Другим стало общество. Взрослые стараются, чтобы выжить, заработать деньги. На участие в жизни детей не остается ни сил, ни времени, или просто не умеют жить вместе с детьми, а не возле них. Дети чувствуют это, приспосабливаются.
Елена ЖУК, учитель технологии школы №1136, почетный работник образования, Москва
Если раньше «все были за одного», то сейчас (в большинстве случаев) «каждый сам за себя». Если раньше дети активно сопереживали друг другу, стремились к тому, чтобы класс был лучшим, помогали отстающим, то сейчас самоустраняются: «А что я могу?» – и в сторону.
Работать в классе стало сложно. Но осталось одно: детская душа впитывает в себя добро как губка, и задача классного руководителя быть добрым, но не добреньким; быть твердым, но справедливым; уметь сопереживать своим ученикам и помогать им в любой критической ситуации. Воспитывать многие необходимые качества, в том числе и трудолюбие. Ребятам нужен труд настоящий, а не игрушечный. Каждый по себе знает: если твоя работа нужна людям – будто крылья у тебя вырастают и душе становится радостно. Так же и у ребенка. Если нужен и важен кому-то его труд, так он изо всех сил будет стараться. А потом с сиянием и надеждой будет ждать оценки. Так и воспитывается трудолюбие.
Я преподаю технологию, и место моей работы – мастерская по обработке ткани и кулинарии. Это хлопотное хозяйство, но оно всегда в порядке благодаря стараниям моих учеников. Как классный руководитель, я организовала бригаду мальчиков (хотя учу только девочек), которая следит за состоянием мебели: в определенный день недели все собираются и приводят в порядок то, что за неделю требовало ремонта, – столы, стулья. Если необходимо оформить стенд, мои ученики спешат по первому зову.
Конечно, не у всех мальчиков все сразу получалось. И вот папа моего ученика Алеши – Николай Юдин взялся их подготовить. Они сначала работали с ним, а затем, овладев рубанком, молотком, клесами и другим инструментом, стали самостоятельно делать полочки, шкафчики, соорудили тумбочку под мойку. В нашем классе мебель всегда в хорошем состоянии, потому что ребята вовремя ее ремонтируют.
Любым делом, даже самым на первый взгляд скучным, малопривлекательным, можно увлечь и равнодушных, и ленивых учеников. Так, для уборки школьного двора, коридора мы готовим трудовой десант. На листе бумаги сначала чертим план отведенной нам территории, делим его на участки, обсуждаем, кто в какую бригаду войдет. Работу начинаем одновременно. Устраиваем соревнование, кто быстрее и лучше уберет свой участок. При этом работаем весело, с шутками, разговорами.
Никому не придет в голову заставлять, например, учителя географии рисовать контурные карты или разукрашивать глобус. А наш предмет «Технология», почему-то обойденный вниманием, требует постоянного изготовления своими руками раздаточного материала и пособий. В этом мне помогает «трудовой десант» из девочек и мальчиков. В любом классе всегда много разных дел. И дети любят что-то делать после урока: они раскованны, все могут проявить себя, даже самые тихие, плохо успевающие. Здесь происходит переоценка мнения каждого о каждом. Многим из детей становится легче жить в коллективе, это очень важно! Общий труд сближает ребят, а меня радует, что они многое стараются делать своими руками. Каждый ребенок раскрывается с новой, неожиданной стороны. После работы обычно устраиваем чаепитие с обсуждением какой-нибудь проблемы, говорим о смысле жизни.
Комментарии