Быть гражданином России – это значит принадлежать своему народу с его богатым историческим прошлым, испытывать гордость за деяния своих предков и за весь свой великий народ. Мы, учащиеся Боровской ноосферной школы, хотим стать настоящими гражданами своей страны, и нам не все равно, как было и как будет на том месте, где мы сейчас живем.
Как сделать, чтобы мы сами и другие люди не забыли свою историю, чувствовали свою причастность к прошлому и настоящему и ответственность за будущее? Для этого необходимо найти ДЕЛО. Мы взяли эколого-этнографическую программу “Дерево земли, на которой я живу”. Сутью ее является выбор дерева – символа земли, на которой мы живем, и изучение его связи с окружающим миром. Выбирая символ, мы узнали историю посадки березовой аллеи вдоль Екатерининского тракта
В 1812 году на территории Калужской области шли жестокие бои между русской и французской армиями. Битва, известная как “Малоярославецкое сражение”, стала для Наполеона последней – после ее окончания император отдал приказ об отступлении. Произошло это близ деревни Городня Боровского района. Отсюда началось отступление французов. На пути отступления были сожжены многие населенные пункты, в том числе город Боровск. Отечественная война 1812 года закончилась победой русского народа. Но героям не спешили ставить памятники. Только через сто лет, в 1912 году, когда Россия шумно отмечала столетие со дня победы, было поставлено множество памятников героям войны, часто на народные, собранные “с миру по нитке” деньги. А на дороге Боровск – Малоярославец вдоль дороги выросла памятная березовая аллея.
Березы живут недолго – 80 – 100 лет. И в наше время они стали падать, умирать. Тогда-то мы и решили восстановить ее. Эта практическая работа и стала для нас началом большой акции, которую мы назвали “Дерево земли, на которой я живу”. Сажая деревья, ребята вдруг впервые ощутили связь времен. Сажая молодую березку рядом с разрушающимся старым деревом, мы все испытывали и чувство благодарности, и чувство боли одновременно – ведь никому не было дела до тех людей, которые сажали березы, до тех солдат, в честь которых они были посажены. Нам захотелось, чтобы как можно больше людей узнали историю аллеи, чтобы в этой работе приняло участие множество жителей нашего района, чтобы они почувствовали то, что почувствовали мы. Таким образом, данная акция важна для нас потому, что, во-первых, это конкретное дело, где мы можем приложить свои силы и знания (посаженное дерево – это уже не зря прожитая жизнь), во-вторых, это возможность прикоснуться к прошлому своей родной земли и самим стать частью ее истории, в-третьих, это продолжение славных традиций наших предков.
Для того чтобы убедиться в актуальности нашей работы для жителей нашего города, был проведен социологический опрос. Подавляющее большинство проявило интерес к проблеме, и 94 процента из них согласились бы принять участие в посадке берез. Это доказывает актуальность и важность проблемы для жителей всего нашего города.
Нас поддерживает администрация города, которая считает, что историческая справедливость должна быть восстановлена и аллея должна продолжать жить.
Итоги социологического опроса
Из 100 опрошенных жителей нашего города 32 неплохо осведомлены о войне 1812 года, 56 кое-что слышали, а 12 человек совсем ничего об этом не знают.
Еще хуже обстоят дела со знанием традиций. Только 6 человек из 100 знали, что вдоль Екатерининского тракта, в честь 100-летия со дня победы России в войне, была посажена березовая аллея. Слышали об этом 36 человек, но где это находится, не знают, и совсем ничего неизвестно – 58 человек.
Только 20 человек считают, что восстанавливать аллею не надо, а шестеро из них, что и помнить об этом не надо. 80 человек уверены, что восстанавливать аллею надо, а 94 человека думают, что нужно знать и помнить об этом. 58 человек считают, что мы все должны знать прошлое и историю, так как мы русские люди.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что выбранный нами проект актуален для нашего города, особенно с точки зрения изучения прошлого и восстановления традиций и обрядов нашего народа. Ведь несмотря на то, что краеведческим материалом жители владеют плохо, большинство из них уверены, что люди должны знать свое прошлое, и 78 процентов жителей согласились бы участвовать в посадке деревьев.
Следующим этапом работы было обращение учащихся нашей школы к администрации города и руководителям организаций, имеющих отношение к нашей работе. Аллея расположена на территории, принадлежащей Боровскому дорожному ремонтно-строительному управлению, рядом же расположено Боровское лесничество (уж кто-кто, а они-то должны были оказать нам содействие). Но мы с удивлением констатировали, что, к сожалению, ни одна имеющая отношение к аллее организация не продолжила этой работы. Мы составляли письма-обращения и все-таки добились понимания важности и поддержки со стороны администрации города, Боровского лесхоза, Боровского дорожного ремонтно-строительного управления и комитета по экологии и природопользованию Боровского района.
Помимо этого мы дважды проводили социологические опросы для сбора нужной информации среди различных категорий населения нашего района.
Важным этапом нашей работы является исследовательская деятельность по изучению истории аллеи, событий 1812 года на территории района, изучению роли дерева-символа в жизни русского народа вообще и березы в частности. Образовательная программа “Дерево земли, на которой я живу”, – один из самых интересных этапов, который закончится созданием музея дерева в нашей школе и куда, мы надеемся, будут ходить все жители нашего района.
Одним из самых важных этапов акции мы считаем попытки привлечения к работе других жителей города. Уже сейчас мы заинтересовали и привлекли к выращиванию саженцев берез учащихся младших и средних классов нашей школы. Этот этап важен и потому, что саженцы нам приходится добывать собственными силами и с определенными трудностями. Непосредственно к посадке мы привлекаем своих родителей, а в будущем через средства массовой информации надеемся привлечь и других жителей города.
Сейчас нами начата работа по привлечению финансовых средств для окончания реализации акции. Мы готовим документы и собираем материал для подачи его на грант – тогда будет решено множество проблем.
Наша команда осуществляла координацию работы по взаимодействию с административными органами и организациями города. Это был один из путей решения проблемы. Мы выяснили, что администрации города ничего не известно о состоянии березовой аллеи и ее истории. Но они поддержали нашу идею и обещали помочь. Обратились мы и в лесничество, чтобы получить саженцы берез и вспомогательные материалы. Сейчас мы сами выращиваем саженцы и привлекаем учащихся младших классов. Постоянную финансовую поддержку нам оказывает районный комитет по экологии и природопользованию.
Ученики Боровской школы
Калужской области
Комментарии