search
main
0

Деревянное счастье Липовая птица с сосновыми крыльями

Хочу рассказать вам о технологии изготовления “Птицы счастья”.
Для работы над изделием необходимо заготовить материал – брусок липы (осины, тополя или другой мягкой древесины) с размерами 150 х 40 х 40 мм, два прямоугольных бруска сосны – 200 х 40 х 250 мм и еще один сосновый брусок – 120 х 25 х 80 мм. Желательно, чтобы древесина была сухая, бессмолая, с продольным расположением слоев.
“Конструкция” птицы состоит из трех основных деталей: корпуса, двух крыльев и хвоста. Для разметки заготовок следует изготовить шаблоны из плотного картона: вид корпуса сверху и сбоку, перьев крыла, перьев хвоста. (См. рисунок)
Вначале обрабатываем корпус птицы. Для этого переводим контур его по шаблону на боковую сторону заготовки. Можно использовать профили самых разных птиц: пеликана, журавля, уточки, баклана и т.д. Все зависит от вашего замысла. Затем с помощью ножа, рубанка, рашпиля (напильника с крупной насечкой для обработки древесины) обрабатываем криволинейный контур по боковой стороне. Теперь наносим на заготовку корпуса вид сверху и, используя те же инструменты, обрабатываем заготовку. В хвостовой части корпуса сверлим отверстие 12 мм, необходимое для установки перьев хвоста.
После этого приступаем к работе “скульптора” – удаляем все лишнее с заготовки и придаем ей очертание формы тела птицы. При выполнении этой операции используем крупную наждачную бумагу на матерчатой основе.
Следующий этап – изготовление крыльев. Для этого на брусок сосны с размерами: 120 х 40 х 250 мм наносим очертания пера крыла (используется сторона 200 х 40 мм) и выполняем пропилы поперек волокон. Лучше это делать мелкозубой пилой или пилкой по металлу с новым полотном.
С помощью широкой стамески обрабатываем контур, а затем “доводим” профиль напильником и наждачной бумагой.
Для изготовления элементов хвоста используем еще один брусок сосны с размерами 130 х 26 х 80 мм. Обработка производится точно так же, как и заготовки под крыло. Для дальнейшей работы нам потребуется дисковая пила 200 мм с мелким зубом. Устанавливаем пилу на круглопильный станок типа “ФПШ” или на любой другой для продольного пиления. Линейку настраиваем на толщину заготовки 0,8 – 1 мм и выполняем распиливание брусков вдоль волокон. Для крыльев получаем двадцать восемь заготовок, для хвоста – тринадцать. Принцип этот позаимствован из авиамоделизма. Точно таким же способом изготовляются нервюры крыла для авиамоделей.
Вначале мы пытались изготовить птицу способом, описанным Г. Федотовым в книге “Волшебный мир дерева”, т.е. расщеплением древесины вдоль волокон, как это делают народы Севера. После изготовления нескольких экземпляров пришли к выводу: этот древний способ не отвечает современным требованиям качества. Щепную древесину сложно затем обработать до высокой чистоты и требуемой шероховатости, и впоследствии она становится пылесборником. Пыль въедается в древесину, и изделие теряет привлекательный вид. Наш способ более технологичен, т.к. применяется механизированная обработка. Древесина имеет гладкую ровную поверхность, к тому же изделие покрывается лаком и не теряет своей привлекательности на протяжении длительного времени.
Но вернемся к нашей работе. Следующим этапом является сборка крыла и хвостового оперения. Пластины крыльев и хвоста устанавливаем “внахлест” и фиксируем клеем ПВА. До высыхания клея перья сжимаются струбцинкой или прищепкой. Во время сборки следует учитывать: хвост собирается от середины к краям, крылья собираются веером (одно в правую сторону, другое в левую).
При сборке крыла следует сделать прорезь с выступом на пере, завести под прорезь на следующем пере так, как это показано на рисунке. Пластины крыла промазываются клеем в корневой части и скрепляются струбцинкой или прищепкой. Теперь приступаем к окончательной сборке. Для этого в корпусе делаем вырез для хвоста мелкозубой пилой. Вырезы для крыльев выбираются мелкой стамеской. Крыло корневой частью прикладывается к корпусу и обводится карандашом, а затем прорезается паз. Нужно следить, чтобы крылья располагались симметрично и под одинаковым углом. Детали хвоста и крыльев подгоняются по месту с помощью рашпиля, места соединений смазываются клеем, сами элементы фиксируются иголками с круглым ушком.
Затем готовится шпаклевка из древесных опилок и клея ПВА. Она должна иметь консистенцию оконной замазки. Шпаклевкой заделываются стыки хвоста и крыльев. После высыхания шпаклевки иголки удаляются и места стыков шлифуются наждачной бумагой, а также шлифуются перья и корпус птицы.
После “доводки” у нашего изделия необходимо найти точку равновесия (центр тяжести). Для этого берем иголку с ушком и привязываем нить. Нить держим в одной руке, а иголку втыкаем в корпус, приблизительно на расстоянии две трети от хвоста, по центру и добиваемся такого положения птицы, чтобы она смотрела чуть-чуть вверх. Эту операцию лучше проводить над куском поролона или мягкой ткани, т.к. при падении могут быть неприятные “сюрпризы”.
Определив точку равновесия, вдавливаем иголку в корпус птицы. Это и будет узел подвески.
Теперь можно приступить к художественному оформлению изделия. Для покрытия используем бесцветный лак типа “ПФ” или “НЦ-218”. Покрытие наносится тонким слоем с обязательной просушкой каждого слоя. Более качественно этот процесс выполняется краскораспылителем. При этом способе лак ложится более равномерно, и поверхность получается зеркальной.
В углубления для глаз можно вклеить “стразы” – пуговицы, широко используемые при оформлении женских кофточек.
Инструкция по применению данного изделия такова. Птица подвешивается обычно у входной двери, под потолком на тонкой капроновой нити или леске. При движении воздуха птица совершает замысловатые круговые движения и как бы “оживает”. Так она оберегает жилище от всего злого, враждебного. Если же поместить птицу над торшером или настольной лампой, то рисунок крыльев и хвоста причудливо будет перемещаться по потолку и стенам, а “стразы” будут “сыпать” искры из глаз. Подвесив птицу вблизи лампочки, мы обратили внимание на то, что перья ее под светом лампы светятся мягким теплым светом, пластинки приобретают янтарный оттенок от светло-оранжевого до малиново-красного. На просвет выявляется структура древесины, и художественный образ “Птицы счастья” становится фантастическим, выразительным. Эта особенность натолкнула на идею создания светильников. Об изготовлении такого светильника – “Тюльпан” мы постараемся рассказать в следующий раз.

Вячеслав РЯБИНИН,
учитель технологии МСШ N 4
Златоуст,
Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте