Это конкурс для тех старшеклассников, которые любят и знают наше кино, интересуются им. Проведению этого вечера может предшествовать серия лекций и семинаров, посвященных истории развития кинематографа, обсуждение вопросов, касающихся особых средств художественной выразительности этого вида искусства, творческого пути наиболее ярких, выдающихся деятелей кинематографа. Для участия в конкурсе приглашаются команды из 4 человек.
В конкурсе можно использовать не все перевертыши, потому что может сложиться такая ситуация, что у двух-трех команд будет одинаковое количество очков, а этот конкурс завершает , после которого 3-4 команды из игры выбывают. В случае одинакового количества баллов у 5 команд и больше вы можете дать дополнительные перевертыши и выявить команду, прошедшую в следующий тур.I II
Конкурс состоит из трех туров, в каждом из которых подводятся итоги, и команды с наименьшим количеством баллов выбывают. В I туре предполагается участие 7-8 команд, во II – 4 команд, в III – 2.
В качестве домашнего задания каждой команде предлагается воспроизвести ту или иную картину известного художника. Желательно для этого задания выбирать «густонаселенные» полотна. Например: А.Иванов. «Явление Христа народу», В.Пукирев. «Неравный брак», В.Суриков. «Боярыня Морозова», И.Репин. «Не ждали», К.Брюллов. «Последний день Помпеи», «Всадница» и др. В выполнении этого задания могут принимать участие не только команды, но и их болельщики.
Необходимый реквизит и технические средства:
Для каждой команды одна рубашка с 5-6 пуговицами, яблоко (или конфета), нож, листок бумаги, конверт – для выполнения задания 2-го конкурса;
различные предметы, по которым можно отгадать название фильма, – для 4-го конкурса (более подробно об этом в задании самого конкурса);
два комплекта больших фотографий актеров отечественного кино – для выполнения задания 7-го конкурса, а также фонограммы музыкальных отрывков из фильмов (более подробно об этом в задании самого конкурса).
Ведущий. Ничто не свете не может сравниться с тем удовольствием, которое доставляет нам просмотр фильма, особенно с любимыми актерами. Уже более ста лет минуло с того дня, как были куплены первые билеты на первый киносеанс, и сегодня мы с уверенностью можем сказать, что кино действительно стало для нас «самым важным искусством», но многое ли мы о нем знаем?
Сегодня нам с вами и предоставляется такая возможность – выяснить, что мы знаем о кино, и, может быть, узнать что-то новое.
1-й конкурс. «Домашнее задание»
Ведущий. Кино – искусство визуальное. Мастерство кинематографистов во многом заключается в умении выстроить кадр. Не случайно режиссеры, художники, операторы так скрупулезно работают над раскадровкой каждого эпизода. Вот и нашим командам сейчас предстоит выстроить свой кадр. Для сюжетов мы выбрали картины великих художников. Каждой из команд в качестве домашнего задания было предложено воспроизвести то или иное всем известное художественное полотно. Наша с вами задача состоит в том, чтобы отгадать, какую именно картину представляет команда. Но мы не увидим всю картину сразу. Сначала нам представят одну треть картины, затем половину и только потом целиком.
Можно воспользоваться занавесом или ширмой, которые будут постепенно открывать «художественное полотно». Зрители должны как можно раньше угадать, что это за картина, вспомнив ее название и художника, ее создавшего. Если все это отгадывается с первого фрагмента, то болельщик тем самым приносит команде, за которую он болеет, 1 балл, со второго фрагмента – 0,5 балла. Жюри оценивает команды, обращая внимание на артистизм исполнителей, точность и оригинальность воспроизведения картины. Выполнение задания командами оценивается по 3-балльной системе.
2-й конкурс. «Полоса препятствий»
Ведущий. Перед съемками любого фильма каждому режиссеру приходится решить непростую задачу – выбор актера. Игра актера – это действие в предлагаемых обстоятельствах, причем эти обстоятельства могут быть самыми неожиданными. Иногда актеру нужны такие навыки, которые в обыденной жизни ему, может быть, и не требуются. Проведем и мы выбор актеров, кастинг, на одну очень интересную и необычную роль.
Для участия в конкурсе приглашается по одному участнику от команды. Им предстоит пройти следующую полосу препятствий: надеть рубашку, расстегнуть и застегнуть на ней три пуговицы, разрезать яблоко (или конфету) и половинку съесть, сложить листок бумаги вчетверо, положить его в конверт, и конверт заклеить. Проделать все это надо с учетом того, что у героя, которого вам предстоит сыграть, нет правой руки и все действия он может выполнять только левой.
Полосу препятствий проходят все участники одновременно. Можно, начиная от глубины сцены по направлению к авансцене, то есть к зрителям, поставить стулья. На первом будет лежать рубашка, на втором – яблоко и нож, на третьем – лист бумаги и конверт. Таким образом, участники будут приближаться к зрителям и жюри, и всем будет хорошо видно, как участники выполняют задания. Оценивать этот конкурс можно следующим образом: участник, пришедший к финишу 1-м, получает 3 балла; 2-м, 3-м – по 2 балла; 4-м, 5-м – по 1 баллу, 6-м, 7-м – 0 баллов.
3-й конкурс. «Перевертыши»
Ведущий. Прежде чем приступать к съемкам своего фильма, режиссеры, набираясь профессионального опыта, смотрят много фильмов своих коллег.
Задание третьего конкурса предполагает хорошее знание названий фильмов, а также позволит его участникам проявить сообразительность и находчивость. Многие из вас знают, что такое игра в перевертыши. Напомню ее условия: загадывается название известного фильма, но каждое слово в нем, включая предлоги и союзы, заменяется словами, противоположными или парными по значению. Например: «Закономерности международной рыбалки вне временных рамок» – это перевернутое название фильма «Особенности национальной охоты в осенний период».
Для участия в конкурсе на сцену приглашается по одному представителю от каждой команды. Право ответа предоставляется тому, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу.
«Умирала эта девушка» – «Живет такой парень».
«Мужчина немецкой генеральши» – «Подруга французского лейтенанта».
«За богатого гренадера напишите поэму» – «О бедном гусаре замолвите слово».
«Крымская вольница» – «Кавказская пленница».
«Обыкновенная тусовка русских на Таити» – «Невероятные приключения итальянцев в России».
«Завершенная симфония к ручной шарманке» – «Неоконченная пьеса для механического пианино».
«Пошли вон, а родным выход открыт» – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
«Ногу свело вороне» – «Не болит голова у дятла».
«Сарказм случайностей, но без тяжелого конденсата» – «Ирония судьбы, или С легким паром».
«Два дуба посреди Арбата» – «Три тополя на Плющихе».
«Он простаивает под Питером» – «Я шагаю по Москве».
«Иосиф Виссарионович сохраняет хобби» – «Иван Васильевич меняет профессию».
«Теперь кусты стали маленькими» – «Когда деревья были большими».
«Кошачья печенка» – «Собачье сердце».
«Референт ее высочества» – «Адъютант его превосходительства».
«Форточка из Москвы» – «Окно в Париж».
«Маузер» – «Макаров».
«Возбужденные луной» – «Утомленные солнцем».
В конкурсе можно использовать не все перевертыши, потому что может сложиться такая ситуация, что у двух-трех команд будет одинаковое количество очков, а этот конкурс завершает I тур, после которого 3-4 команды из игры выбывают. В случае одинакового количества баллов у 5 команд и больше вы можете дать дополнительные перевертыши и выявить команду, прошедшую в следующий тур.
По количеству набранных баллов выбывают 3-4 команды. В следующем туре участвуют 4 команды.
II тур
4-й конкурс. «Деталь»
Ведущий. Порой бывает так, что при просмотре того или иного фильма мы обращаем внимание на какую-нибудь деталь, которая запоминается и может считаться своеобразной визитной карточкой фильма. Сейчас командам предстоит набрать детали, которые могут служить такими визитными карточками для того или иного всем известного фильма.
Каждой команде дается карточка с названием фильма, которую не видят соперники. Перед командами лежит 20-25 предметов. Необходимо отобрать по 5 предметов, относящихся к фильму, название которого написано на карточке. Оценивается конкурс так: дается по 1 баллу за правильно выбранный предмет, за хорошее обоснование этого выбора добавляется по 0,5 балла.
К следующим фильмам возможен такой подбор деталей:
«Бриллиантовая рука»: бинт, чертик, выпрыгивающий из коробки, дамский халат или перламутровые пуговицы, пистолет, пачка советских денег, связанная резинкой, авоська, шкурка от банана.
«Двенадцать стульев»: пешка, картотечный ящик, коробка красок, Уголовный кодекс, ситечко.
«Кавказская пленница»: комсомольский значок, рогатка, шприц, тюбетейка, рог для вина, бублик.
«Иван Васильевич меняет профессию»: белый халат, иконка, магнитофон, парик, радиодеталь, замшевая куртка.
В конкурсе принимает участие вся команда. Все эти предметы лежат перед участниками, они их внимательно рассматривают в течение 2-3 минут, не разбирая. Только при ответе участники поднимают ту деталь, которую выбрали, демонстрируют ее зрителям и жюри, аргументируя свой выбор.
5-й конкурс. «История и жизнь кинематографа в тестах»
Ведущий. Начиная любое дело, нельзя не учитывать опыт предыдущих поколений. А как все начиналось? Обратимся на некоторое время к истории кинематографа: дню вчерашнему и дню сегодняшнему. Каждой команде предлагается ответить на три вопроса, выбрав правильный ответ из трех вариантов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. От каждой команды участвуют по 2 человека.
Тесты для 1-й команды
1. Когда появился первый звуковой фильм в России?
а) В 1897 году;
б) в 1927 году;
в) в 1930 году.
2. Многие фильмы являются экранизациями известных классических произведений, но название фильма зачастую не совпадает с названием произведения. Необходимо ответить на вопрос, по какому произведению снят фильм с названием «Плохой хороший человек»?
а) А.П.Чехов. «Дуэль»;
б) А.С.Пушкин. «Метель»;
в) Н.В.Гоголь. «Шинель».
3. Назовите из нижеперечисленных фильмов тот, который не снимал Леонид Гайдай:
а) «Кавказская пленница»;
б) «Бриллиантовая рука»;
в) «Иван Васильевич меняет профессию»;
г) «Двенадцать стульев»;
д) «Золотой теленок» (режиссер Михаил Швейцер).
Тесты для 2-й команды
1. Когда состоялся первый кинопросмотр в России?
а) В 1890 году;
б) в 1897 году;
в) в 1903 году.
2. По какому художественному произведению был снят фильм «Колдунья»?
а) А.И.Куприн. «Олеся»;
б) И.С.Тургенев. «Ася»;
в) Н.В.Гоголь. «Вий».
3. Назовите из нижеперечисленных фильмов тот, который не снимал Эльдар Рязанов:
а) «Дорогая Елена Сергеевна»;
б) «Спортлото-82» (режиссер – Леонид Гайдай);
в) «Человек ниоткуда»;
г) «Гараж»;
д) «Служебный роман».
Тесты для 3-й команды
1. Как назывался первый русский игровой фильм?
а) «Борис Годунов»;
б) «Оборона Севастополя»;
в) «Понизовая вольница», или «Стенька Разин».
2. По какому художественному произведению был снят фильм «Оно»?
а) М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города»;
б) А.С.Грибоедов. «Горе от ума»;
в) Н.В.Гоголь. «Ревизор».
3. Назовите из нижеперечисленных фильмов тот, который не снимал Григорий Александров.
а) «Веселые ребята»;
б) «Волга-Волга»;
в) «Свинарка и пастух» (режиссер И.Пырьев);
г) «Цирк»;
д) «Весна».
Тесты для 4-й команды
1. Как назывался первый звуковой фильм в России?
а) «Путевка в жизнь»;
б) «Светлый путь»;
в) «Броненосец «Потемкин».
2. По какому художественному произведению был снят фильм «Восхождение»?
а) А.Шатров. «Так победим»;
б) В.Быков. «Сотников»;
в) В.Кондратьев. «Сашка».
3. Назовите из нижеперечисленных фильмов тот, который не снимал Георгий Данелия.
а) «Тридцать три»;
б) «Не горюй»;
в) «Мелодии Верийского квартала» (режиссер Георгий Шенгелая);
г) «Мимино»;
д) «Осенний марафон».
По итогам конкурса две команды с наименьшим количеством баллов выбывают из игры.
III тур
6-й конкурс. «Отгадай фильм»
Ведущий. Без сомнения, оставшиеся команды хорошо знают кино, любят его, поэтому для них не составит труда отгадать название любого фильма. Помимо этого, можно сказать, что именно в этих командах собрались яркие артистичные люди, которым нетрудно будет «рассказать» содержание любого фильма без слов.
Итак, в конкурсе «Отгадай фильм» участвуют все команды в полном составе. Им предстоит загадать для своих соперников какой-то отечественный фильм и пантомимой изобразить либо его название, либо содержание. Оцениваться этот конкурс будет следующим образом: если команда соперников отгадывает название фильма, то получает 3 балла, также по 3-балльной системе оценивается и то, насколько эмоционально и ярко был представлен фильм. Таким образом, у каждой из команд есть возможность заработать в этом конкурсе по 3 балла.
Для подготовки к конкурсу дается 3-4 минуты.
7-й конкурс. «Музыкальный»
Ведущий. Ну и какой же фильм может обойтись без музыки! Очень часто песни или просто музыка из фильма становятся популярными и любимыми вне картины, поэтому наш последний конкурс посвящается именно музыке кино.
Конкурс состоит в том, что командам предлагается угадать мелодию из фильма и поднять фотографию актера, который в нем играл (два комплекта больших фотографий актеров лежат перед каждой из команд).
Для участия в конкурсе приглашаются по 2 человека от команды. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу. Правда, команда может получить еще 1 балл, если вспомнит автора услышанной музыки.
Далее приведены названия фильмов, музыка из которых может быть предложена для угадывания, имена и фамилии актеров, которые играли в этих фильмах, и имена и фамилии композиторов. Разумеется, каждый из организаторов этого конкурса может составить свой список музыкальных отрывков. Если будет трудно достать фотографии артистов, то их можно заменить табличками с названиями фильмов, тем самым упростив задание.
«Берегись автомобиля», И.Смоктуновский, музыка А.Петрова;
«Бриллиантовая рука», Ю.Никулин, музыка А.Зацепина;
«Достояние республики», А.Миронов, музыка Е.Крылатова;
«Карнавальная ночь», Л.Гурченко, музыка А.Лепина;
«Собака на сене», М.Терехова, музыка М.Дунаевского;
«Тот самый Мюнхгаузен», О.Янковский, музыка Г.Гладкова;
«Раба любви», Е.Соловей, музыка Э.Артемьева;
«Обыкновенное чудо», Е.Симонова, музыка Г.Гладкова;
«Свой среди чужих, чужой среди своих», К.Райкин, музыка Э.Артемьева;
«Мэри Поппинс, до свиданья!», Н.Андрейченко, музыка М.Дунаевского.
После проведения заключительного конкурса выявляется команда-победительница, она получает главный приз, которым может стать видеокассета, а для всех тех, кто участвовал в вечере в качестве игроков и зрителей, хороший подарк – показ какого-либо фильма.
Мы предлагаем еще несколько конкурсов, проведение которых было бы уместным на этом вечере.
Конкурс «Словарь любителей кино»
Участвуют по 2 человека от команды. За правильный ответ дается 2 балла.
Каждой команде предлагаются карточки, на которых написаны кинематографические термины. Через 2-3 минуты участники команд должны дать им определения.
Римейк – новая версия существующего кинофильма, обычно под тем же названием, но иногда с минимальными изменениями в сюжете1.
Блокбастер – фильм, имевший огромный кассовый успех, на создание и рекламу которого были затрачены гигантские средства2.
Мелодрама – жанр, который по тематике схож с драмой, но трактует ее с большим надрывом. Часто этим термином обозначают сентиментальные «любовные» картины с примитивными персонажами и малоправдоподобными событиями3.
Ретроспекция – сцена, в которой показывают события, имевшие место до времени действия картины4.
Перфорация – два ряда равномерно расположенных отверстий по бокам кинопленки.
Саунд-трек – фонограмма фильма, включающая музыку, голоса актеров, звуки, шумы.
Рирпроекция – вид комбинированной съемки, совмещающий актерское действие и движущийся фон, когда в павильоне, например, имитируется движение поезда. Такое соположение двух кадров, при котором возникает третий смысл, не равный двум начальным.
Конкурс «Немое кино»
В качестве домашнего задания участникам команд, а также их болельщикам можно предложить «снять» свой немой фильм, имитируя фильмы периода становления кинематографа.
В качестве условия выдвигается запрет на использование слов. Оригинальный сюжет должен быть передан только с помощью мимики, жестов, музыки, звуков, титров.
Конкурс «Я – актриса»
Участие в этом конкурсе дает возможность старшеклассникам продемонстрировать свои актерские способности. Заранее готовится фонограмма песен из кинофильмов, песен, которые исполняют герои фильма в своем образе; реквизит: шляпки, платки, ленты, шали, веера, цветы, сумки и так далее. Участники по одному выходят на сцену, им предлагается фонограмма. Участнику необходимо подобрать реквизит и войти в образ героя фильма.
Из песен можно предложить такие, как, например, песенка Черепахи Тортиллы из к/ф «Буратино», песня «Леди совершенство» из к/ф «Мэри Поппинс, до свиданья!» и так далее.
Юлия КАПУСТИНА, зам.директора Провинциального колледжа г.Ярославля
Комментарии