ХХIII Московский кинофестиваль собрал многие хиты сезона, призеров знаменитых фестивалей. А еще таких мировых кинозвезд, как Пету Уилсон, Джека Николсона, Вуди Харельсона, Лару Флинн Бойль. Но, к сожалению, самыми впечатляющими оказались фильмы, не представленные на конкурс. И восторг, и слезы зрителей достались “Обещанию” Шона Пенна и “Комнате сына” итальянского режиссера Моретти (этот фильм, кстати, стал лучшим на Каннском фестивале), которые демонстрировались в рамках специальных сеансов…
От судьбы не уйдешь
Фильм “Давай сделаем это по-быстрому” снят в Германии на немецкие деньги, но режиссер наш, российский – знаменитый Сергей Бодров, да и большинство актеров – наши, так что воспринимать его зарубежным трудно.
Неотразимый и жестокий русский босс Олег встречает Новый год в только что купленном шикарном доме в Америке. Вместе с ним огромная свита из семьи и друзей. Олег пресыщен, у него есть все – деньги и красивые женщины, шикарный дом. Впрочем, он чувствует себя обделенным: ему не хватает материнской любви. Его мать все еще красивая и ищущая чувственных удовольствий балерина мало озабочена проблемами сына.
Веселье испорчено предупреждением – Олега хотят убить. Дом забит до отказа личной охраной, Олег отдает распоряжение лететь в Москву и убрать человека, могущего быть опасным. И тут в доме появляются… тараканы. С ними бороться не под силу и всемогущим боссам. На помощь вызывают очаровательную блондинку, которая должна их вывести. Именно ей и предлагает Олег заняться любовью по-быстрому, длинноногие проститутки ему надоели. Но блондинка оказывается киллером и убивает не только тараканов, но и самого Олега. От судьбы не уйдешь.
– Я тебя по-настоящему люблю, – произносит свои последние слова Олег, глядя в дуло пистолета, которое направляет на него приехавшая расправляться с тараканами девушка. “Спасибо за секс”, – такую записку и кучу денег оставляет он своей убийце. Вот, собственно, и все.
– Этот фильм о судьбе одного известного бизнесмена, – заявили на пресс-конференции создатели фильма, – и мы были с ним знакомы. Но это не биография, а просто история о том, как быстро человек жил, быстро любил и быстро умер.
– Почему в фильме о русских все говорят на английском, – любопытствовали на пресс-конференции дотошные журналисты.
– Моя новая съемочная группа говорит на девяти языках, – быстро парировал Сергей Бодров. – И к тому же в картине речь идет о взаимоотношениях русских с американцами, так что английский здесь уместен и естественен. И вообще я не придаю значения тому, на каком языке снимать, – заявил Бодров-старший. Владимир Машков, сыгравший Олега, признался, что во время работы над картиной его сразу стали “пугать энергия, радость и легкость, которых в таких огромных количествах еще никогда не было во время съемок”.
Фильм динамичен, захватывает яркой игрой актеров и роскошными декорациями, но вряд ли можно назвать его открытием в кинематографе. Уже буквально с первых сцен понятно, что Олега убьют, что Сергею Бодрову-старшему не удается избежать штампов, рассказывая о судьбе “нового русского”. Не будь Владимира Машкова в главной роли, магнетизирующего публику своим обаянием, дорогих декораций и последней трогательной сцены, и вышел бы обычный скучный фильм, где запоминаются, пожалуй, лишь немытые тарелки и шевелящие усами тараканы.
Одной из характерных тенденций в западном кино, рассчитанном на кассовый успех, стало отсутствие победы человека над злом, неспособность противостоять злу. Даже на раскаяние сил нет, на самоосмысление. Отсюда естественный финал – смерть. Либо как в фильме Бодрова, либо как в чешской ленте “Жертвы и убийцы”, где неродные брат и сестра запутались в собственных любовных отношениях и погибли. Главная героиня упала с лестницы, где ее брат подпилил ступеньку, ревнуя к мужу сестры, а сам же, узнав о ее смерти, в отчаянии бросился с колокольни на камни дороги.
В фильме норвежского режиссера Пола Якмана “Детектор” герои остаются в живых, но они также не в состоянии обрести цель и смысл своего пребывания на земле. Главный герой по имени Даниэль – по профессии психотерапевт, по выходным он не находит ничего лучшего, чем бродить по норвежским лугам с детектором. Он находит серебряную цепочку с кулоном, за ней приходит девушка по имени Янне. У них начинается роман. В конце концов они сближаются, но почему-то не верится, что это надолго. Картина Якмана откровенно слаба. Нет в ней ни динамизма, ни интересных режиссерских решений. Главное ее качество – бесцветность и вялость, затянутость и непродуманность сцен. Герои рассуждают ни о чем, а режиссер, претендуя на создание “квазитриллера”, попросту смешивает различные жанры, ничуть не заботясь об их совместимости. А в результате получается не совсем съедобный винегрет.
– Я снимал фильм об очень распространенной болезни современности – инфантилизме, – заявил на пресс-конференции Пол. – Герой должен был давным-давно вырасти, но он продолжает оставаться тридцатилетним мальчиком. Так что “Детектор”- история о человеке, отправившемся в странное путешествие внутрь самого себя и сделавшем на пути неожиданные открытия.
Герои азиатского кино, напротив, упорны и умеют искренне переживать, бороться и побеждать, находить выход из самых безвыходных положений. Тому пример –
“Стеклянные крылья”
– Я думал, какая разница между женщиной и девушкой. Так вот, девушка сама должна решать, как ей поступить с собственным телом. Если она выберет любовь, то сможет взлететь на ее крыльях. Но если не сможет преодолеть ее трудностей, то крылья навсегда останутся стеклянными, – так объяснил странное название своего фильма режиссер Реза Багхер. Он по происхождению иранец, в семнадцатилетнем возрасте приехавший в Швецию.
“Стеклянные крылья” – иранская притча в современном шведском кино. Герои фильма – выходцы из Ирана, отец двоих дочерей пообещал своей умершей жене выдать их замуж. Но если со старшей дочерью это удается, то младшая Назли строптива и хочет сама распоряжаться своей судьбой. Главная проблема фильма все-таки “геополитическая” – столкновение Запада с Востоком. Старшая дочь остается верна азиатскому образу жизни, Назли выбирает европейский. Поначалу она даже называет себя другим именем, скрывая происхождение, – лишь бы взяли на работу. И сила воли девушки побеждает национальные проблемы. Назли находит работу, не стесняясь, называет свое имя. Встречает и свою любовь – белокурого шведа. Думаю, во многом удачу фильму принесла юная исполнительница роли Назли – Сара Соммерфельд. Сара в кино с 10 лет. Но первая ее серьезная работа – в “Стеклянных крыльях”. Она считает , что ее 18-летняя Назли уже не ребенок, а женщина, имеющая полное право распоряжаться своей собственной судьбой.
Главное достоинство фильма – легкость и оптимизм. Поэтому не случайно в течение нескольких фестивальных дней эта картина лидировала по количеству зрителей, отдавших за нее свои голоса. Выходя после него из зрительного зала, чувствуешь: у тебя за спиной вырастают крылья, и не стеклянные, а настоящие, на которых действительно можно взлететь…
По красоте пейзажей и декораций с “Пионовой беседкой” не мог соперничать ни один из фильмов. А продолжительность пения занимает в этой картине 35 минут.
“Пионовая беседка”- история женской любви. Кстати, дословный перевод фильма – “Воплощенная любовь”. Юньфань любит недоговоренности, полунамеки, открыто чувственными кадрами зрителей он не шокирует. Сюжетом для Юньфаня стали мемуары пекинской оперной примы, откуда он взял рассказ о дружбе ее матери – Цуй Хуа с кузиной Лань. Женщины искали настоящей любви, но мужчины не могли и не умели подарить ее этим двум неординарным натурам. Для этой притчи не важны временные рамки, такая история могла произойти в любое время, в наши дни тоже.
“Все преходяще”, – бесконечно повторяет Лань, и потому, наверное, режиссер больше любуется не цветением садов, а их увяданием. Героини же живут не настоящим, а скорее воспоминаниями. Режиссер же из Гонконга Юньфань пытается привнести в свой кадр хрупкую прелесть “однократных” мгновений.
***
Обидно, что на фестивале не было в этот раз ни одной российской картины. Впрочем, может, предстоящий III Нью-Йоркский фестиваль русского кино в октябре этого года несколько утешит поклонников отечественного синема. Фестиваль задуман Александром Журбиным, и его задача – реально показать нашу с вами российскую действительность. Название конкурсных фильмов устроители фестиваля назвать отказались, зато известны имена некоторых режиссеров, будут показаны лучшие картины Глеба Панфилова, Александра Сокурова, Карена Шахназарова. Кстати, многие картины уже выходили в прокат и демонстрировались на других кинофорумах.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии