Цели урока: повторение и обобщение знаний по теме «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
а) 2375678 и 13F7716; б) 3527358 и 1D5DD16; в) 2715478 и 1736716 г) 571638 и 5E7316; д) 577578 и 5FEF16; числа 36 и 6. числа 24 и 6.
Раздел программы: «Арифметические основы ЭВМ»
Задачи урока
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
2. Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по системам счисления.
3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания.
Правила игры
1. В игре участвуют две команды, это два «правления банков». Игроки каждой команды выбирают президента банка.
2. Стартовый капитал каждой команды – 1000 байтиков.
3. Командам предлагаются задания, от степени сложности задания зависит его стоимость.
4. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно и эту задачу никто не мог решить, то ее капитал уменьшится на 50% стоимости задания. Если даст ответ другая команда, снимается 100% стоимости задания.
5. Победителем объявляется самый богатый банк.
В начале игры каждая команда должна зарегистрировать свой банк.
Оформление кабинета: плакаты.
Плакаты:
1. По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда не отдаст человек
Своего превосходства
Даже умнейшим машинам
2. Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
3. «Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей» (Гюстав Гийом).
4. «Первые шаги всегда самые трудные» (Рабиндранат Тагор).
5. «Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье» (Хань Юю).
6. Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного.
План урока
1. Конкурс «разминка».
2. Конкурс банкиров.
3. Конкурс консультантов.
4. Конкурс контролеров.
5. Конкурс менеджеров.
6. Конкурс президентов банков.
7. Конкурс кассиров.
8. Конкурс охранников.
9. Подведение итогов.
Ход игры
1-й конкурс. Разминка.
Сколько лет девочке?
(А.Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс
ходила,
В портфеле по сто книг
носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем
обычным,
Когда поймете мой рассказ.
Ответ: Девочке было 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2.
После разминки определяются роли участников:
президент,
банкир,
кассир,
контролер,
консультант,
менеджер,
охранник.
2-й конкурс. Конкурс банкиров (100 байтиков).
Используя правило счета, запишите первые 20 целых чисел в десятичной, двоичной, троичной, пятеричной и восьмеричной системах счисления.
Ответы: а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19;
б) 0, 1, 2, 10, 11, 100, 101, 110, 111, 1000, 1001, 1010, 1011, 1100, 1101, 1110, 1111, 10000, 10001, 10010;
в) троичная: 0, 1, 2, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 100, 101, 102, 110, 111, 112, 120, 121, 122, 200, 201;
г) пятеричная: 0, 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 30, 31, 32, 33, 34.
3-й конкурс. Конкурс консультантов (150 байтиков).
Переведите числа в десятичную систему счисления:
а) 10110112;
б)101101112;
в) 0111000012;
г) 5178;
д) 10108;
е) 12348;
ж) 1F16;
з) ABC16;
и) 101016;
Ответы: а) 91; б) 183; в) 225; г) 335; д) 520; е) 668; ж) 31; з) 2748; и) 4112.
4-й конкурс. Конкурс контролеров (100 байтиков).
Контролеры должны с помощью программы «Калькулятор» проверить ответы соперников.
5-й конкурс. Конкурс менеджеров (50 байтиков).
Менеджеры должны ответить на вопросы теста.
1-я команда:
1. Верно ли, что в древности люди считали в двоичной системе счисления?
2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
5. Верно ли, что число 34363 может быть записано в пятиричной системе счисления?
Ответы: нет, нет, да, да, нет.
2-я команда:
1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
5. Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?
Ответы: да, да, нет, да, да.
6-й конкурс. Конкурс кассиров (200 байтиков).
Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную
а) 100111111011101112;
б) 111010101110111012;
в) 101110011011001112;
г) 1011110011100112;
д) 1011111111011112;
е) 1100010101110012.
1-я команда: а) 2375678 и 13F7716; б) 3527358 и 1D5DD16; в) 2715478 и 1736716
2-я команда: г) 571638 и 5E7316; д) 577578 и 5FEF16;
е) 612728 и 62в916.
7-й конкурс. Конкурс охранников (100 байтиков).
Охранники проверяют работу кассиров с помощью программы «Калькулятор».
8-й конкурс. Конкурс президентов банков (250 байтиков).
Даны два числа в десятичной системе счисления. Перевести их в двоичную систему счисления, выполнить 4 арифметические действия, ответы записать в десятичной системе счисления.
1-я команда: числа 36 и 6.
2-я команда: числа 24 и 6.
3610 = 1001002
610 = 1102
1001002 + 1102 = 1010102
1001002 – 1102 = 111102
1001002 х 1102 = 110110002
1001002 : 1102 = 1102
2410 = 110002
110002 + 1102 = 111102
110002 – 1102 = 100102
110002 х 1102 = 100100002
110002 : 1102 = 1002
Подведение итогов игры
Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителя.
В моем классе игра прошла весело и насыщенно. Каждый участник старался принести команде как можно больше «денег». Участники продемонстрировали высокий уровень подготовки по данной теме. Это позволяет надеяться, что с контрольной работой справятся все.
Вера ТРОФИМОВА, учитель информатики средней школы №3, пос. Октябрьский, Иркутская область
Комментарии