search
main
0

Десять задумавшихся – это совсем не мало. Полиметодологичность как принцип построения урока

Оптимальная модель учителя – это абстрактная (как все идеальное) теоретическая (в исключительных случаях практическая) конструкция, представляющая собой систему необходимых взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, которые должны быть присущи учителю и должны совершенствоваться на протяжении всей практической деятельности. Каковы основные компоненты этой модели? Каким должен быть учитель, чтобы соответствовать высокой должности?

Фундаментальная классическая наука уже давно подготовила развернутые ответы на эти сложные вопросы. В педагогических учебных заведениях специалисты проводят профессиональную подготовку по различным направлениям. Целью этой подготовки является формирование прежде всего профессиональной компетентности учителя. Получение фундаментальных знаний по своей специальности с учетом современного уровня развития – одна из основных задач каждого будущего и настоящего учителя (данные прилагательные определяют принадлежность ко времени, а не ценностные характеристики). В настоящее время темпы обновления знаний исключительно высокие. Современные условия предъявляют особые требования формированию профессиональной компетентности, совершенствованию навыков по сбору и обработке информации по специальности. Давняя истина – учитель живет, пока учится, учитель учится, пока живет, – превращается в актуальную социальную проблему. Чем профессионально богаче будет учитель, тем больше у него возможностей настроить учеников на волну познания. Учитель, находясь в состоянии перманентного персонального ученичества, становится структурным элементом некой когнитивно-коммуникативной модели. Ученик становится не предметом обучения, которому учитель транслирует собственные знания по своему предмету, а участником процесса познания.  Следующий компонент модели учителя – высокая нравственность и культура. Настоящий учитель (данное прилагательное определяет не принадлежность ко времени, а ценностные характеристики) кроме профессиональных знаний и умений должен обладать огромным духовным, нравственным, этическим потенциалом, такими человеческими качествами, как доброта, милосердие, сострадание. Учитель должен быть образцом в области практической реализации таких моральных категорий, как ответственность, совесть, честь. Учитель должен уметь понимать образ жизни других, их мысли, поведение, проявлять терпимость к непохожему, неправильному, иногда враждебному. Ведущими элементами духовной культуры признаны сформированный эмоциональный интеллект, знание мировой и отечественной истории, понимание многообразия мира, быта людей, знание и уважение традиций. Конкретные запросы учителей в самосовершенствовании разнообразны. Проведенные исследования показали, что на первое место выходит потребность в изучении возрастной психологии, изучении отраслей современного человековедения (конфликтология, стрессоустойчивость личности, имиджелогия, риторика), 58% отметили потребность в совершенствовании компьютерной грамотности, 48% проявили желание совершенствоваться в изучении иностранных языков. Педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, синтезирующее его общую культуру в профессиональную сферу, это объединение высокого профессионализма, владения методикой преподавания и культурологических способностей. Это мера творческого освоения и преобразования накопленного человечеством опыта.Образование и будущее – два ключевых аспекта, исходя из которых необходимо рассматривать состояние дел, которое складывается в школе. Сегодня все более актуальным становится значение учителя, который нарабатывает собственный инструментарий, создает благоприятные условия для развития и раскрытия способностей обучающихся. Акцент учебно-воспитательного процесса переносится с традиционной передачи информации школьникам на такие формы и методы работы, в ходе которых учитель формирует у школьников ключевые компетенции. Именно компетенции являются теми индикаторами, которые дают возможность определить готовность обучающегося – выпускника – к жизни и активному участию в жизни общества, дальнейшее развитие его личности. Современным школьникам нужны не только умения использовать собственные знания, они должны быть готовыми меняться и адаптироваться к новым условиям жизни, новым потребностям рынка труда, оперировать и управлять информацией, активно действовать, быстро принимать решения, учиться на протяжении всей жизни. Основы формирования будущей личности закладываются в раннем возрасте. В каждом учебном учреждении существуют свои управленческие стратегии. Создаются комиссии, методические объединения, привлекаются специалисты различных уровней для разработки подобных стратегий. Эффективной стратегией может стать внедрение в школе проекта «Полиметодологичность как принцип концепции урока».Полиметодологичность – это базовый принцип системного соединения в одной теоретико-практической концепции ряда моделей, опирающихся на различные методологические и предметные основания, в результате чего достигается эффект, невозможный в условиях действия одной отдельно взятой модели. В применении к теории и практике учительского труда полиметодологичность состоит в совмещении объективно-информационных и эмоциональных аспектов обучения, соединении материала, принадлежащего разным областям знаний, в результате чего простая трансляция знаний, предусмотренная учебной программой, превращается в процесс ценностного, морального роста учащегося, инициирования его компетенций и навыков.Проблемы школьного образования актуальны для всего мира. Обзор немецкого журнала «Шпигель» подтверждает это. «Кто лучший учитель – интерактивная доска или я?», «Никогда не покупай попкорн ученикам!», «Учитель берет с собой собаку», «Является ли Фейсбук сектой?». Арне Ульбрихт пишет о том, что интерактивная доска на уроке необходима. С ее помощью обучение можно сделать наглядным, информационным, можно показывать фильмы, демонстрировать опыты, ставить эксперименты. В своей статье Арне Ульбрихт описывает почти катастрофу, которая может случиться с уроком, в случае если разрядится батарея и перегорит лампа. После прочтения данной статьи ответ на поставленный вопрос «Кто лучший учитель – интерактивная доска или я?» для немецких читателей становится очевидным. Статья Андреа Биетц, председателя международного общества зоологической терапии, рассказывает о том, что в Германии уже насчитывается 349 школ, в которых в определенные дни (как правило, два раза в неделю) на уроках совместно с обучающимися присутствует кинолог с питомцем. Правила на таких необычных уроках следующие: разговаривать на уроке разрешается исключительно шепотом, резкие движения запрещены, играть с питомцем и ухаживать за ним разрешено на переменках. Учитель объясняет это тем, что четвероногим питомцам по физиологическим причинам весьма утомительно присутствовать в классе, где определенное количество детей производят неупорядоченные движения и пронзительные звуки. Автор статьи призывает к дискуссии о том, что эффективнее: то, что на уроках царит тишина и обучающиеся лучше усваивают учебный материал, или нравственный аспект, ведь ребенок думает о том, кто рядом, контролируя свои эмоции. Представители администрации подтверждают, что именно в эти дни в школе обучающимися поддерживается строгая дисциплина, и это они, дети, делают по собственной инициативе.Существует истина, что успешного, креативного ученика может воспитать успешный, уверенный в себе, талантливый учитель. И воспитание это происходит по большей части посредством урока. «Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для ученика свершается на уроке». Школьник за годы своего ученичества посещает почти одиннадцать тысяч уроков. За период своей профессиональной деятельности каждый учитель в среднем дает девятнадцать тысяч уроков. Расхожая истина, что учитель живет от урока к уроку, в большей мере подходит и для обучающегося. Получается, что ученик «проживает» большее количество уроков, чем учитель. Обратим внимание на то, что все эти уроки разные (а у учителя все-таки год от года повторяются уроки в параллелях), все эти уроки несут различную эмоциональную, интеллектуальную нагрузку, и количество уроков для обучающегося сосредоточено на более коротком временном промежутке. И тогда оказывается, что урок – основная форма работы для учителя – является такой же основной, а иногда и более насыщенной, концентрированной формой деятельности для ученика.Цель проекта «Полиметодологичность как принцип концепции урока» – усовершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса, формирование концепции урока как процесса диалога и обмена личностными, эмоциональными и информационными параметрами бытия учителя и ученика; повышение результативности образовательного процесса школы, создание модели современного успешного учителя и современного успешного ученика.Задачи проекта:- формирование системы научно-методической работы, направленной на повышение профессионального мастерства каждого учителя;- создание модели современного успешного учителя и современного успешного ученика;- обеспечение благоприятных условий для развития профессионального учителя;- создание условий для успешного обучения ученика;- создание благоприятного морально-психологического климата в учреждении для проявления способностей учителя и ученика.Ожидаемые результаты:- повышение профессионального мастерства каждого учителя;- совершенствование творческих особенностей учителя (с учетом его личностных особенностей и опыта), обеспечивающих проведение им творческого, информационно и результативно насыщенного урока.Целевой итог реализации такой программы как нельзя лучше выражается словами из уже не раз упоминавшегося нами текста советских писателей-фантастов, в котором они запечатлели свою концепцию педагогики, приведшую к их модели «прекрасного далека», так любимой многими поколениями читателей: «Десять задумавшихся – это совсем не так мало».

​Ирина ЛУСТЕНКО, директор специализированной школы №40 имени В.М.Комарова, магистр государственного управления, Луганск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте