search
main
0

Десять лет спустя Наш корреспондент проехал по местам своих прошлых командировок

Десять лет назад в своей заметке “Кони ржут за Чаусом” (“УГ”, 1990 г., N 52) рассказывала я о той катастрофе, которую переживает село: прекратил свое существование колхоз “Путь к коммунизму”, новые формы хозяйствования никак не налаживаются, народ разбегается, пьют даже женщины… В этот год учителя перестали получать зарплату, нигде нельзя было “достать” краску на ремонт школы. На двух учеников приходился один учебник. Директор, разговаривая со мной, прятала слезы: квартира разваливается, другую предлагают на болоте, сын-третьеклассник постоянно болеет, в школе даже парт прочных нет…
И только голос бывшего председателя колхоза Бориса Королева звучал оптимистично:
– Надо рассчитывать на себя. Мы становимся частниками, но мы остаемся обществом. Наше село всегда взаимовыручкой славилось!
И все-таки народ разбегался в поисках лучшей жизни, у фермеров дела шли плохо, “становиться частниками” никто не спешил. И вдруг читаю в районной газете “Трудовая правда” стихи одиннадцатиклассницы Скалинской школы Оли Рудаковой:
Кто не поймет меня – не надо,
На тех обиду не держу.
Но это лучшая награда,
Что я в Скале сейчас живу.
Очень хотелось взглянуть: как же сегодня живет Скала и ее школа?

Литр олифы – “победа” дня
Нового главу администрации Скалинского сельсовета, объединяющего три деревни, Николая Николаевича Южакова трудно поймать не только в кабинете, но и по телефону: так обширны поле его деятельности и общественные связи, используемые на благо села. На нем, а точнее на его семье, поскольку жена Мария Семеновна – единственный сельский врач, который и роды при случае принимает, и стариков в последний путь провожает, и депутатские дела в районном Совете решает, – на них семейные заботы двух тысяч скалинцев. Экономические, правовые, социальные проблемы доверили ему, бывшему парторгу колхоза, бывшему инженеру “Сельхозтехники” и директору соседнего совхоза.
Муниципализация на селе проходит трудно и робко – амбиции, менталитет районных чиновников не допускают ее распространения дальше районных центров. Чужой опыт мало помогает – слишком отличаются “бюджетообразующие структуры”, состав налогоплательщиков, уровень доходов. Селяне по-прежнему больше доверяют слову “государственный”, чем “муниципальный”. Вот и школу зарегистрировали решением общего собрания как государственную, а не муниципальную. Понадеялись на стабильность государственного бюджета. Но Южаков все-таки вошел в областной Совет муниципальных образований и весь свой опыт руководителя и сибирское упорство, неукротимость преданного селу человека направляет на то, чтобы создать в Скале эффективное самоуправление, развить общественное творчество, экономическую базу. Планы, проекты – смелые, увлекательные, но, как натужно, буксуя, продвигается все в жизни, можно было судить по телефонным звонкам: по чьей-то вине школа осталась без подписки на периодику, надо было искать решение, убеждать разные инстанции, что школа без информации – как без воздуха; надо договориться о поездке учителей на конференцию; о бензине для машины, чтобы забрать в районе аванс – впервые за десять лет получат его в школе! Удалось выпросить у акционеров олифу для школы – надо скорей разыскать завхоза, пока не передумали…
Да, раздобыть литр олифы для школы – уже “победа” дня! И это на земле его предков, лучшие заливные луга которой отданы под садоводческие кооперативы. Дело задумывалось хорошее. Но чем обернулось? Земля большей частью не обрабатывается, сотни домов не достроены – чтоб налог не платить, не спешат с завершением строительства те, кто отгрохал двух-трехэтажные кирпичные особняки ради вложения денег или продажи. В этих-то усадьбах олифа льется рекой, самая современная строительная техника, включая бульдозеры, губит бывшие грибные, ягодные, урожайные места.
На фоне этих особняков, подступивших к обрыву Оби, парадоксальны проблемы сельсовета: литр бензина, литр олифы, лампочки для школы… Нету! А самое главное – как сохранить сами школы?
– В Юрт-Оре была великолепная школа. Состарились и разъехались учителя. Кто-то поджег школьное здание. Долго искал я учителя. Договорился в районе о бесплатном подвозе ее рейсовым автобусом, – с горечью признается Николай Николаевич, – но потом все рухнуло: зарплату ей не более 300 рублей платят, а прожиточный минимум – полторы тысячи. Как и все учителя, как и моя семья, живет она за счет приусадебного хозяйства. Если ездить на работу в другое село ежедневно, прощай хозяйство. Да и бездорожье, автобусы ломаются, горючего нет, нет гарантии, что учитель доедет до школы… Отказалась женщина наотрез. А в Юрт-Оре фельдшер заявила: “Не будет учителя – уеду из села. У меня ребенок должен в первый класс пойти”. Те, у кого есть дети, раздали их по соседним селам родственникам. Да, это не дело! Прекрасное было село, тает на глазах из-за того, что государство не может там дать учителю нормальную зарплату, чтобы он на нее мог прожить без подсобного хозяйства.
Но в другой деревне этого сельсовета – Амбе – школу сохранить удалось, и на хорошем уровне: там есть местные учителя-патриоты, даже виноград в траншее выращивают. В деревушке открылся магазин, появились новостройки.
Но больше всего их сегодня в самой Скале. Школа в этом селе славится, люди везут сюда детей учить из других деревень. И хоть территория села ограничена опасным по уровню радиации щебеночным карьером, болотами и рекой Чаусом, Скала все-таки разрастается. За эти десять лет целую улицу выстроили на окраине – для семей беженцев из южных республик. Акционерное общество “Агропром” возвело дом для директора школы в прекрасной березовой роще. Новая жизнь Скалы не мешает ее добрым старым традициям. Одно акционерное общество купило квартиру учителю, другое – цветной телевизор и магнитофон школе, частные предприниматели оснастили школы своей продукцией. Государство платит только зарплату…

Община
Разговор наш с Людмилой Николаевной Аржаных, директором школы, проходил накануне открытия этого учебного комплекса, включающего бывший детсад – там разместилась “началка”, среднюю школу и обширные ее производственные площадки. Впрочем, слово “открытие” здесь неуместно: на каникулы эта школа не закрывается. Два месяца работает детский оздоровительный лагерь с бесплатным питанием, спортивными тренировками, спартакиадами, экскурсиями… Третий месяц – трудовой: у школы есть свое картофельное поле в два гектара да еще обширный пришкольный участок на берегу реки, где получают самые высокие в районе урожаи овощей. Школа сама себя кормит. И не только себя: кроме семенного фонда, закладывают еще так называемый страховой – на случай неурожая, каких-то бедствий.
Цветник, полыхающий волшебным ковром по всему школьному двору, разбежался семенами и рассадой по множеству палисадников, по всем улицам. Народные обряды восстанавливать начала тоже школа – через праздники в Доме культуры. Взрослые участвуют вместе с детьми во всех школьных заботах – ремонт, закладка урожая, заготовка солений-варений для столовой. А школьники – во взрослых заботах: когда сельсовет решил не только учителей, но и всех престарелых скалинцев, перешагнувших рубеж 80-летия, бесплатно обеспечить на зиму дровами, школьники тоже организовали поддержку ветеранов и инвалидов: сходить в магазин, починить электроприборы, наколоть дров тем, у кого нет в доме молодых рук…
Общий, община, общественность, как и предполагал Борис Королев, – понятия эти в Скале не обесценились, а укрепились. Акционерное общество, которое, кстати, по-прежнему успешно возглавляет Борис Константинович, тоже окрепло: построили колбасный цех и маслозавод, открыли свой магазин в Новосибирске, вся сельхозпродукция скалинцев – нарасхват.
– Изменяется жизнь на селе, изменяется и школа, – говорит Людмила Николаевна. – Стены отделали легкими панелями, кабинеты и парты сияют радостно-голубой краской: Королев привез. Он же к Дню учителя сюрприз приготовил: каждому классу – по огромному торту вручили на линейке и особенно красивый – учителям. 23 торта привезли из города, сделали на заказ. Ведь в акционерном обществе – наши выпускники. Мебель новую для школы тоже наш выпускник сделал – у него частное предприятие. Компьютерный класс нам подарил скалинский предприниматель Александр Юрьевич Панин: в школе учились его сын и дочь, жена информатику преподает. Все кружки, все дополнительные образовательные услуги в школе бесплатны, никаких поборов: у нас прекрасный родительский комитет, общественность живо откликается на школьные инициативы.
– Значит, школа общественная?
– По названию-то мы государственная, но государственные у нас только программы, тесты и зарплата. Все остальное сельсовет организует: Николай Николаевич умеет приоритеты определить, установить деловые связи, организовать общественное мнение. Акционерные общества купили квартиры для наших молодых учителей – наши выпускники, четверо, вернулись на село с университетским образованием. Пробурили артезианские скважины для огорода и для столовой. Построили экспериментальную котельную для школы на дизельном топливе. Сделали новые оконные блоки… И хоть на курсы послать учителей не можем – нет денег, но самообразование на высоте. За пять лет у нас шесть золотых медалей, процентов 60 поступают в вузы…
Жизнь продолжается на энтузиазме и творчестве.
Галина ФРОЛОВА
село Скала,
Колыванский район,
Новосибирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте