Директорский клуб “УГ”
Удостоверение
Сосин
Олег Константинович
Директор школы N 1
Село Сунтар
Республика Саха (Якутия)
В сентябре 1992 г. на базе сунтарской средней школы N 1 открылась республиканская экспериментальная площадка – будущий политехнический лицей.
Благодаря помощи районной администрации, Министерства образования РС(Я) и АК “Алмазы России – Саха” было перестроено старое здание и построены два новых учебных корпуса, производственные мастерские. Поэтому когда 29 января 1994 года было подписано постановление Правительства РС(Я) “Об организации политехнического лицея в с.Сунтар”, здесь уже все было готово для выполнения социального заказа республики по подготовке местных кадров для работы в строительстве, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности.
Сегодня, кроме общеобразовательных дисциплин, в лицее организована работа спецкурсов, которые ребята посещают после обеда. Большой популярностью пользуются занятия по огранке камней-самоцветов, ювелирное дело, информатика, маркетинг, педагогика, геология. Всего в лицее пока десять специализаций, и каждый из лицеистов может выбрать себе дополнительные занятия по своему желанию и возможностям.
Летом ребята вместе с педагогами ходят в различные научные экспедиции. Так, например, в прошлые годы они изучали лекарственные растения Сунтарского района и месторождения цеолита, собирали камни – самоцветы, искали водоемы с чистой водой. Итоги каждой экспедиции анализируются, пишутся рефераты, доклады, проводятся конференции и тематические вечера, организуемые научным обществом учащихся. Если еще четыре года назад в лицей могли поступить все желающие, то теперь только, сдав экзамены, по конкурсу. По итогам трех выпусков 92 процента бывших лицеистов продолжили свое обучение в высших и средних специальных учебных заведениях. Нельзя не согласиться с директором – это очень хороший результат.
Есть у лицея и свое подсобное хозяйство – конюшня на 20 лошадей и 11 гектаров пахотных угодий, где опять же сами учителя и ученики выращивают картофель, капусту, морковь, свеклу и полностью обеспечивают этими продуктами свою столовую. Приобщение к труду здесь ставят в основу всего учебно-воспитательного процесса. Так, например, когда возникла проблема с паклей для строящегося интерната, все учащиеся и работники лицея, недолго думая, собрали в тайге 50 машин мха. Во многом именно благодаря этому стало возможным открытие в этом году долгожданного интерната и приема в лицей ребят со всей Якутии.
Согласно постановлению правительства республики соучредителем Сунтарского политехнического лицея является АК “Алмазы России – Саха”, оказавшая немалую помощь в становлении и развитии этого нового для республики учебного заведения. В лицее учатся 10 стипендиатов акционерной компании. Кроме того, лицеисты, желающие стать в будущем работниками горнодобывающих комбинатов, имеют возможность получить направление от компаний для поступления в высшие учебные заведения России.
И в заключение остается только добавить, что в этом году Сунтарский политехнический лицей стал одним из победителей всероссийского смотра “Школа года-95”.
Ришат ЮЗМУХАМЕТОВ
Каждому учителю – счет в банке
В начале октября в Якутске состоялся Х сьезд работников образования Республики Саха (Якутия). Были подведены итоги работы, определены приоритеты, пути развития и основные направления деятельности в сфере образования на ближайшие годы. В работе сьезда принял участие Президент Республики Саха М.Е.Николаев.
На вопросы нашего корреспондента отвечает исполняющая обязанности министра образования Республики Саха Евгения Исаевна михайлова.
– Евгения Исаевна, первый вопрос о кадрах.
– В этом году впервые сократился отток учителей из школ по сравнению с прошлыми годами почти в два раза. В школу пришли 873 молодых учителя. В целях финансовой поддержки каждому учителю общеобразовательной школы в АБ “Сахабилиибанк” открыт лицевой счет на 1 млн. рублей (на 22.08.96 – 20849 чел.). Кроме этого, 686 творчески работающих учителей стали стипендиатами фонда “Дети Якутии”, а это 500000 рублей в месяц. Среди стипендиатов – авторы учебно-методических пособий, учителя-экспериментаторы, учителя, подготовившие победителей школьных олимпиад, и т.д.
В республике действует Закон “Об учителе”, в котором предусмотрена активная поддержка учителя местной администрацией: строительство жилья, оздоровление, лечение, отдых и учеба детей учителей и т.д.
Все это способствует закреплению кадров, но, конечно, дефицит педагогических работников, особенно в северных районах, еще, конечно, есть.
– В настоящее время уже разработаны федеральные образовательные стандарты. Они определяют федеральный компонент образования. А как обстоит дело с региональным компонентом образования у вас в республике?
– Наше Министерство образования заключило договор с Национальным центром мониторинга образования и образовательных стандартов Российской Федерации о передаче технологии разработки национально-регионального компонента образования, региональных образовательных стандартов и совместной работе по их разработке.
В республике разработан проект концепции национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. В настоящее время творческие группы ведут работу по разработке стандартов по 13 образовательным областям.
Надеемся, что в этом году они будут сделаны.
– В последнее время учащиеся Якутии имеют определенные успехи на школьных олимпиадах. Это как-то связано с тем, что в республике особое внимание уделяется одаренным детям?
– Здесь надо прежде всего, наверное, сказать об инновационной деятельности в системе образования. За последние годы созданы 44 опытно-экспериментальные площадки республиканского значения. Финансовая поддержка их осуществляется за счет средств республиканского Фонда развития образования.
Интересно отметить, что из 42 инновационных учебных заведений 28 располагаются в сельской местности.
Проводится апробация различных методик по диагностике и выявлению способных и одаренных детей. По линии общества работы со способными детьми “Дьобур” проводится тестирование и отбор способных учащихся. Составлен банк данных о способных детях. Созданы лаборатория педагогических технологий при ИПК, Центр развивающего обучения. Технология развивающего обучения ориентирована на работу со способными детьми, на формирование у них теоретического и творческого мышления.
Также национальный фонд “Возрождение”, председателем которого является Президент Республики Саха, учредил ежегодную премию в размере 100000 рублей в месяц каждому из 428 учащихся 11-х классов школ республики – претендентам на золотую и серебряную медали.
Для одаренных детей с 1993 года работает летняя международная школа с ежегодным охватом 200 человек, в которой в течение 24 дней победители и призеры школьных олимпиад разного уровня занимаются по физике, химии, информатике и английскому языку.
Начиная с 1994 года в Якутске проводится международная олимпиада “Туймаада”, в которой принимают участие школьники Румынии, Германии, ближайших регионов Сибири и Дальнего Востока.
Одаренные дети направляются на двухлетнее обучение в школы и колледжи Англии и Швейцарии, а затем для продолжения обучения – в высшие учебные заведения этих стран по специальностям, необходимым республике (банковское дело, финансы, международное право, геология и другие). Здесь следует отметить, что приоритет при этом отдается учащимся сельских школ.
– А каковы, на ваш взгляд, основные задачи, стоящие перед якутским учительством?
– Они очень четко сформулированы в Концепции модернизации экономики Республики Саха (Якутия):
“Суть интеллектуализации можно определить как сохранение и приумножение духовного, морального и нравственного потенциала народа, повышение уровня образования и профессиональной подготовки населения, обеспечение высокой компетенции работников всех сфер экономики”.
– 1997 год обьявлен Президентом Республики Саха (Якутия) годом образования. А что на деле?
– По распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) N 272 накануне учебного года все школы республики получили бесплатную подписку на республиканские газеты и журналы и пополнение библиотечного фонда библиотечками на 5 млн. рублей, детские дома получили автобусы, сельские школы – по две рабочие лошади, всем школам выделен спортивный инвентарь.
Учреждены стипендии для творчески работающих учителей, для одаренных детей.
Виталий Пайкес
Статфакт
Как учатся в Якутии
Общеобразовательные школы
695
из них: начальные 101
основные 114
средние 480
школы-интернаты 6
Детские дошкольные
учреждения 720
Детские дома 7
Школы-интернаты
с особым режимом 17
Учебно-производственные
комбинаты 5
Дома и центры детского
творчества 51
Детские спортивные
школы 42
Станции и клубы
юных техников,
туристов, натуралистов 23
Фильмотеки 12
Педагогические училища 4
Педагогический институт 1
Заместитель директора лицея по спецкурсам, мастер по огранке камней-самоцветов А.А.ГЕРАСИМОВ
Политехнический лицей в Сунтаре
Преподаватель информатики Г.Е.ГЕРАСИМОВА
Сам себе консультант
Верьте в свои способности справиться с любыми неожиданно возникающими трудностями и не придавайте особого значения мелочам.
В той же мере, как Вы доверяете себе, доверяйте и своим сотрудникам.
Если Вам необходимо овладеть большим учебным материалом, то рекомендуем поступать следующим образом.
Пользуйтесь подчеркиванием при прочтении текста. Делайте заметки на полях.
Вычеркните все лишнее.
Перепишите важные куски текста.
Рисуйте графики и диаграммы.
Формулируйте основополагающие идеи учебного материала своими словами.
Реферируйте и обьединяйте части текста.
Напишите короткие заметки к определенным частям текста.
Задайте собственный вопрос и постарайтесь на него ответить.
Сформулируйте контраргументы, если Вы придерживаетесь иной точки зрения.
Обсудите учебный материал со специалистами или друзьями.
Попытайтесь рассказать другим о полученных знаниях.
Попытайтесь также сформулировать пользу от полученных знаний. И наконец, используйте полученные данные.
Держитесь подальше от людей, которые “всегда все знают лучше других” и не прислушиваются ни к каким советам и рекомендациям.
Постоянные стычки с ними требуют больших затрат физической и нервной энергии, которую лучше использовать для продуктивной творческой работы.
Закрытые вопросы, которые предполагают только два ответа – “да” или “нет”, обладают низкой информативной ценностью.
Задавайте открытые вопросы, если Вы действительно хотите получить информацию.
Вместо вопроса: “Вы используете этот прибор?” спросите лучше: “Как Вы используете этот прибор?” или “А какие еще имеются возможности использования этого прибора?”
Не спрашивайте: “Получили ли Вы рекламации?”, а спросите: “Какие рекламации Вы получили в последнее время?”
Вместо: “У Вас есть трудности с новой системой?” спросите: “Какой опыт Вы приобрели, используя эту новую систему?”
Каждому руководителю известна ситуация, когда возникает внутренняя потребность дать совет тому или иному сотруднику, совершившему ошибку, или сотрудник всем своим видом дает понять, что он нуждается в таком совете.
В этой ситуации необходимо придерживаться двух основных принципов:
1. Давайте совет или рекомендации только “с глазу на глаз”.
Если “посторонний” слышит этот разговор, то не исключено, что готовность сотрудника выслушать совет и следовать ему будет отодвинута на второй план стремлением исправить все самостоятельно.
2. Давайте подобные советы и рекомендации только один раз.
Возможно, он отнесется к Вашему вторичному порыву, как к избыточной опеке.
Комментарии