search
main
0

Держим марку!

В свое время в нашей стране филателия была массовым увлечением детей и взрослых. С маленьких художественных миниатюр начиналось познание мира, дальних стран, истории и культуры, военно-патриотическое воспитание.
Более 140 лет выпускает знаки почтовой оплаты (марки, открытки, конверты) Издательско-торговый центр “Марка”, ведущий свою историю от первой российской почтовой миниатюры.
О том, как создаются марки, об их роли в военно-патриотическом воспитании граждан России мы беседуем с главным редактором “Марки” Борисом Мусихиным.

– Борис Владимирович, с чего начиналась российская филателия?
– В 1858 году появилась первая русская марка. Но до революции в России марок выпускалось мало. Активно использовать почтовую миниатюру как способ передачи или получения информации у нас стали лишь в начале XX столетия. В России большая серия вышла в 1913 году к 300-летию дома Романовых. Это были портреты всех императоров. Что интересно, первая марка РСФСР была подготовлена… до революции, а выпущена после нее. А современная первая российская марка была сделана еще в советские времена и посвящена Олимпийским играм 1992 года в Альбервиле.
– В тематическом плане издания почтовых марок на 2003 год все 25 тем и 59 сюжетов посвящены нашей Родине, природе, истории, людям. И даже в совместном российско-бельгийском выпуске вы прославляете “шестую часть земли с названием кратким Русь”…
– И не только в бельгийском. Совместный проект со швейцарцами по выпуску марки, посвященной переходу русской армии через Альпы в 1799 году, был очень интересным. Пять лет шла подготовка. Активное участие в ней приняли наш тогдашний посол в альпийской республике и ярый поборник выпуска Андрей Степанов и специально созданный фонд “Суворов”. Осложнялось все тем, что в нейтральной Швейцарии существует принцип – не создавать миниатюр, посвященных военным событиям. Пришлось подключать многих известных в Швейцарии людей, в том числе военных, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
Мне довелось побывать в Альпах, у знаменитого Чертова моста в 1998 году вместе с нашим художником Борисом Илюхиным. Памятный крест на перевале появился лишь через столетие после сражения как памятник силе русского духа. И только там, на месте героического прорыва суворовских чудо-богатырей через Сен-Готард, после двухдневных переговоров нам удалось убедить швейцарских коллег в важности этого выпуска.
– А что же изобразили на своей миниатюре швейцарцы?
– Величественные Альпы и символическое движение по ним русского войска. А для нас важна была не природа, а героизм наших солдат. Из поездки я привез мешок камешков от памятника на Чертовом мосту. Друзья и знакомые расхватали эти сувениры в момент.
– Борис Владимирович, страна отмечает 60-летие важнейших побед Великой Отечественной войны и уже сейчас готовится к празднику Победы в 2005 году. Чем вы порадуете филателистов?
– Марка, посвященная битве под Москвой, уже вышла. Готовится к изданию миниатюра о Сталинградской эпопее, в плане 2003 года – 60 лет Курской битвы. Темы мы стараемся определять, используя опросы и учитывая мнения работников почты, филателистов, ветеранов. Сюжет московского сражения, например, был выбран по просьбе Российского комитета ветеранов войны и военной службы, который возглавляет генерал армии Владимир Говоров. Использование общественного мнения, изучение покупательского спроса помогает избежать “вкусовщины”, позволяет держать качество российских марок на высоком уровне.
– А каков это уровень?
– Среди 170 стран, членов всемирного почтового союза, мы уверенно располагаемся в первой полусотне. Наши марки выполнены без помощи компьютерных технологий, руками художников, они любимы и популярны в мире. Проекты художника Леонида Зайцева завоевали первое место в Европе и третье в мире. Но и новые методы изготовления марок с использованием конгрева, это выпуклая форма, и золотое напыление мы тоже применяем. Используем драгоценный металл 905-й пробы. Его слой такой тонкий, что даже если сжечь на сковороде весь тираж с целью выплавить золото, то не разбогатеешь. Именно по таким технологиям мы в апреле выпустили серию, посвященную 300-летию Санкт-Петербурга. Автор – Александр Жаров.
– Что там изображено?
– Архитектурные символы северной столицы: Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Казанский собор, Храм Спаса на крови и Адмиралтейство. В этом году готовится к изданию блок и 6 марок к юбилею города на Неве.
– Если не секрет, что мы там увидим?
– Санкт-Петербург, как мы его представляем. Мы дали художнику Александру Жарову 12 тем, пусть рисует, и сам отберет 6 из них и блок. Он специалист думающий, работает у нас давно. До хрипоты с ним спорили о сюжетах. Он уходил, как сам выразился, “с просветленными мозгами” и обещал быть беспощадным к себе.
– Кто ваши художники, сколько их?
– Примерно 15-20 человек. Кто-то уходит, уже не может рисовать, им на смену приходят новые люди. Нашим золотым фондом я бы назвал Юрия Арцименова, автора Петербургской серии, первой российской марки, Леонида Зайцева, его работы заслужили международное признание, Бориса Илюхина, он один из лучших портретистов, Сашу Жарова.
– Говорят, из-за ошибок живописцев почтовая марка может стать филателистической редкостью, стоить больших денег…
– Курьезы случаются. Например, один из художников зашифровал в орнаменте свое имя и имена членов семьи. Хорошо, что вовремя заметили. Тираж уничтожать не стали, а сделали дополнительный выпуск. А вот печатную пробу к годовщине Великой Октябрьской революции в 1991 году пришлось отменить. Но времена редких и дорогих марок прошли. За безошибочностью сюжетов следит группа высокопрофессиональных консультантов. Тиражи изданий достаточно велики. Есть этический кодекс государств, членов почтового союза, по которому марки должны быть доступны любому гражданину. Выпускать дорогие издания малым тиражом мы не имеем морального права. К слову, наши миниатюры – одни из наиболее качественных и недорогих в мире.
– Это заслуга всех работников центра. Каков он, ваш коллектив?
– Уже не первый год его возглавляет генеральный директор Левон Карленович Манукян. Он сумел сплотить в единую команду 250 сотрудников. Большинство – опытные специалисты со стажем 15-20 лет, одна из сотрудниц проработала 53 года. Своеобразный рекорд. Очень важен и тот исторический микроклимат, который создает само здание, знаменитый “Дом Даля” на Большой Грузинской, 4/6. Особнячок когда-то за ветхостью планировали снести, но его удалось отстоять, и вот с 1997 года мы и располагаемся здесь.

Виктор Евдокимов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте