search
main
0

Десятая доля процента. Как готовят юных программистов в Киеве

Традиция проведения ежегодных конкурсов по программированию среди школьников столицы Украины была положена в Киевской малой академии наук (МАН) «Исследователь» 20 лет назад, когда дисциплина «Основы информатики и компьютерной техники» стала одним из обязательных школьных предметов. Координационную, организационную и учебно-методическую функцию по проведению конкурсов взял на себя Центр информационных технологий Киевского дворца детей и юношества, который является базой для деятельности большинства секций МАН. Ежегодный конкурс юных программистов проводится в рамках защиты научно-исследовательских работ воспитанников отделения информационных технологий МАН при поддержке Научно-учебного центра прикладной информатики Кибернетического центра НАН Украины, специализированных институтов Национального технического университета, а также других ведущих вузов города.

В конкурсе принимают участие ученики всех школ Киева – сначала в районных, а потом и в городских турах. Призеры получают льготное право поступления в высшие учебные заведения Киева по специализации «информационные технологии». Практика минувших лет свидетельствует: все без исключения воспитанники МАН, которые на протяжении 2-3 лет реализуют свой творческий потенциал в секции информатики, становятся студентами ведущих вузов Киева по профилю ИКТ. Позже, в студенческие годы, они принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности студенческих обществ, а на старших курсах без проблем трудоустраиваются в ведущие компьютерные фирмы Киева. Лучшие из воспитанников секции продолжают обучение в аспирантурах, в том числе за пределами Украины.

Учебная программа деятельности секции информатики МАН «Исследователь» ориентирована на учеников 8-11-х классов, которые проявляют интерес и способности к программированию, склонны к самостоятельной работе на компьютере, демонстрируют заинтересованность в творческой самореализации через разработку различных IT-приложений для ПК. Наш опыт показывает, что подростков, которые владеют указанными выше качествами, в Киеве, к сожалению, совсем немного – их количество оценивается приблизительно 0,1-0,2 процента от общего числа ровесников. Поэтому учебно-воспитательная работа с такими детьми, как правило, носит индивидуальный характер. Ежегодно в трехмиллионном Киеве на открытых конкурсах творческих работ о себе как о перспективных юных программистах заявляют лишь 100-150 старшеклассников. И это количество остается стабильным уже на протяжении последних 15 лет.

В «Исследователе» условно приняты следующие градации учеников: слушатель МАН (I уровень, 8-9-е классы, первый год обучения), кандидат в действительные члены МАН (II уровень, 9-10-е классы, второй год обучения), действительный член МАН (III уровень, 10-11-е классы, третий год обучения). К участию в работе секции информатики приглашаются и младшие по возрасту ученики, хотя их, как правило, немного.

В зависимости от степени подготовленности ученика он получает соответствующее по сложности задание по алгоритмике и программированию. При этом воспитательные и мотивационные задачи всегда направлены на развитие самоорганизации, самовоспитание и самосовершенствование личности, углубленную профориентацию в области IT-технологий.

Обычно для первого тренингового задания, которое развивает творческие способности и задатки личности, мы предлагаем ребятам разработать учебно-демонстрационную или учебно-контролирующую программы для ПК, пользуясь для этого возможностями инструментальной мультимедийной программы MS PowerPoint и языком программирования VBA. А для усиления мотивационной составляющей такого задания предварительно тестируем ученика, выясняем круг его интересов, вкусов, чтобы по возможности посоветовать ему такое комплексное задание, которое бы максимально учитывало все его хобби, и тем самым усиливаем его заинтересованность информатикой.

Параллельно мы предлагаем ученику ознакомиться с архивом творческих работ воспитанников секции информатики МАН. Так, на положительных примерах других успешных ровесников мы учим его ставить перед собою амбиционную долгосрочную цель и подчинять ее достижению все промежуточные подцели. Дети учатся четко формулировать задачу и овладевать методами проведения исследований в области алгоритмики, программирования, IT-технологий. Приоритетное направление творчества юных – разработка таких мультимедийных компьютерных программ учебного назначения, которые были бы полезными прежде всего в образовательной деятельности средней школы.

Результатами успешного обучения в секции информатики считаются:

реферативные работы – несложные учебно-демонстрационные программы, выполненные в среде MS PowerPoint (для первого года обучения);

поисковые работы по конструированию алгоритмов и разработке сложных компьютерных программ (для второго года обучения);

подготовленные к тиражированию завершенные сложные компьютерные программы (для третьего года обучения).

В секции информатики МАН руководствуются следующими принципами организации учебно-воспитательной работы:

уровень сложности творческой задачи должен соответствовать возрасту, опыту и уровню знаний каждого, кто учится у нас;.

важна тесная корреляция тематики творческих работ, которая рекомендуется для программной реализации на ПК, с «некомпьютерными» увлечениями подростка.

Главными формами учебной деятельности являются:

лекционная работа, цель которой – ознакомить учеников с историей информатики (на примере персоналий), развитием идей и методов современных IT-технологий;

семинарские занятия, консультации, ученические учебно-практические конференции, на которых происходит обмен практическим опытом между учениками различных возрастных групп и квалификационных уровней подготовки;

индивидуальная работа с учениками, тематические консультации IT-специалистов;

самостоятельная поисковая работа – воспитание привычек самостоятельного поиска необходимой информации в библиотеках и Интернете, самостоятельная проработка компьютерной литературы, справочной документации, инструкций к компьютерным программам, программных комплексов и так далее;

практическая работа над авторскими программными разработками и их последующим описанием в форме инструкции пользователя, help-файла, рекламного буклета, реферата на конкурс творческих работ МАН, тезисов, журнальной статьи, заявки на компьютерную выставку и так далее;

публичная апробация работы – выступление на заседании секции информатики, в школьном научно-техническом обществе, семинарах, конкурсах, конференциях, иных форумах IT-специалистов и пользователей ПК.

Организационно-методическая и просветительская работа в секции многоаспектная и охватывает несколько видов практической деятельности:

подготовка и публикация статей об опыте работы секции в газетах, научных, научно-методических сборниках и журналах, популяризация творчества юных программистов в СМИ;

выступления руководителей и юных программистов с целью популяризации работы секции, творчества лучших воспитанников, талантливых юных программистов в школах и внешкольных учреждениях Киева, в лабораториях и на кафедрах профильных вузов, с которыми сотрудничает секция информатики и, собственно, для которых мы готовим будущих абитуриентов;

участие в проведении Дней науки в научно-исследовательских и педагогических учреждениях, высших учебных заведениях;

информирование широкой общественности о творческих достижениях юных программистов секции информатики МАН.

В качестве примера можно привести работы юных воспитанников секции, которые были выставлены в прошлом году на международной конференции ИТО-2006 в Москве. Ученица 10-го класса Анна Юрчук демонстрировала там свою работу «Учебная программа «Изучение Flash»», которая до сих пор используется кружковцами при изучении технологий разработки WEB-сайтов и мультимедийных CD-дисков. Анна Коляденко, ученица 11-го класса, – автор проекта по изучению возможностей программы 3ds MAX 8. С помощью ее разработки каждый сможет научиться моделировать, создавать анимационные и видеосюжеты, проектировать модели интерьеров и многое другое. Одиннадцатиклассник Богдан Молодан на Всеукраинском конкурсе МАН успешно продемонстрировал свою программу для шифрования файлов. Выпускник школы Сергей Жук исследовал общие принципы создания программ для карманных компьютеров с операционной системой Windows Mobile и в качестве примера при создании собственной игровой программы «Морской бой» предложил оригинальные идеи для программирования КПК с использованием технологий «.NET.» Теоретические и практические разработки Сергея Жука уже опубликованы в солидных профильных журналах.

С полной коллекцией на CD-дисках конкурсных работ юных программистов Киевской МАН «Исследователь» можно ознакомиться в Центре информационных технологий КПДЮ по адресу www.palace.kiev.ua.

Опыт учебно-воспитательной работы с юными программистами обобщен в брошюре «Теория и практика допрофессиональной подготовки юных программистов МАН. Аналитико-библиографический обзор». Электронную версию можно загрузить из Сети по адресу www.man.gov.ua/publish_more.php?x=8.

Получить представление о творческих интересах юных программистов Украины, тематике и уровне сложности компьютерных программ, которые разрабатывают старшеклассники, можно на сайте Малой академии наук Украины: www.man.gov.ua/publish_more.php?x=10

Виктор РАСПОПОВ, научный руководитель секции информатики Киевской МАН «Исследователь»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте