…В свое время Советский Союз ратифицировал (31.01.1961 г.) Конвенцию МОТ о защите заработной платы N95 от 01.07.1949 г., в общем и целом применяя ее положения. Таких явлений, как безработица и “беззарплатица”, в СССР (и РСФСР) не было. Зарплата выплачивалась каждые полмесяца.
…По нашим расчетам, в 1989 г. жизненно необходимый среднемесячный совокупный душевой доход составлял в Советском Союзе ” свыше 140 рублей, или более 58% от среднемесячной зарплаты в 241 рубль. Установленный Законом СССР от 26.ХI.1971 г. минимальный размер месячной зарплаты в 70 рублей достигал в 1989 г. лишь 49% – 50% жизненно необходимого среднемесячного совокупного душевого дохода в СССР. (По РСФСР соответствующие показатели равнялись: 150 рублям; 58%; 259 рублям; 70 рублям; 46% – 47%).
Рассчитанный на основе Методических рекомендаций Минтруда РФ (от 10.ХI. 1992 г.) – в соответствии с Указом Президента РФ (от 02.03.1992 г. N210) – прожиточный минимум для трудоспособного (работающего) составлял в РФ в среднемесячном исчислении для того же 1989 г. ” 61,8 рубля и, значит, ” 23% – 24% от “уточненной” средней зарплаты в 263 рубля. Следовательно, минимальная зарплата в 70 рублей равнялась 113% – 114% “минтрудовского” прожиточного минимума.
Стало быть, выходит, что “российский прожиточный минимум” в сравнении с оценочным “советским жизненно необходимым совокупным душевым доходом” занижен в 2,47 – 2,79 раза.
В 1990 г. в сопоставлении с 1989 г. размер реальной средней зарплаты практически не изменился. В РФ, может быть, даже чуть увеличился относительно “российского прожиточного минимума”: 1989 г. ” 426%, 1990 г. ” 442%.
Рассчитанная в американских долларах по официальным валютным курсам в среднем за 1988 – 1990 гг., среднегодовая зарплата одного наемного работника в РФ составляла 5278 долларов; “видимая” доля денежного фонда оплаты труда в составе валового внутреннего продукта ” 43,2%; “видимая” степень эксплуатации наемных работников ” 131,6%.
В среднем за 1988-1990 гг. в РФ зарегистрированная численность наемных работников составляла ” 78829 тысяч человек; “видимая” резервная армия труда – 5039 тысяч человек = 6% всех трудоспособных.
Формально со 02.12.1990 г. по 14.07.1992 г. в РФ не было собственных официальных наличных денег ЦБ России. Ведь формально, официально советский рубль на период со 02.12.1990 г. по 29.10.1992 г. прекратил быть законным наличным денежным средством на территории РФ, превратился, по сути, в “суррогатный денежный знак”. А с 29.10.1992 г. до 26.07.1993 г., до фактического прекращения “хождения” в РФ, наличный советский рубль был в России “субститутным заменителем российского рубля”.
Отсутствие со 02.12.1990 г. по 14.07.1992 г. собственных дензнаков и наличие в РФ только суррогатных денежных знаков (советских рублей, местных – “локальных” заменителей денег), а также противозаконно – американских долларов и другой иноземной валюты споспешествовало и было сопричиной вздорожания товаров – продуктов и услуг (относительно безналичного, расчетного российского рубля), обесценения безналичного российского рубля, наличного советского рубля, товара “наемная рабочая сила”, появления массовых выплат заработков (зарплат) в натуре (в натуральной форме), продуктообмена – натурального бартера. Возникла задолженность по выплатам и платежам всех видов.
В результате, рассчитанная в американских долларах по официальным валютным курсам в среднем за 1991-1999 гг., среднегодовая зарплата составила лишь 1514 долларов; “видимая” доля “денежного” фонда оплаты труда (зарплаты) в составе валового внутреннего продукта ” 27,8%; “видимая” степень эксплуатации наемных работников (труда) государством и капиталом ” 260% (в сравнении со 131,6% – в среднем за 1988-1990 гг.).
За 1991-1999 гг. в РФ зарегистрированная численность наемных работников составила только 61149 тысяч человек; “видимая” резервная армия труда ” 23249 тысяч человек, то есть почти 28% всего трудоспособного населения РФ.
В 1999-2000 гг. в политической и социальных сферах произошло расширение массовой базы правящего в РФ режима за счет увеличения сообществ пауперов, люмпенов, маргиналов.
По официальным данным, в среднем за ноябрь 1999 г. – август 2000 г. численность “статистически видимой резервной армии труда”, то есть полностью, частично или условно неактивных экономически граждан, превысила 41% всего трудоспособного населения.
…В преамбуле Устава МОТ (Международной организации труда) от 11.04. – 28.06.1919 г. и в статье 10 Декларации социального прогресса и развития ООН (Организации Объединенных Наций) от 11.12.1969 г. закреплено право наемного работника на “обеспечение без какой-либо дискриминации справедливого вознаграждения за труд, установление минимального уровня заработной платы, достаточно высокого для обеспечения удовлетворительного уровня жизни”, “гарантии заработной платы, обеспечивающей подобающие условия существования”.
В 1990 г. минимальная зарплата в 70 рублей лишь частично, но все-таки соответствовала на территории РСФСР критериям “удовлетворительного, подобающего, достаточного уровня”.
В РСФСР – РФ минимальная зарплата в 70 советских рублей в 1990 г. составляла 102% от “российского прожиточного минимума трудоспособного” в 68,6 рубля. И базировавшаяся на “70 – 80-рублевом минимуме” система зарплаты – основного вида доходов в СССР и РСФСР – материально обеспечила прирост населения в РФ в 1990 г. – 336 тысяч, в 1991 г. – 107 тысяч (без учета мигрантов).
После принятия 12.06.1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР – РФ началось систематическое неисполнение российскими властями и международных обязательств РФ в сфере заработной платы, и законов собственной страны. Хотя подлинная любовь к людям, как сказано в Писании, “есть исполнение закона”.
Среднегодовой установленный властью минимальный месячный размер оплаты труда (МРОТ) обычно понижался относительно “российского прожиточного минимума трудоспособного”:
1990 г. = 102% (70 рублей; 68,6 рубля);
1991 г. = 73,6% (127,5 рубля; 173,3 рубля);
1992 г. = 33,4% (714; 2132);
1993 г. = 25,8% (5962; 23094);
1994 г. = 18,1% (17560; 97375);
1995 г. = 14,3% (42521; 297184);
1996 г. = 17,5% (72738; 415632);
1997 г. = 18,1% (83490; 462374);
1998 г. = 15,1% (83,49 рубля; 554,7 рубля);
1999 г. = 8,3% (83,49 рубля; 1002,8 рубля);
2000 г. = 8,4% (110,74 рубля; 1320 рублей);
2001 г. = 15,3% (250 рублей; 1629,3 рубля). Вместо запланированных = 16,7% по закону;
2002 г. (оценка) = 20,4% (400; 1965). Вместо запланированных – 24,4% по закону.
Пока что Президент РФ, Правительство и Совет Федерации РФ принародно не подают сигналов, которые свидетельствовали бы о том, что установленное бюджетным законом N194-ФЗ на 2002 г. минимальное соотношение между среднегодовым МРОТ и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного в 24,4% будет достигнуто. Но если это и произойдет, то среднегодовое соотношение (социальный норматив в 24,4%) окажется вчетверо – впятеро меньше уровня 1989 – 1990 гг. (107%) и даже меньше уровня 1993 г. (25,8%). И теперь власти РФ мало что делают для исполнения, реализации принципиальных положений Устава МОТ, Декларации социального прогресса и развития ООН, Филадельфийской (10.05.1944 г.) декларации Международной конференции труда, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, других обязательных для “государства РФ” международных документов по гражданским и трудовым правам.
Когда – в сравнении с 1985 – 1990 гг. – в РФ истощаются общественные (социальные) фонды потребления – ОФП, которые в РСФСР гарантировали наемным работникам и их детям (иждивенцам) социальную защиту в сферах просвещения, охраны здоровья, физической культуры, отдыха, коммуникаций, жилищно-коммунального хозяйства, величину минимального размера ставки (оклада) – МРТСО – давно необходимо резко увеличивать относительно МРОТ.
Однако в утверждаемых величинах МРТСО не учитываются ни основные потребности детей в питании, в одежде и обуви, в иных непродовольственных товарах, в услугах общественного питания (внедомашнего питания), транспорта, связи, отдыха, здравоохранения, искусства и т.д., ни истощения ОФП, ни похудания детских пособий. Величину МРТСО и в 1990/1 г. в РФ сложно было назвать удовлетворительной заработной платой и тем более – достаточной для достойного человека существования.
В РФ среднегодовой установленный властью месячный МРТСО (без доплаты и с доплатой) обыкновенно понижался относительно “кумулятивного прожиточного минимума” (равного здесь 2,5 “прожиточного минимума трудоспособного”):
1989 г. = 45,3% и 45,3% (70 рублей; 70 рублей; 154,5 рубля);
1990 г. = 46,6% и 46,6% (80 рублей; 80 рублей; 171,5 рубля);
1991 г. = 24,2% и 31,2% (105 рублей; 135 рублей; 433,3 рубля);
1992 г. = 15,7% и 15,7% (835,5 рубля; 835,5 рубля; 5330 рублей);
1993 г. = 9,9% и 9,9% (5733; 5733; 57735);
1994 г. = 7,9% и 11,3% (19200; 27500; 243437);
1995 г. = 5,8% и 7,9% (43233; 58517; 742960);
1996 г. = 5,8% и 7,7% (60000; 80000; 1039080);
1997 г. = 5,2% и 7,6% (60000; 87830; 1155935);
1998 г. = 4,3% и 6,5% (60; 90; 1387);
1999 г. = 3,9% и 4,2% (97,5 рубля; 105 рублей; 2507 рублей);
2000 г. = 3,8% и 3,8% (127; 127; 3300);
2001 г. = 3,9% и 6,4% (159; 263; 4073);
2002 г. (оценка) = 9,2% и 9,2% (450; 450; 4913).
Естественная цена простого труда (или, точнее, неквалифицированной рабочей силы), включающая также средства для пропитания полутора (1,5) иждивенцев каждого наемного работника, и составляет содержание категории МРТСО. В 2002 г. власть имущие в РФ оплачивали лишь 9,2% естественной цены простого труда; в среднем за 1992 – 2002 гг. – только 8,2%.
Промежуточным итогом десятилетия почитай бесплатного труда (запрещенного Конвенцией N29 МОТ о принудительном или обязательном труде от 28.06.1930 г.) стали: массовые скитания людей; невиданный в РФ в невоенные годы низкий уровень рождаемости; длительное устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся; абсолютное и относительное сокращение в РФ численности детей; катастрофическое разрушение потенциала здоровья российского народонаселения.
Условия пауперизации, обнищания, российского народонаселения, роста резервной армии труда были условиями сокращения совокупного фонда зарплаты в РФ. Но поскольку уменьшилась и численность наемных работников в РФ, постольку реальный и относительный размеры средней “видимой” зарплаты сокращались медленнее, чем величина совокупного фонда оплаты труда.
И все-таки после 1989-1990 гг., в сравнении с кумулятивным (6,5-кратным) прожиточным минимумом, средняя месячная в РФ зарплата существенно сократилась:
1989 г. – 65,4% (263 рубля; 402 рубля);
1990 г. – 67,9% (303; 446);
1991 г. – 48,6% (548, 1127);
1992 г. – 43,3% (5995; 13858);
1993 г. – 39,1% (58663; 150111);
1994 г. – 34,8% (220351; 632938);
1995 г. – 24,4% (472392; 1931696);
1996 г – 29,2% (790210; 2701608);
1997 г. – 31,6% (950205; 3005431);
1998 г. – 29,2% (1052; 3606);
1999 г. – 23,4% (1523; 6518);
2000 г. – 25,9% (2224; 8580);
2001 г. – 30,8% (3262; 10590);
2002 г.(оценка) – 35,3% (4511 рублей, 12773 рубля).
Среднероссийская цена рабочей силы (при средней, средневзвешенной, квалификации наемных работников), включая также средства для пропитания, воспитания, просвещения, обучения полутора (точнее – 1,63) иждивенцев каждого наемного работника, и составляет содержание категории “средняя зарплата”.
Само собой разумеется, что средняя зарплата должна сопоставляться с 2,63-кратной величиной жизненно необходимого среднемесячного совокупного душевного дохода (или, что то же самое, с 6,5-кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного в РФ).
Очевидно, что 1993 г., как и 1991 г., и 1992 г., был поворотным пунктом на пространстве и государственно-политических, социально-экономических отношений в РФ.
Приведенные выше соотношения (относительные размеры средней зарплаты) характеризуют исключительно “видимую” преимущественно денежную зарплату.
Приведенные выше соотношения характеризуют заработки лишь легально занятых работников, наемников активной армии труда без учета наличествования и расширения резервной армии труда. Фактически, с учетом всех легально занятых и всех “видимых резервистов”, относительные резервы средней зарплаты в РФ в 2002 г. меньше, чем в 1989-1990 гг., примерно втрое, а с учетом также систематических задержек выплаты зарплат – вчетверо. Ведь приведенные выше относительные показатели оплаты труда характеризуют исключительно начисленную зарплату без учета систематических с 1992 г. задержек с выплатой зарплат, задержек с перечислением обязательных взносов во внебюджетные социальные фонды, с перечислением детских пособий, компенсаций инвалидам за увечье на производстве, пособий по “больничным листкам”, “отпускных денег” и “выходных пособий при увольнении”. Задержек – в нарушение КЗоТ РФ, ТК РФ, ГК РФ.
Официальные показатели задолженности по зарплате не более достоверны, чем официальные показатели “видимой” начисленной средней зарплаты. К тому же статья 64 Гражданского кодекса РФ допускает погашение (прощение, списание) задолженности по зарплате и социальным платежам из-за недостаточности имущества ликвидируемого предприятия.
…В соответствии с Конвенцией N 95 МОТ о защите заработной платы (от 01.07.1949 г.), Уставом ООН (от 26.06.1945 г.), Конвенцией N 29 МОТ о принудительном или обязательном труде (от. 28.06.1930 г.), Уставом МОТ, Конституцией РФ, законодательными актами о Правительстве РФ и о международных договорах РФ именно федеральное Правительство РФ несет полную ответственность за возникновение и длительное существование таких явлений, как задолженность предприятий (всех форм собственности) по заработной плате.
По международным и российским правовым актам именно федеральное российское правительство является той компетентной властью, которая “обеспечивает выполнение обязательств РФ по международными договорам”, “принимает меры по реализации трудовых прав граждан”, “обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности”, “обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики”. (ФКЗ “О Правительстве РФ” от 17.12.1997 г.
N 2-ФКЗ).
…Отраслевые и региональные различия в размерах средней заработной платы в нынешней РФ связаны, во-первых, с различными – по интенсивности проявления в разных отраслях и регионах – формами дискриминации россиян в условиях занятости, найма и оплаты труда; во-вторых, с межотраслевыми и внутриотраслевыми структурными различиями между регионами, отраслевыми региональными различиями в составах организаций и предприятий; в-третьих, со степенью и характером вовлеченности региона или отрасли в международное разделение труда; в-четвертых, региональными различиями стоимости жизни.
Все эти 4 фактора определяют, к примеру, различия средних зарплат по городу Москве и Московской области.
Вот средневзвешенные соотношения между отраслевыми средними начисленными зарплатами в столице – городе Москве (принятыми в каждой отрасли за 100%) и в Московской области (расчеты произведены по данным Госкомстата РФ, Мосгоркомстата и Мособлкомстата в среднем за декабрь 2001 г. – февраль 2002 г.):
экономика (хозяйство) Московской области ” 58%;
промышленность Московской области ” 69%;
образование (просвещение) Московской области ” 66%;
культура и искусство Московской области ” 36% и т.д.
Главным образом первый фактор является основной причиной межотраслевых (средневзвешенных) различий в средних зарплатах в Московской области, например (расчет за декабрь 2001 г. – февраль 2002 г. по данным Мособлкомстата):
средняя зарплата в промышленности принята за 100%;
средняя зарплата в экономике (хозяйстве) области ” 86%;
средняя зарплата в образовании (просвещении) ” 60%;
средняя зарплата в культуре и искусстве ” 51% и т.д.
Многим понятно теперь, что десятилетие после прекращения существования Союза ССР характеризуется в Российской Федерации ухудшением ситуации везде: в сфере геополитических отношений, в производственно-экономической, социально-экономической, экологической, социально-демографической…
…Игнорирование интересов личности, трудовых и иных прав человека явилось фактором утраты национальной безопасности и пренебрежения жизненно важными национальными интересами России.
Существенно, в несколько раз, в Российской Федерации уменьшились статистически видимые среднегодовые суммарные размеры фонда зарплаты и пенсий (по оценкам, ценам и официальным валютным курсам соответствующих лет с 478,3 млрд. американских долларов в среднем за 1988-1990 гг. и 507, 6 млрд.долларов в среднем за 1989-1990 гг. до 84,4 млрд. долларов в среднем за 1992-1999 гг.).
“Государство РФ” все дальше уходит от решения проблем миграции, безработицы, смертельно маленьких зарплат и пенсий, бедности и других социальных проблем.
Николай САМОХИН,
кандидат экономических наук
Комментарии