Ржев – старинный провинциальный город, каких в России, наверное, сотни, но дух здесь особый. Ржев – город воинской славы. Здесь в 1941 году, когда фашистские полчища рвались к Москве, шли кровопролитные бои. Об этом на берегах Волги напоминают стоящие на постаментах легендарные «тридцатьчетверки» и артиллерийские орудия. К тяготам современной действительности ржевитяне относятся стоически, особенно педагоги, отработавшие в школах по 20 и более лет. А вот молодежь сейчас в учителя никакими «кнутами и пряниками» не загонишь. И хотя удивляться здесь особенно не приходится, один факт меня просто ошеломил. В этом году лишь один выпускник педвуза стал во Ржеве школьным учителем. И это на полтора десятка городских школ! Если так пойдет дальше, то лет через 15 ржевские школы придется просто закрыть или отдать в ловкие руки коммерсантов под игорные дома и другие увеселительные заведения. Да и только ли во Ржеве? По всей необъятной России.
Средняя образовательная школа №4 прячется за новенькой многоэтажкой на окраине Ржева.
– У нас учатся дети в большинстве своем из бедных семей. Родители дорожат каждой копейкой, – рассказывает директор школы Татьяна СЕЛЕЗНЕВА. – Демографический спад не обошел нас стороной. В этом году мы набрали всего один первый класс. Если лет двенадцать назад в школе учились около 700 детей, то сегодня их число сократилось почти вдвое. Из 36 педагогов – всего двое мужчин, да и то они преподаватели физической культуры. Учителей иностранного языка не хватает не только у нас, но и в других школах города. Давно не обновлялась материальная база. Нет новых учебных пособий, особенно по физике и химии. В школе всего четыре компьютера на 370 учеников.
Зданию школы 40 лет, оно постепенно разрушается. Оконные рамы – страшно дотронуться, лишний раз не помыть. Оказывается, они ни разу не менялись. Детям близко подходить к ним учителя не разрешают. Косметический ремонт делается в основном силами учителей и родителей. В этом году он выполнен на 220 тысяч рублей.
– Сегодня, когда каждый рубль на учете в казначействе, директор школы – прежде всего хозяйственник, – считает Татьяна Васильевна. – Но и учебный процесс ни в коем случае не должен быть обойден должным вниманием. Сейчас идет разговор о том, что ЕГЭ по математике может быть по выбору. Я против этого. Потому что по значимости предметов математика, как и русский язык, идет на первых местах.
В плане воспитания проблем с каждым годом становится все больше. И это не может не волновать директора школы.
– У нас, как и везде, есть трудные дети, – говорит Селезнева. – С горечью приходится признать, что растет число неуправляемых девочек, не только в старших классах, но и в средней школе. Если по «агентурным» сведениям в школе курят четыре подростка, то девчонок – около 20. С последними гораздо труднее. Они рано познают уличную жизнь, вседозволенность. Если девочка рано попробовала так называемую свободу, гулянки, бары и дискотеки, то к учебе ее вернуть неимоверно сложно. Многие из них бросают школу. Чтобы их вернуть, на какие только уговоры и действия мы не идем!..
В школе, как в зеркале, отражаются все язвы нашего общества.
– Невооруженным глазом видно расслоение учеников. Одна девочка ходит в золоте, другая в маминых обносках, – продолжает директор. – Мы упустили момент с введением школьной формы. Теперь одеть всех в одинаковые костюмы и платья очень проблематично. Цены растут, вкусы разные. Родители пытаются что-то организовать на уровне классов. Но когда дело доходит до примерки, до стоимости одежды, то все планы рушатся. Дело даже не в том, в чем одеты школьники, а что у них в голове. Есть дети, которые пренебрежительно относятся к сверстникам и учителям. Перед летними каникулами, например, спрашивала детей, кто помогал родителям сажать картофель на огороде. Я была неприятно удивлена, когда от некоторых ребят услышала такие возгласы: « Мы картошку давно уже покупаем. Дураки мы что ли сорняки вырывать, колорадских жуков собирать!?» Но такое бывает все же исключением. Большинство детей с пониманием относятся к проблемам своей семьи.
В школе, чтобы там ни говорили, для учеников создана искусственная среда обитания. Покидая ее, дети сталкиваются с миром, где царит пошлость и насилие, почти безграничная власть денег. И учителя, как праведники в рассказах Николая Лескова, на фоне глобального «мракобесия» выглядят по меньшей мере нелепо. Тем более когда в школе остались, как очень точно говорит Селезнева, одни аборигены педагогики.
Ржев, Тверская область
Комментарии