Пресловутая «дистанционка» в условиях самоизоляции для многих педагогов и детей стала настоящим испытанием. Но вот Юлия БОЙЧЕНКО, учитель математики Адыгейской республиканской гимназии и Центра дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья из Майкопа, столицы Республики Адыгея, восприняла ее совершенно нормально. В том числе потому что сама развивалась в этом направлении без малого 10 лет. И своим опытом она охотно делится с коллегами.
Каждому возрасту свой подход
Юлия Бойченко окончила факультет математики и компьютерных технологий Адыгейского государственного университета. Но устроилась не преподавателем в школу, а техническим специалистом в центр, где на тот момент были нужны люди, хорошо разбирающиеся в ИКТ. Сначала просто помогала настраивать технику, а затем стала работать с детьми, находящимися на удаленном обучении. Это и ребята с ОВЗ, и дети-инвалиды, и просто те, кто в силу обстоятельств не может обучаться стационарно (юные спортсмены на сборах, например).
– Возраст самый разный – с 5-го по 11-й класс, – воспоминает Юлия Владимировна. – В принципе могу работать и с самыми маленькими, но, чтобы делать это официально, нужно специальное образование. А у меня тогда дочка пошла в 1-й класс, поэтому мне все это очень даже знакомо. К тому же я проводила смену по олимпиадной математике для учеников начальных классов в сочинском «Сириусе», было очень интересно и им, и мне.
Восприятие детьми математики имеет свои особенности. Существуют разные каналы восприятия информации, соответственно, люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. У детей до 5-го класса сильно развиты кинестетические каналы, им надо все повертеть в руках, поэтому в начальных классах ребятам мало показать, как выглядят цифры, им надо дать поработать со счетными палочками. А вот дигитальные каналы у них развиты слабо, то есть логические цепочки у ребят в этом возрасте выстраиваются с трудом. После кинестетического начинает преобладать визуальный канал, это для средней школы в самый раз. Старшие дети разделяются на аудиалов и дигиталов. Аудиалы чаще гуманитарии, им надо говорить, слушать, слышать, рассуждать, поэтому им показаны лекции, дискуссии, выступления. А дигиталы владеют логикой, умеют оперировать абстрактными понятиями, поэтому они мечта учителя математики, ведь все учебники, логические задачи и примеры рассчитаны на них.
От одного до тридцати
Центр, в котором Юлия Владимировна проработала долгие годы, размещается на базе Адыгейской республиканской гимназии. И однажды директор этой образовательной организации предложила попробовать себя в роли очного педагога, мол, «вам обязательно понравится!». Как в воду глядела.
Конечно, с непривычки было довольно трудно. Ведь до того момента Юлии Бойченко не приходилось преподавать предмет одновременно для 25-30 школьников. Но у нее, по крайней мере, был навык использования потенциала дистанционных технологий, пусть и в режиме «один педагог – один ученик». А представьте, каково было остальным!
– Впрочем, не могу сказать, что это для меня было каким-то стрессом и шоком, – говорит учитель, – ведь багаж знаний, приемов, накопленных за 10 лет, мне помог. Правда, там я работала с одним человеком, а тут их целый класс.
Было бы странным не использовать полученные навыки на конкурсе. Поэтому Юлия Владимировна сделала ставку на то, в чем она по умолчанию более опытная, что вполне можно считать ее отличительной особенностью. Пришлось состязаться с самыми разными профессионалами, но для многих дистанционное обучение было потрясением, особенно в период ковида. К тому же встречалось немало противников этой формы обучения, а кто-то вообще открыто заявлял, что «дистанционка» ущербна по определению. На этом фоне у Бойченко появилась блестящая возможность показать все, на что она способна, рассказать, как обычные уроки в их классическом виде перенести в виртуальную реальность.
– Для учителя не должно быть препятствием, в какой форме преподавать – очно или дистанционно, – убеждена она. – Профессионал должен уметь провести урок в любых условиях и сделать так, чтобы дети тебя поняли и усвоили материал, не важно, находятся они рядом с тобой или за много километров. А как это сделать, зависит от его опыта и мастерства. По-хорошему, конечно, всех студентов педвузов и педагогических факультетов нужно учить методикам обучения предмету в разных формах. Но по факту, к сожалению, учат только живому общению, а когда возникают вот такие ситуации, как с ковидом, люди оказываются к этому не готовы, потому что им ничего такого в вузе не давали. Я уверена, будущее за дистанционным обучением, цифровой среды будет все больше и больше. Но мне не хочется одно заменять другим, наоборот, интересно объединить разные подходы. У меня есть дети, с которыми я занимаюсь индивидуально по Сети, есть те, с которыми общаюсь в классе, очно. А хорошо бы их всех учить вместе, чтобы часть детей сидели в классе, часть присутствовали виртуально, на экране. Мы могли бы все друг друга одновременно видеть. Такой практики пока нет, но я бы очень хотела осуществить этот подход.
Случай в квадрате А14
Работая в центре, Юлия Бойченко поначалу реализовала себя именно как компьютерщик, информатик. Однако преподавать она стала только математику. Можно было бы вести два предмета, но нагрузка и без того большая, всего не успеть. К тому же информатику можно давать и на математике. Например, для решения квадратных уравнений есть специальный алгоритм, и ребята вполне могут на уроке написать его код, это позволит на одном уроке решить не 5, а 105 квадратных уравнений. Правда, пока это только на уровне идеи, уточняет Бойченко.
– Идеи совместить математику с другими предметами, конечно же, возникают постоянно, – говорит она. – У меня конкурсный урок проходил в 8-м классе, тема «Трапеция», я его совместила с историей, предложила ребятам посмотреть на карту Ростова-на-Дону, и они увидели, что город разбит улицами и переулками на множество треугольников, трапеций, параллелограммов, пентагонов. Мы совершили виртуальную экскурсию, изучили параллельно геометрические фигуры, решая задачи, узнали истории, связанные с тем или иным местом. Получился хороший межпредметный урок – история, математика, география. Трапеция – это ведь четырехугольник, поэтому мы попутно повторили все, что ребята проходили до этого, – прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб. Было бы интересно, наверное, провести связь еще и с лингвистикой, ведь названия многоугольников тоже имеют любопытную историю. Просто в рамках урока не хотелось уходить от темы, чтобы не распыляться. И так не хватило времени реализовать все задуманное, было больше задач, чем удалось решить. Наверное, рассчитывала на 45 минут, а было меньше.
Докопаться до сути
Как известно, в литературе есть два подхода – либо изучать одно произведение полгода, либо сделать ставку на много произведений, пробегая их стремительно. На самом деле в математике возможно то же самое, например, одну и ту же задачу решать как можно большими способами или делать ставку на максимальное разнообразие задач.
– Мне ближе подход с одной задачей и разными способами, – говорит Юлия Владимировна. – Это позволяет не только отработать разные подходы, но и выработать философский подход: если не можешь решить жизненную задачу таким-то способом, можно взглянуть на нее совсем иначе и попробовать по-другому. Ответ обязательно найдется. Много задач – хорошо, но если какая-то из них не решается, ребенок может сказать, мол, ну и ладно, и перейти к другой. А вот если делать ставку на разные подходы, он будет пытаться биться над ней до конца, используя разные варианты. Упорство и настойчивость тоже нужно воспитывать, это полезно не только в математике.
Однако нельзя требовать от ученика младших классов, чтобы он кропотливо трудился над одной задачей, это противоречит его природе, психологии. Поэтому тут как раз стоит сделать ставку на количество и многообразие, чтобы дети оттачивали навыки, набивали руку, так сказать. А вот чуть позже, начиная класса с седьмого, уже можно предложить и что-нибудь посложнее.
Не цель, а средство
Чтение, как известно, доставляет человеку удовольствие, особенно если перед тобой увлекательное и захватывающее произведение. Но ведь и считать он тоже может с неменьшим удовольствием, если предложить ему интересную и необычную задачу. Или просто дать задание, при выполнении которого потребуется произвести ряд измерений и расчетов. Тут счет будет выступать средством достижения цели, а дети попутно и ненавязчиво утвердятся в мысли – математика важна и нужна всегда и везде.
– Если речь идет просто о том, что надо вычислить процент, умножить, сложить дроби и т. д., я, скорее всего, воспользуюсь калькулятором, – признается педагог. – Ведь не зря говорят, что математики – самые ленивые люди, потому что придумали самые разные счеты, арифмометры, калькуляторы и компьютеры, чтобы не напрягать собственные мозги, а переложить сложные задачи на технику. Но и книгу ты читаешь с наслаждением вовсе не потому, что просто умеешь читать, нет, тебе важна именно суть написанного в ней. То же самое и здесь – удовольствие возникает не от того, что ты много считаешь, а потому, что ты понял, как правильно решить задачу, нашел оптимальный путь решения, а вовсе не перебрал все существующие. Такие задания я как раз и стараюсь давать детям.
Модная ныне тема BigData (больших данных) начинается в школе, причем с малого. Если ученик работает с несколькими цифрами – это одно, а когда он учится понимать, что все вокруг – это огромное количество цифр, параметров, – это другое. Допустим, в классе сидят 30 человек, у каждого из них разная дата рождения, все это можно занести в таблицу, выстроить, обработать, и получится закономерность. Опять же ничто не мешает разбить класс на группы и дать задания: измерить параметры помещений в школе – какой класс самый маленький по объему, какой самый большой, почему они такие и т. д. Все это расчеты, измерения, статистика. Кто скажет, что это неинтересно?
– В 9-м классе я давала задачу без числовых входных данных, – делится опытом Бойченко. – Например, спрашивала, можно ли с вершины горы Фишт в Адыгее увидеть море. В этой задаче поначалу даже непонятно, при чем тут математика, это же география. Но дети ищут дополнительную информацию, вспоминают теорему Пифагора. По всем вычислениям получается, да, можно! После чего некоторые даже порываются подняться на вершину горы и убедиться, как оно на самом деле. А вот почему же все-таки не видим моря, хотя должны, – это уже не математика, а география. Или же вот другой пример. В курсе стереометрии 11-го класса есть довольно скучная задача – вычислить объем сферы. Я обычно приношу в класс апельсин и спрашиваю, чего в нем больше – кожуры или мякоти. Сначала дети говорят, что мякоти. Но потом они измеряют линейкой толщину кожуры, начинают вычислять… и с удивлением узнают, что объемы-то равны! Такие маленькие открытия очень важны, потому что дети видят практическое применение математики.
Вместо послесловия
…Ее хобби – кулинария. Находясь в декретном отпуске, Юлия Борисовна готовила торты. Оказывается, там одна сплошная математика: нужно точно рассчитывать объемы, пропорции, время, требуется понять, как при наличии ограниченного объема диаметр связан с высотой, как приготовить многоярусный торт, чтобы он радовал глаз (золотое сечение), как сделать так, чтобы он был устойчивым… И как не вспомнить о классической задаче «для обывателя»: что выгоднее – две пиццы диаметром 30 см или одна диаметром 40?
Кто знает математику, тот не переплатит.
Вадим МЕЛЕШКО, Республика Адыгея, фото автора
Комментарии