search
main
0

Держать интригу! Малыши должны делать открытия сами

Каждый вкладывает в понятие «окружающий мир» что-то свое. Но вспомните, давно ли вы искренне восторгались сменой времен года, знакомым и почти стертым суточным течением времени? Давно ли вас удивляла неторопливая и совершенная в своей гармоничности жизнь насекомого, животного мира? Наверное, очень давно. Окружающий мир стал привычным. Для вас. Но не для малышей из 2-го «Б» класса петербургской школы № 284. Есть один секрет, который знает учитель начальных классов Ирина Кудрявцева. Она это называет: держать интригу. Заинтересовать, увлечь, погрузить в тайну, а потом с восторгом всем вместе ее разгадать. Чтобы убедиться в эффективности такого способа постигнуть неизвестное, нужно отправиться на урок «Окружающий мир».

Незнайкина корзинка

Само оформление класса словно готовит ребят к теме, которая будет озвучена на уроке. Осень вступила в свои права. Она рассеяна мелкой листвой на стенах, повисла каплями дождя на окнах. И на партах в аккуратных тарелочках собран пока еще незнакомый ребятам осенний урожай. В этом – главная интрига урока.

Итак, как и положено, в дождливую осеннюю пору все начинается с прелюдии.

Ирина Борисовна спрашивает у ребят, какая осень за окном: ранняя или поздняя?

Кто-то уверенно отвечает:

– Ранняя.

– Как это определить?

– Листья еще зеленые. И сентябрь – первый осенний месяц.

Чтобы вспомнить и перечислить признаки осенней поры, учительница предлагает детям своеобразную игру. Бросая мяч ученику, она ждет от него ответа, после чего мяч летит к следующему желающему.

– Осенью…

– Опадают листья!

– Дни стали короче!

– Трава пожухлая, сухая!

– Похолодало!

– Птицы улетают на юг!

– Прячутся жуки!

– Чаще идут дожди!

– Урожай поспевает!

– Солнце стоит низко над горизонтом!

– Листва меняет цвет!

– По утрам туманно!

– Действительно, вы назвали все признаки осени. Кроме того, я услышала один очень важный признак – осенью поспевает урожай. Летом все растет, набирает силу, а осенью люди собирают урожай. Кто собирал урожай?

Ребята начинают вспоминать, как на даче с бабушкой или родителями лакомились садово-огородной вкуснятиной и складывали ее в ведра и корзины.

После веселых рассказов наступает время повторения. Теперь важно вспомнить, что такое плод.

– В плоде есть косточки!

– Правильно, а как они называются по-другому?

– Семена! Их может быть много в плоде, а может быть одно!

– Приведите, пожалуйста, примеры, где в плоде много семян или одно семечко.

Ребята выбирают арбуз и сливу.

Однако одного признака плода Ирине Борисовне мало, она просит ребят назвать еще один, не менее важный. Слышится ответ:

– Плод родился из цветка.

– Верно, отцвело растение, и на месте цветения появился плод. А сейчас подскажем Незнайке, правильно ли он собрал урожай из плодов?

Из недр учительского стола возникает новый персонаж – Незнайка с полной корзиной. Задача ребят – определить, что у него в закромах плод, а что не плод. Если ребята узнают плод, они хлопают в ладоши, если нет – молчат. Прежние знания оказываются хорошо отложившимися, поскольку дети практически все плоды определяют правильно. Затруднения вызывает только картофель и горький перец. После того как учительница раскрывает семена перца, ребята относят его к плоду.

Затем Ирина Борисовна предлагает разгадать кроссворд, где ключевым словом выступает «осень». Зашифрованные в загадках плоды: горох, апельсин, орех, вишня, желудь ребята помещают в свободные клеточки своих «осенних» конспектов. Кстати сказать, попутно проверяются их знания по русскому языку. Слово «желудь», например, требует проверочного слова «желуди» для того, чтобы не ошибиться в написании звонкой согласной «д».

Далее Ирина Борисовна дает ребятам несколько минут для самостоятельной работы в конспекте. Названия сухих плодов из составленного кроссворда они раскрашивают синим цветом, названия сочных – красным. После этого меняются работами и проверяют старания соседа. Если их мнения совпадают, вверх тянутся две совмещенные ладошки. Работа в паре так нравится ребятам, что она плавно перетекает в тревогу за коллектив, то есть за свой ряд.

Постепенно усиливая интригу, Ирина Борисовна говорит:

– Сегодня мы узнаем про плоды и семена интересные вещи. И проведем для этого большую практическую работу: заполним таблицу, где в одной графе запишем названия растений, а в другой графе – каким способом эти растения могут расселяться. Мы уже знаем, что в каждом плоде есть семена. А какую роль они играют в жизни растения?

Ребята отвечают:

– Это их продолжение.

– Верно. Семена – это дети растения, такие же дети, как вы у ваших родителей. Представьте, сколько желудей у дуба. Очень много! Если все они упадут рядом с ним, хватит ли места вырасти новым дубкам? Конечно, нет. Поэтому матушке-природе пришлось позаботиться об их расселении.

Замечательные

«ох» и «ах»

В краткую минуту отдыха ребята тянутся к солнышку, а потом подвигают к себе тарелочки с плодами. Первый плод, о котором учительница предлагает поговорить, – желудь. Вместе с ребятами она уточняет, что он растет на дубе, и задает вопрос: кто же помогает его путешествиям?

– Наверное, тот, кто питается плодами дуба. Кто это?

Дети перечисляют:

– Белка.

– Кабан.

– Мышь.

– Действительно, но есть еще одна интересная птичка – сойка, которая тоже способствует расселению дуба. Она прячет желуди по всему лесу про запас, а зимой их поедает. Конечно, не все плоды она найдет, и подо мхом прорастают весной новые деревца. Таким же образом расселяется орешник.

Занеся данные в свои таблицы, ребята рассматривают плоды ясеня, липы. Отмечают, что они очень легкие. Удивляются, что природа придумала для защиты семян этих деревьев так называемые крылатки. Крылышки, которые помогают семечку парить и улетать далеко от маминого дерева.

– Как вы думаете, кто является лучшим попутчиком для этих семечек? – спрашивает учительница.

– Ветер! – догадываются дети и с восторгом вспоминают, что одуванчику, например, крылатки заменяет парашютик.

После этого наступает время для сочных плодов: рябины, шиповника. Помимо плодов, предложенных учительницей, дети вспоминают такие растения, как калина, малина, боярышник.

– Сочные плоды поедают многие животные. Они же и помогают им распространяться. Как? Поедая плод, животное может съесть ягодку целиком. Мякоть переварится, а семечко останется. Птицы выбрасывают семечки вместе с пометом. Поэтому они не только расселяют, но еще и удобряют семечко.

Еще один способ расселения – при помощи воды. Для этого Ирина Борисовна просит ребят рассмотреть плоды ольхи и вербы. Эти растения любят селиться по берегам рек, озер. Плод созревает, раскрывается, и семечко падает в воду. Там, где оно прибьется к берегу, вырастет новое деревце.

Здесь ребят ждет маленький эксперимент. В чашу с водой бросается семечко ольхи. Все убеждаются, что оно не тонет. Еще больший восторг вызывает рассказ Ирины Борисовны о том, что кокосовая пальма использует тот же способ расселения, что и ольха с вербой. Кокосовые орехи тоже падают в воду.

– Они же тяжелые! Утонут! – не верят дети.

Ирина Борисовна под изумленными взорами детей достает кокосовый орех и опускает в воду. Кокосовый орех легко качается на волнах. Дети ахают.

Последними плодами в тарелочке оказываются плоды репейника и череды.

– Соплодия репейника имеют особые приспособления: колючки и зацепки. Кто помогает ему распространяться?

– Ветер! – предполагает какой-то смельчак.

– Разве к ветру можно прицепиться?

Поняв ошибку предыдущего отвечающего, следующий ученик говорит:

– Люди! Звери!

Для закрепления только что узнанного ребята просматривают фрагмент фильма, где уже в красках и в действии показано путешествие семечек растений.

В конце урока один маленький мальчик, собираясь на переменку, с выражением выкрикивает:

– Ах, так много узнал о растениях!

– Именно это «ах» для меня сегодня очень важно, – делится впечатлением от урока Ирина Борисовна. – «Ох» и «ах» – главные показатели того, что интрига выдержана, открытие совершено и тема интересна ребенку. Когда пойдет отработка, а на данную тему отводится два урока, будет менее занимательно, но впечатление все же останется. К тому же очень важно, что ребята сегодня все потрогали, многое увидели. Они хорошо и активно работали, и это замечательно на уроке, где дается избыточная информация, где масса наглядности. Не менее интересным будет у них и домашнее задание: придумать сказочную историю о любом растении-путешественнике.

– Есть ли сложность в подготовке такого предметного урока?

– Важно все скоординировать, организовать участие ребят. Допустим, Петя собирает желуди, Олег – репейник. Еще сложнее держать интригу, подогревать интерес. Правда, есть еще один трудновыполнимый нюанс…- интригующе смотрит Ирина Борисовна.

– Какой?

– Кокосовых орехов в продаже нет! – смеется учительница.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте