностороннее развитие личности.

В послереволюционные годы молодая страна объявила всеобщее образование – Всеобуч, и на этой основе была создана уникальная модель трудовой школы, предложенная Станиславом Шацким, в которой органично сочетались трудовая, интеллектуальная, физическая, эмоциональная и общественная воспитательная деятельность. Работа в такой школе строилась исходя из интересов и возможностей ребенка и была направлена на всестороннее развитие его личности.

Определив модель новой социалистической школы, 16 октября 1918 года Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов принял Декрет (статью №812) «О единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Система работы школы по воспитанию всесторонне развитой личности использовалась вплоть до 90‑х – до распада Советского Союза. Начало перестройки ознаменовалось тем, что понятие «воспитание» практически исчезло из нормативных документов по образованию. Его заменило понятие «образование», включающее воспитание в качестве одного из компонентов. Но может ли одна школа воспитать всесторонне развитую личность? Несомненно, что основную функцию воспитания должны брать на себя родители, это узаконено в статье 63 Семейного кодекса, которая определяет, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Никто не утверждает, что родители не занимаются воспитанием в кругу семьи, но что же получается? Дома дети ведут себя как воспитанные члены общества, а в школе совершенно забывают о нормах поведения и морали. Об этом свидетельствуют случаи буллинга (травли), который стал распространяться не только на учеников, но и на учителей, скулшутинга (вооруженных нападений). Конечно, в семье этому не учат, но разногласия в вопросах воспитания родителей и учителей приводят к негативным явлениям со стороны обучающихся.

Мы не должны забывать и об уличном воспитании. Так уж оно страшно, как думают многие родители, и стоит ли бояться негативного влияния двора на воспитание ребенка? Естественно, беспокойство родителей, касающееся уличного окружения, вполне обоснованно. Но тем не менее во дворе ребенок может приобрести и много положительных качеств: общительность, ответственность, самостоятельность, становление характера, нестандартное мышление. Но в основном родители не видят или не хотят видеть положительные стороны влияния улицы на детей, а отрицательные, наоборот, отчетливо прослеживаются – плохая компания с вредными привычками, травматизм и др.

Вот и получается, в школе одно воспитание, в семье – другое, а на улице – уже третье. Все воспитывают: школа, родители, улица, но итог – лебедь, рак и щука. Пришло время объединить все усилия в единую систему воспитания, только комплексный единый подход поможет воспитать всесторонне развитую личность. Данная функция возложена Департаментом образования и науки города Москвы на Московский центр «Патриот.Спорт», который выполняет роль координационного центра по восстановлению и созданию комплексной системы воспитания в Московском регионе.

Нормативно-правовая база по воспитанию практически не обновлялась после 1990 года. В предыдущем Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266‑1 воспитание представлено одним из компонентов образования. В 2020 году Министерство просвещения России решило вернуть общеобразовательным организациям воспитательную функцию, в связи с чем были приняты нормативные документы и разработаны методические рекомендации о воспитательной деятельности в образовании. В мае того же года Президент РФ Владимир Путин инициировал изменения в Законе «Об образовании в РФ», которые касались усиления воспитательного процесса в стенах учебных заведений, и был принят Федеральный закон от 31.07.2020 №304‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об образовании» примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

Для выполнения закона Правительством РФ были приняты два распоряжения о воспитательной деятельности, которые утвердили план мероприятий по реализации в 2021‑2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, цель которого – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

На основании изменений в Закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся, федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» приняло от 07.10.2021 года проект примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, которая определяет конкретные действия по воспитательной деятельности. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, приобщение к традиционным духовным ценностям. Она реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

С 1 сентября 2021 года все образовательные организации Департамента образования и науки города Москвы приступили к реализации рабочих программ воспитания в соответствии с Федеральным законом №273‑ФЗ и внесли изменения в основные образовательные программы в части воспитания.

Для разработки актуально значимых проектов по восстановлению системы воспитательной деятельности Московским центром «Патриот.Спорт» было проанализировано более 600 воспитательных практик, представленных образовательными организациями. Вывод: школы реализуют много проектов, но отсутствуют система и разносторонность, особенно это отразилось на трудовом воспитании, которое всегда было основным направлением и имело комплексный подход. Из всех воспитательных практик порядка 30 проектов были по трудовому воспитанию.

Для развития системы воспитательной деятельности центром разработаны следующие проекты: «Клуб организаторов воспитательного процесса», цель которого – создание площадки для свободного обмена идеями и опытом работы профессионального сообщества заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, офицеров-воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов. В рамках деятельности клуба его члены формируют алгоритмы решения реальных ситуаций, которые возникают в процессе профессиональной деятельности, обмениваются опытом с коллегами и приобретают связи в профессиональном сообществе для организации совместных проектов.

«Воспитание на платформе МЭШ» – отдельный раздел Московской электронной школы, создаваемый с целью оказания помощи педагогам в организации мероприятий по воспитательной работе, предоставления родителям рекомендаций воспитательной направленности, а также внедрения интерактивных технологий в воспитательный процесс. В данном разделе планируется размещение практических рекомендаций, сценариев классных часов и родительских собраний, мероприятий, образцов и примеров планов воспитательной работы, обучающих видеороликов.

Еще один проект – «Формирование кадрового резерва заместителей руководителей по социализации, воспитанию и безопасности». Кадровый резерв формируется с целью выявления перспективных кандидатов на должность заместителя директора по воспитательной работе и развития их профильных профессиональных компетенций. В состав кадрового резерва могут войти аттестованные сотрудники организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, участники и лауреаты профессиональных конкурсов, кандидаты, прошедшие стажировки и профильное обучение, сотрудники волонтерских организаций, руководители школьных спортивных клубов, движения «Юнармия», РДШ, члены Совета молодых педагогов, Ассоциации классных руководителей.

Проект «Лаборатория безопасности» направлен на воспитание безопасного поведения на дороге и на обучение детей и подростков правилам дорожного движения. Московский центр «Патриот.Спорт» является региональным центром профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Москве. Мобильная лаборатория безопасности, оборудованная реквизитом для интерактивного изучения ПДД, приезжает в образовательные организации столицы, чтобы ребята могли научиться правильно вести себя в транспортной среде на примере дорожных ситуаций, смоделированных на занятиях. Занятия проводят педагоги-организаторы Московского центра «Патриот.Спорт» и представители экспертного центра «Движение без опасности».

На Московский центр «Патриот.Спорт» возложена функция координации воспитательной работы образовательных организаций системы Департамента образования и науки города Москвы. Центр активно взаимодействует с заместителями директоров по воспитательной работе, осуществляет оперативное информирование, размещение материалов в Telegram-канале, участвует в организации и проведении еженедельных селекторных совещаний для заместителей по воспитательной работе, проводит выездные обучающие тренинги, осуществляет методическое сопровождение педагогических команд по вопросам реализации рабочих программ воспитания. И впереди еще много идей, которые предстоит реализовать.

Алина СТУДЕННИКОВА, Московский центр «Патриот.Спорт»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте