search
main
0

Дешево и сердито. Европе выгоднее брать ученых из других стран, чем готовить их в собственных университетах

II Международная конференция «Университеты и общество. Сотрудничество университетов в ХХI веке» прошла в Москве в конце прошлого года. Ее организаторы – МГУ им. М.В.Ломоносова и Евразийская ассоциация университетов, объединяющая ведущие классические университеты стран СНГ, России и других государств.

Конференция собрала руководителей 170 университетов, профессоров и специалистов ведущих национальных университетов стран СНГ, Балтии и других государств. Всего в конференции приняли участие около тысячи представителей университетского сообщества, в том числе президенты союзов ректоров университетов стран СНГ, Латвии, Эстонии, Германии, а также делегации Европейской ассоциации университетов и других зарубежных организаций.

Основная задача встречи, по определению организаторов, – разработка единой позиции евразийских университетов в отношении образования, определение их места в мире исходя из новых геополитических условий. Большое внимание на конференции было уделено укреплению роли университетского образования в мире и на всем евразийском пространстве. Гости и сотрудники МГУ обсуждали актуальные проблемы взаимодействия университетов и общества, а также пути развития и углубления сотрудничества университетов стран СНГ в области образования и науки.

Конференцию открыл ректор МГУ Виктор Садовничий. В своем «Слове об университетском образовании» он затронул все центральные темы конференции: роль университетов в мировой системе образования, формирование единого образовательного пространства стран СНГ и Балтии, мобильность, рынки труда, университетские традиции и автономия. В своей речи ректор сформулировал мысль, которая так или иначе повторялась у каждого докладчика: «После первых волн реформирования высшей школы… на смену иллюзиям, романтическим ожиданиям и неоправдавшимся надеждам на чужого дядю в высшую школу приходит здоровый прагматизм. Мы вместе возвращаемся к пониманию непреходящих ценностей, общности наших академических и культурных традиций… Прошло уже достаточно времени, чтобы определиться, что из своего нужно сохранить, что стоит позаимствовать у Европы, Америки.

Гуманитарное размежевание на территории бывшего Советского Союза приняло крайние и жесткие формы. Большинство не только устало от этого, но и стремится избавиться от всех чаще всего искусственно созданных барьеров и противоречий».

Развивая идею о необходимости создания единого образовательного пространства на территории евразийского региона, ректор Ереванского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Армении Радик Мартиросян предложил документально закрепить ее в Московской декларации.

Важность подписания Россией Болонской декларации подчеркнул в своем выступлении представитель руководящего совета Европейской ассоциации университетов, президент конференции ректоров Германии Гаехтгенс Петер. Он отметил, что Европейская ассоциация положительно оценивает столь важный шаг в развитии европейского образования и указал на особое внимание, которое она уделяет национальным интересам стран, присоединившихся к декларации.

Подписание Болонской декларации рассматривалось участниками конференции как документальное отражение мирового процесса интеграции. Университетское образование в современную эпоху развивается, с одной стороны, в условиях глобализации, с другой – регионализации. Эта двойственность объясняет особое внимание участников конференции к вопросам интеграции, мобильности и одновременно к уникальности каждого университета. Одна из основных идей, подвергающихся тщательной разработке, – интеграция университетов стран СНГ в мировую образовательную систему с учетом их национальных и региональных особенностей.

В своих докладах многие ректоры рассказывали коллегам о своих вузах, пытаясь определить их место в процессе глобализации, степень подготовленности к нему. Помимо знакомства с отдельными образовательными учреждениями гости могли познакомиться с политикой правительств некоторых стран СНГ – Белоруссии, Грузии, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Узбекистана – в отношении высшего образования.

Формы сотрудничества евразийских университетов обсуждались в рамках отдельной секции. Главным для докладчиков здесь был вопрос об академической мобильности, которая необходима для установления научных, образовательных и культурных обменов между университетами. В качестве основных ее направлений выделяются: обучение аспирантов и докторантов в крупных университетах, обмен студентами, обмен профессорско-преподавательскими кадрами, стажировка, приглашение на взаимную аттестацию, научные конференции, семинары, тренинги и участие в международных проектах.

Правда, в отношении мобильности существует ряд опасений. В своем докладе на открытии конференции ректор МГУ Виктор Садовничий предостерег коллег от того, чтобы сделать мобильность самоцелью образования. Ведь университеты должны обеспечивать специалистами в первую очередь собственные страны, и это лучше всех понимают работники высшей школы. Садовничий обратил внимание на то, что привлечь в свое хозяйство специалистов, подготовленных в другой стране, дешевле, чем обучить таких же у себя. Европе для запланированного увеличения валового национального продукта необходимо, по подсчетам Еврокомиссии, около 500 тысяч ученых, которых выгоднее и быстрее привлечь из других стран, нежели подготовить самим.

Стремление стран СНГ и Балтии в короткие сроки интегрироваться в глобальное образовательное пространство ставит перед ними проблему повышения качества образовательных услуг. Для улучшения качества, несомненно, требуется модернизация. По заявлению многих докладчиков, они понимают модернизацию как совершенствование имеющихся образовательных традиций и структур, а не как отрицание накопленного опыта. Модернизация классического университетского образования – это приобретение классическим университетом необходимой образовательной гибкости, подлинной универсальности в отношении потребностей общества, рынка и государства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте