search
main
0

Десятилетие детства. Приоритетными были и будут оставаться вопросы здоровья, образования и воспитания, безопасности детей, их физического, культурного и научного развития

​Всемирный день ребенка, отмечаемый 20 ноября, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1954 году. Именно этот день знаменует собой два события: в 1959 году Генассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка.Права детей в интересах их выживания и развития защищает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который отстаивает выполнение двух конвенций – о правах ребенка и о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В 2000 году мировые лидеры разработали цели развития тысячелетия, предназначенные для всего человечества, но шесть из восьми целей напрямую касаются нужд детей.Россия, как и большинство стран мира, имеет государственные (национальные) программы, касающиеся детей. В мае 2017 года Президентом Российской Федерации подписан указ об объявлении с 1 января 2018 года в России Десятилетия детства. Подробнее об этой программе мы беседуем с председателем Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, советником директора Московского центра развития кадрового потенциала образования Марией ЛАЗУТОВОЙ.

– Мария Николаевна, по чьей инициативе разрабатывалась программа «Десятилетие детства» и как план ее мероприятий коррелируется с Национальной стратегией действий в интересах детей?- Инициатором обширной программы поддержки детей выступила председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Это вполне объяснимо, ибо именно в верхней палате парламента представлены сенаторы из всех регионов РФ, а собственные планы мероприятий помимо федерального имеются у каждого субъекта РФ, включая Москву.Подписанный 29 мая 2017 года указ стал закономерным продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2012‑2017 годов. Отличительной же особенностью данных планов должна стать разработка четких критериев, которые не только оценивают результаты реализации программы детства, но и в не меньшей степени показывают, какие проблемы остаются нерешенными. Естественно, всегда в нашем государстве приоритетными были и будут оставаться вопросы здоровья, образования и воспитания, безопасности детей, их физического, культурного и научного развития.- Вы можете рассказать на примере Москвы, какие именно нововведения вошли в программу?- Начну с планов создания комфортных и высокотехнологичных медицинских учреждений для будущих мам. Нет необходимости доказывать, что подготовка женщины к рождению ребенка – это очень важный шаг в сохранении как будущего младенца, так и здоровья его мамы. Кстати, программа предписывает проведение акции «Подарок новорожденному». Каждой роженице при выписке из родильного дома будет передаваться специальный набор для малыша с необходимыми предметами ухода.Но вернемся к медицинским учреждениям. В Москве в настоящее время в распоряжении будущих мам находится 26 родильных домов, которые не только имеют высокотехнологичное оборудование, высокопрофессиональных медицинских работников, но и дополнительные виды родовой и постродовой помощи. Выстроена система наблюдения за состоянием здоровья будущей мамы. В ее распоряжении находятся также высококлассные специалисты разностороннего диагностического спектра.Чтобы были понятны масштабы дальнейшего развития данного направления, хочу обратить ваше внимание на некоторые цифры планируемого бюджета города в сфере здравоохранения.В 2019‑2021 годах бюджетом предусмотрено 49 млрд рублей на развитие и укрепление материально-технической базы, в том числе на модернизацию амбулаторно-поликлинической службы, а также 32,4 млрд рублей на предоставление грантов поликлиникам и больницам для материального поощрения врачей и среднего медицинского персонала. Также предусмотрено выделение 67 млрд рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (из них за счет бюджета Москвы 25,2 млрд рублей). На массовую профилактику инфекционных болезней в Москве (вакцинация) выделено 6,6 млрд рублей. Из новых направлений будет профинансировано приобретение лекарственных препаратов антикоагулянтного действия в размере 2,7 млрд рублей.В планируемый период будет построено и реконструировано 33 поликлиники, 6 подстанций «скорой помощи», 16 больничных корпусов и 17 прочих объектов здравоохранения. Безусловно, среди этих мер вопросы сохранения здоровья детей и подростков остаются приоритетными как с точки зрения оснащения детских лечебных учреждений современным медицинским оборудованием, так и высокопрофессиональными медицинскими кадрами.Я хочу напомнить читателям о выступлении мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина на Московском международном форуме «Город образования» в преддверии нового учебного года. Именно в его презентации была показана модель детства, от рождения, детского сада, образования до профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства. Впервые мэр связал вопросы детства с будущим мегаполиса.- Предусмотрены ли меры поддержки многодетных семей?- Конечно. В федеральной программе запланированы разработка и реализация в течение 2018‑2020 годов «дорожных карт» по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Альтернативный вариант – обеспечение нуждающихся в этом семей жильем – квартирами и домами.Кроме того, Правительство РФ поручило обеспечить субсидирование шестипроцентной ставки по ипотечным кредитам, выданным российскими кредитными организациями семьям с двумя или тремя детьми. Для получения кредита или займа на льготных условиях необходимо соблюдать ряд обязательных требований. Например, жилое помещение может приобретаться только на первичном рынке недвижимости, а второй или третий ребенок должен быть рожден в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. При этом при рождении второго ребенка срок субсидирования составит три года, при появлении третьего ребенка субсидии от государства будут предоставляться в течение пяти лет.- А как решается вопрос о выделении земли многодетным семьям в Москве? Известно, что для городов-мегаполисов это очень трудноразрешимая проблема.- В федеральной программе в течение 2018‑2020 годах запланирована разработка и реализация «дорожных карт» по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Как известно, в настоящее время в России многодетным семьям должны передавать не просто наделы земли, а с уже проведенной на них инфраструктурой. Альтернативный вариант – обеспечить нуждающиеся в этом семьи жильем: квартирами и домами. Действительно, для Москвы этот вопрос является наиболее сложным в связи с тем, что в городе нет такого количества земли, чтобы выделить ее всем желающим многодетным семьям. А их, как известно, 140 тысяч, и количество их, к нашей великой радости, растет. Столичный законопроект о возможности выделения земли многодетным в соответствии с федеральной программой в настоящее время на стадии разработки в Московской городской Думе. Есть предположение, что в этом законодательном акте будут предусмотрены меры субсидированного характера. Это позволит самим семьям выбирать район, где можно приобретать либо землю для частного строительства, либо для дачного огорода. Таким образом, многодетные семьи не останутся без внимания со стороны города.- Для многих российских регионов особо острой остается проблема нехватки мест в образовательных учреждениях, а особенно в детских садах и ясельных группах. Существуют ли планы ее решения и как с созданием новых мест в детских садах, школах, кружках для развития детей обстоят дела в Москве?- В этой связи в программе поставлена задача, чтобы к концу 2019 года места в яслях получили 94% претендующих на них дошкольников. А уже в 2020 году – 100%. К этому же году в России запланировано создать более 150 тысяч новых мест в школах.Если говорить о Москве, то у нас, конечно, этот вопрос решается в более сжатые сроки. И, что очень важно, строительство зданий для образовательных организаций осуществляется по разнообразным архитектурным проектам, с учетом развивающего образовательного пространства и появления новых направлений обучения, воспитания и профилизации. Фактически при таком строительстве учитываются макрофакторы трансформации всей инфраструктуры развития города. В 2019‑2021 годах будут построены 27 дошкольных образовательных организаций, 22 общеобразовательные школы и 38 пристроек к школам.- А какие еще расходы на образование запланированы столичным бюджетом?- Довольно ощутимые. 29,7 млрд рублей из бюджета будет выделено на выплату надбавки всем учителям – участникам проекта «Московская электронная школа», 24,1 млрд рублей – на выплату ежемесячного городского вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функции классного руководства. 63,6 млрд рублей будет потрачено на обновление и модернизацию материально-технической базы образовательных организаций. На осуществление грантовой поддержки планируется выделить 2,8 млрд рублей. Что касается развития дополнительного образования, то уже сегодня в столице эта проблема решена занятостью детей во всевозможных кружках и секциях.По данным электронной записи, в Москве открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций, которые посещают около 840 тысяч детей. Возрождены станции юных техников, созданы профильные медицинские, инженерные и кадетские классы, успешно реализуется экскурсионно-театральная программа «Московское детство», созданы детские «Кванториумы» в технопарках Москвы. Отдельно в настоящее время реализуется программа Москвы по доступу детей в школы и кружки искусств. Это позволяет ежегодно уже сейчас реализовывать сотни творческих проектов среди детей и подростков. Серьезным шагом в развитии доступа детей к вопросам культуры, искусства, художественного творчества является бесплатное посещение музеев, которые стали площадками продолжения образовательного и воспитательного процесса. В них также проводятся уроки, мастер-классы, научные конференции. Что очень важно, эти мероприятия проходят с участием широкой родительской общественности.Кстати, в рамках программы «Десятилетие детства» любовь к музыке и туризму будет прививаться детям новыми методами. В соответствии с федеральной программой Министерство культуры и Министерство финансов должны наладить производство дополнительно не менее 10 игровых и полнометражных анимационных фильмов, а также 50 часов сериальной анимационной продукции для детей. Так, в стране должно вестись не менее 20 анимационных проектов, направленных на приобщение детей к шедеврам российской музыки, литературы и художественного творчества.Любовь к путешествиям маленьким россиянам призваны привить центры детско-юношеского туризма. В 2018‑2020 годах Минпросвещения, Росмолодежь и региональные власти должны реализовать программу развития инфраструктуры подобных центров и туристических клубов по месту жительства детей и подростков.- Очевидно, что большая часть нововведений направлена на раскрытие детского творческого потенциала. Каких ближайших результатов можно от них ждать?- Планируется, что в целом по стране к 2020 году участие в олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях должны будут принимать не менее 50 процентов обучающихся в образовательных организациях. Особое внимание будет уделяться профориентации школьников. Предполагается, что к этому же сроку не менее 30‑35% детей 12‑18 лет будут охвачены профильным образованием с использованием научно-технической и технологической базы компаний вне школ.Мы должны стремиться достичь по стране в целом результатов, которые демонстрирует сегодня Москва. Сегодня больше половины победителей и призеров Всероссийской школьной олимпиады – учащиеся столичных образовательных организаций. Московские школы располагают огромным потенциалом организации профильного образования. Достаточно сказать, что достижения современной науки и производства стали ключевыми регуляторами этой работы, по сути дела, уже помимо проектов «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», Курчатовского проекта повсеместно развиваются программы 3D-моделирования, дети пытаются работать по созданию проектов с искусственным интеллектом, использованию современных нано- и биотехнологий.Также большое значение имеет работа, которая ведется столичным Департаментом образования по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению дошкольников и школьников. Ведется она очень давно, глубоко и на высоком структурированном уровне. В ближайшие годы она будет и дальше совершенствоваться с учетом индивидуальной необходимости каждого преподавателя, запроса каждой семьи и ребенка.- Подобный опыт психологической помощи школьникам будет транслироваться в регионы?- За ближайшие четыре года должна быть создана сеть региональных и муниципальных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста из расчета не менее чем одна служба на пять тысяч детей. Кроме того, Минтруд РФ разработает механизм сертификации услуг работников по присмотру и уходу за детьми и утвердит профессиональный стандарт «Няня».Особо следует отметить и планы по выводу на новый уровень такого важного направления, как инклюзивное образование. На сегодняшний день в России насчитывается 470 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, из которых 80% охвачены дошкольным образованием. Детей с ОВЗ школьного возраста насчитывается 754 тысячи. Но пока только 20% российских школ имеют возможность обучать детей по инклюзивным программам.В 2018‑2020 годах Минпросвещения и региональные власти создадут ресурсные методические центры и базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем профессионального образования для инвалидов. В частности, предполагается создание не менее трех федеральных ресурсных методических центров по организации комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; создание не менее 85 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку инклюзивного профессионального образования инвалидов; создание на базе образовательных организаций высшего образования не менее 21 ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.- А как с этим обстоят дела в Москве?- Я уверенно могу сказать, что московская система образования – объективный лидер по развитию инклюзивного образования. Практически в каждой московской школе созданы условия для обучения детей независимо от физического и интеллектуального уровня их развития. Об эффективности инклюзивного образования в столице можно судить по одному из важнейших факторов, а именно по программам повышения квалификации для педагогов. Назову только несколько: «Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальном общем образовании», «Современное учебное занятие в условиях инклюзивного образования», «Практика организации воспитания в инклюзивной среде современной школы», «Создание инклюзивной образовательной среды для детей дошкольного возраста средствами образовательных технологий». На портале МЦРКПО представлен полный список этих программ.- Обсуждая темы детства, невозможно не вспомнить о задачах, связанных с обеспечением безопасности ребенка. И если с их реализацией в образовательных учреждениях все более или менее понятно, то в части обеспечения безопасности детского отдыха вопросов еще очень и очень много.- Действительно, программа жестко поставила задачу перед федеральными ведомствами, включая МВД и ФСБ, о разработке рекомендаций по обеспечению антитеррористической защищенности детских лагерей палаточного типа, а также мест массовых мероприятий, проводимых на природе с несовершеннолетними. Минпросвещения поручено повысить уровень подготовки детей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций. Кроме того, к 2019 году МЧС, Минкультуры и Минпросвещения разработают механизм контроля за перемещением организованных детских туристских групп, в том числе с применением информационных технологий. Сделано это будет для того, чтобы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций подразделения МЧС могли незамедлительно среагировать.В Москве система безопасного отдыха детей и подростков отрабатывается на различных уровнях с участием всех заинтересованных ведомств. Это позволяет не только сохранять жизнь и здоровье детей, гарантировать их занятость, но и осуществлять контроль как со стороны школы, родителей, так и силовых ведомств.В заключение я бы хотела особо отметить, что для реализации программы «Десятилетие детства», аспекты которой мы с вами кратко обсудили, требуется координация всех заинтересованных ведомств как федерального, так и регионального уровней. Именно от слаженности их работы в конечном счете зависит качество ожидаемых результатов.Олег ЛАРЬКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте