Каждый вкладывает в понятие «окружающий мир» что-то свое. Но вспомните, давно ли вы искренне восторгались сменой времен года, знакомым и почти стертым суточным течением времени? Давно ли вас удивляла неторопливая и совершенная в своей гармоничности жизнь насекомого, животного мира? Наверное, очень давно. Окружающий мир стал привычным. Для вас. Но не для малышей из 2-го «Б» класса петербургской школы № 284. Есть один секрет, который знает учитель начальных классов Ирина Кудрявцева. Она это называет: держать интригу. Заинтересовать, увлечь, погрузить в тайну, а потом с восторгом всем вместе ее разгадать. Чтобы убедиться в эффективности такого способа постигнуть неизвестное, нужно отправиться на урок «Окружающий мир».
Незнайкина корзинка
Само оформление класса словно готовит ребят к теме, которая будет озвучена на уроке. Осень вступила в свои права. Она рассеяна мелкой листвой на стенах, повисла каплями дождя на окнах. И на партах в аккуратных тарелочках собран пока еще незнакомый ребятам осенний урожай. В этом – главная интрига урока.
Итак, как и положено, в дождливую осеннюю пору все начинается с прелюдии.
Ирина Борисовна спрашивает у ребят, какая осень за окном: ранняя или поздняя?
Кто-то уверенно отвечает:
– Ранняя.
– Как это определить?
– Листья еще зеленые. И сентябрь – первый осенний месяц.
Чтобы вспомнить и перечислить признаки осенней поры, учительница предлагает детям своеобразную игру. Бросая мяч ученику, она ждет от него ответа, после чего мяч летит к следующему желающему.
– Осенью…
– Опадают листья!
– Дни стали короче!
– Трава пожухлая, сухая!
– Похолодало!
– Птицы улетают на юг!
– Прячутся жуки!
– Чаще идут дожди!
– Урожай поспевает!
– Солнце стоит низко над горизонтом!
– Листва меняет цвет!
– По утрам туманно!
– Действительно, вы назвали все признаки осени. Кроме того, я услышала один очень важный признак – осенью поспевает урожай. Летом все растет, набирает силу, а осенью люди собирают урожай. Кто собирал урожай?
Ребята начинают вспоминать, как на даче с бабушкой или родителями лакомились садово-огородной вкуснятиной и складывали ее в ведра и корзины.
После веселых рассказов наступает время повторения. Теперь важно вспомнить, что такое плод.
– В плоде есть косточки!
– Правильно, а как они называются по-другому?
– Семена! Их может быть много в плоде, а может быть одно!
– Приведите, пожалуйста, примеры, где в плоде много семян или одно семечко.
Ребята выбирают арбуз и сливу.
Однако одного признака плода Ирине Борисовне мало, она просит ребят назвать еще один, не менее важный. Слышится ответ:
– Плод родился из цветка.
– Верно, отцвело растение, и на месте цветения появился плод. А сейчас подскажем Незнайке, правильно ли он собрал урожай из плодов?
Из недр учительского стола возникает новый персонаж – Незнайка с полной корзиной. Задача ребят – определить, что у него в закромах плод, а что не плод. Если ребята узнают плод, они хлопают в ладоши, если нет – молчат. Прежние знания оказываются хорошо отложившимися, поскольку дети практически все плоды определяют правильно. Затруднения вызывает только картофель и горький перец. После того как учительница раскрывает семена перца, ребята относят его к плоду.
Затем Ирина Борисовна предлагает разгадать кроссворд, где ключевым словом выступает «осень». Зашифрованные в загадках плоды: горох, апельсин, орех, вишня, желудь ребята помещают в свободные клеточки своих «осенних» конспектов. Кстати сказать, попутно проверяются их знания по русскому языку. Слово «желудь», например, требует проверочного слова «желуди» для того, чтобы не ошибиться в написании звонкой согласной «д».
Далее Ирина Борисовна дает ребятам несколько минут для самостоятельной работы в конспекте. Названия сухих плодов из составленного кроссворда они раскрашивают синим цветом, названия сочных – красным. После этого меняются работами и проверяют старания соседа. Если их мнения совпадают, вверх тянутся две совмещенные ладошки. Работа в паре так нравится ребятам, что она плавно перетекает в тревогу за коллектив, то есть за свой ряд.
Постепенно усиливая интригу, Ирина Борисовна говорит:
– Сегодня мы узнаем про плоды и семена интересные вещи. И проведем для этого большую практическую работу: заполним таблицу, где в одной графе запишем названия растений, а в другой графе – каким способом эти растения могут расселяться. Мы уже знаем, что в каждом плоде есть семена. А какую роль они играют в жизни растения?
Ребята отвечают:
– Это их продолжение.
– Верно. Семена – это дети растения, такие же дети, как вы у ваших родителей. Представьте, сколько желудей у дуба. Очень много! Если все они упадут рядом с ним, хватит ли места вырасти новым дубкам? Конечно, нет. Поэтому матушке-природе пришлось позаботиться об их расселении.
Замечательные
«ох» и «ах»
В краткую минуту отдыха ребята тянутся к солнышку, а потом подвигают к себе тарелочки с плодами. Первый плод, о котором учительница предлагает поговорить, – желудь. Вместе с ребятами она уточняет, что он растет на дубе, и задает вопрос: кто же помогает его путешествиям?
– Наверное, тот, кто питается плодами дуба. Кто это?
Дети перечисляют:
– Белка.
– Кабан.
– Мышь.
– Действительно, но есть еще одна интересная птичка – сойка, которая тоже способствует расселению дуба. Она прячет желуди по всему лесу про запас, а зимой их поедает. Конечно, не все плоды она найдет, и подо мхом прорастают весной новые деревца. Таким же образом расселяется орешник.
Занеся данные в свои таблицы, ребята рассматривают плоды ясеня, липы. Отмечают, что они очень легкие. Удивляются, что природа придумала для защиты семян этих деревьев так называемые крылатки. Крылышки, которые помогают семечку парить и улетать далеко от маминого дерева.
– Как вы думаете, кто является лучшим попутчиком для этих семечек? – спрашивает учительница.
– Ветер! – догадываются дети и с восторгом вспоминают, что одуванчику, например, крылатки заменяет парашютик.
После этого наступает время для сочных плодов: рябины, шиповника. Помимо плодов, предложенных учительницей, дети вспоминают такие растения, как калина, малина, боярышник.
– Сочные плоды поедают многие животные. Они же и помогают им распространяться. Как? Поедая плод, животное может съесть ягодку целиком. Мякоть переварится, а семечко останется. Птицы выбрасывают семечки вместе с пометом. Поэтому они не только расселяют, но еще и удобряют семечко.
Еще один способ расселения – при помощи воды. Для этого Ирина Борисовна просит ребят рассмотреть плоды ольхи и вербы. Эти растения любят селиться по берегам рек, озер. Плод созревает, раскрывается, и семечко падает в воду. Там, где оно прибьется к берегу, вырастет новое деревце.
Здесь ребят ждет маленький эксперимент. В чашу с водой бросается семечко ольхи. Все убеждаются, что оно не тонет. Еще больший восторг вызывает рассказ Ирины Борисовны о том, что кокосовая пальма использует тот же способ расселения, что и ольха с вербой. Кокосовые орехи тоже падают в воду.
– Они же тяжелые! Утонут! – не верят дети.
Ирина Борисовна под изумленными взорами детей достает кокосовый орех и опускает в воду. Кокосовый орех легко качается на волнах. Дети ахают.
Последними плодами в тарелочке оказываются плоды репейника и череды.
– Соплодия репейника имеют особые приспособления: колючки и зацепки. Кто помогает ему распространяться?
– Ветер! – предполагает какой-то смельчак.
– Разве к ветру можно прицепиться?
Поняв ошибку предыдущего отвечающего, следующий ученик говорит:
– Люди! Звери!
Для закрепления только что узнанного ребята просматривают фрагмент фильма, где уже в красках и в действии показано путешествие семечек растений.
В конце урока один маленький мальчик, собираясь на переменку, с выражением выкрикивает:
– Ах, так много узнал о растениях!
– Именно это «ах» для меня сегодня очень важно, – делится впечатлением от урока Ирина Борисовна. – «Ох» и «ах» – главные показатели того, что интрига выдержана, открытие совершено и тема интересна ребенку. Когда пойдет отработка, а на данную тему отводится два урока, будет менее занимательно, но впечатление все же останется. К тому же очень важно, что ребята сегодня все потрогали, многое увидели. Они хорошо и активно работали, и это замечательно на уроке, где дается избыточная информация, где масса наглядности. Не менее интересным будет у них и домашнее задание: придумать сказочную историю о любом растении-путешественнике.
– Есть ли сложность в подготовке такого предметного урока?
– Важно все скоординировать, организовать участие ребят. Допустим, Петя собирает желуди, Олег – репейник. Еще сложнее держать интригу, подогревать интерес. Правда, есть еще один трудновыполнимый нюанс…- интригующе смотрит Ирина Борисовна.
– Какой?
– Кокосовых орехов в продаже нет! – смеется учительница.
Санкт-Петербург
Комментарии