Как вы думаете, что получится, если в одном уроке истории смешать творчество великого голландца XVII века Харменса ван Рейна Рембрандта, мысли о культуре другого известного голландца, но уже XX века, Йохана Хейзинги и добавить к этим двум личностям идею о «машине времени»? Думаете, получится хаос? Но мне бы хотелось дать этому хаосу другое, более вкусное название. Итак, представляю вашему вниманию голландский коктейль «Рембрандт»! Рекомендуется на обед всем учителям истории и их ученикам! Но прежде, чем его отведать, давайте взглянем более пристально на его ингредиенты.
Ингредиент первый – школьная программа курса всеобщей истории 7-го класса. Как известно, это история Нового времени. В XVI веке в истории Европы происходит интеллектуальный взрыв. Позже этот взрыв будет называться эпохой Возрождения. Любой думающий школьный преподаватель истории понимает, что учебник, как правило, сухо излагает информацию об изучаемом периоде культуры. Поэтому обращаться при изучении мировой культуры только к материалу школьного учебника истории – значит напрочь отбить у школьников интерес к культуре. Учебник истории часто делает все прямо противоположным образом: он открывает сундук, раскладывает перед учениками монеты и говорит, что эти монеты надо просто запомнить. При таком подходе нет ощущения тайны и как следствие исчезает возможность удивления. Известный голландский культуролог Йохан Хейзинга, творчество которого является вторым ингредиентом нашего коктейля, считал: культура – это то, что поднимает человека над природой, делает человека собственно человеком. В своей работе «В тени завтрашнего дня» Хейзинга размышляет о путях культуры. Хейзинга пишет: «Культура может называться высокой, если даже она не создала техники или скульптуры, но ее так не назовут, если ей не хватает милосердия». Милосердие – это неотъемлемая часть подлинной культуры. Здесь, конечно, особая роль отведена преподавателю, который, надо надеяться, способен открыть для ученика этот неисчерпаемый мир культуры. Задача педагога состоит в том, чтобы дать почувствовать школьнику «тайну сундука», чтобы ученик сам захотел подобрать ключи к его замку. И здесь мы беремся подробнее рассмотреть третий ингредиент нашего коктейля – работы великого Рембрандта. Сказать, что Рембрандт удивляет – значит сказать банальность. Но Рембрандт удивляет семиклассников, а это уже интереснее. Удивляет тем, что в своих картинах великий голландец как бы смешивает времена – а ведь детям всегда нравится путешествовать на «машине времени». В итоге у нас получился с детьми вкусный голландский коктейль «Рембрандт», который мы совместно приготовили и совместно выпили. Было вкусно! Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории, Рассказово, Тамбовская область
Комментарии