search
main
0

Дерево решений. . Мозговой штурм

Клиники «Живое право» можно открывать в учебных заведениях, где готовят будущих юристов, педагогов, психологов, социальных работников, менеджеров, управленцев и т.д. Рекомендации, помещенные ниже, обращены не только к юридическим вузам, но и к другим учебным заведениям.

создана в 1999 году и с организационной стороны представляет собой структурное подразделение, возглавляемое директором. Директор клиники является одновременно и преподавателем клиники. Помогает ему ассистент из числа студентов. является отличной базой для дальнейших занятий в «Юридической клинике» и для живой работы с клиентами. Как правило, лучшие студенты «Юридической клиники» вышли из клиники «Живое право», а это значит, что они будут и хорошими юристами. предоставляет в распоряжение студентов уникальные и мощные возможности профессионального роста. В ходе преподавания основ права и применения интерактивных методов обучения студенты-юристы: Тема 2. .

Из истории клиник «STREET LAW / ЖИВОЕ ПРАВО»

Слово «клиника» имеет, конечно, медицинское происхождение и означает учреждение, в котором студенты-медики, прежде чем стать врачами, проходили практику на настоящих, «живых» пациентах. В конце ХIХ века одновременно в России и Германии в среде юридических вузов появилась идея учредить юридические клиники, где студенты практиковались бы на «живых» клиентах. Однако в реальности эту идею удалось начать осуществлять лишь в США в 30-е годы ХХ века. На юридических факультетах (или в школах права) в США стали возникать разные виды клиник, специализирующихся в различных отраслях права. Появилось много методических разработок, посвященных клиническим (практическим) методам преподавания. Принципиально иной вид клиники был предложен Эдвардом О’Брайаном и другими студентами-юристами Джорджтаунского университета (г. Вашингтон) в 1972 году. Их идея была проста: если студенты-юристы начнут преподавать право несовершеннолетним, используя практические методы обучения, то такая практика будет иметь огромную пользу не только для студентов-юристов, но и для всего общества. Для преподавания подобного курса практического права был разработан учебник и руководство для преподавателя, которое получило название «Street Law» (дословно – «уличное право» или «право в повседневной жизни»). Так стала называться и клиника по преподаванию права. Впоследствии Эдвард О’Брайен стал директором общественной образовательной организации Street Law, Inc., чья задача – дальнейшее развитие идей Street Law. Клиники Street Law получили распространение по всей Америке. Только в Джорджтаунском университете на юридическом факультете к 2000 году прошли обучение более 600 студентов-юристов, которые в свою очередь передали знания около 18000 школьникам.

Многие из бывших студентов-юристов, занимающих сейчас важные и ответственные посты, с благодарностью вспоминают клинику Street Law, которая позволила им ближе узнать реалии жизни других слоев общества, лучше понимать и защищать своих клиентов, находящихся на разных ступенях социальной лестницы, сострадать им. Один из юристов, работающий в настоящее время в крупной юридической фирме, сказал следующее: «Юридическая клиника была бесценным средством, позволившим мне объяснять различные вопросы клиентам, судьям. Она помогла мне представить максимально просто, доступно любой юридический вопрос, объясняя его моим слушателям в классе. Это – совершенно бесценный опыт, позволивший мне работать в фирме и делать то же самое для моих клиентов». Выпускники клиники Street Law считали также важным чувство, что они делают полезное для общества и для конкретных детей дело.

В 80-е годы программа Street Law начала осуществляться в Южной Африке, где центром программы стала клиника Street Law юридического факультета университета Наталь (г. Дурбан) во главе с деканом проф. Дэвидом Маккойд-Мэйсоном. В середине 90-х годов программы, подобные Street Law, начали осуществляться на юридическом факультете Варшавского университета (Польша) и в Санкт-Петербургском институте права им. Принца П.Г.Ольденбургского (Россия), где также возникли клиники типа «Street Law / Живое право». С 1998 года при поддержке Института «Открытое общество» около 20 бывших социалистических стран включились в международный проект Steet Law. Во многих из этих стран начали работу и клиники Street Law. На 2001 год в России клинические программы типа «Street Law / Живое право» создали около десятка юридических вузов (кроме Санкт-Петербурга можно назвать Пермь, Великий Новгород, Уфу, Саранск, Муром, Хабаровск и др.). Кстати, в 90-е годы в России (и других странах Евразии) стали развиваться и юридические клиники при поддержке американских коллег. Таким образом, клиническая идея, обогащенная практическим опытом США, столетие спустя снова вернулась в Россию. Помимо Института «Открытое общество» клиническое движение (включая клиники типа «Street Law / Живое право») поддерживают COLPI, ABA-CEELI, Фонд Форда (см. контактную информацию в Приложении 2, стр. 225). В 2001 году выходит пособие по организации клиники преподавания права при юридических вузах – клиник типа «Street Law / Живое право» (см. Приложение 1, стр. 221), которое было использовано для подготовки некоторых материалов этого раздела.

Клиника «Живое право»

в Санкт-Петербурге

Клиника «Живое право» создана в 1999 году и с организационной стороны представляет собой структурное подразделение, возглавляемое директором. Директор клиники является одновременно и преподавателем клиники. Помогает ему ассистент из числа студентов.

Студентов принимают со второго курса после прохождения собеседования. Объявление набора происходит после того, как они прозанимались по курсу «Введение в право», который основан на программе и методике «Живое право». Среднее количество студентов в клинике – 20. Некоторые остаются здесь и на второй и последующие годы. В этом случае они помогают преподавателю готовить занятия и заниматься с «новичками».

Программу занятий в клинике условно можно разделить на учебную часть (факультативный курс «Живое право») и практическую часть (учебная практика). За успешное прохождение учебной программы студенты получают зачет по факультативному курсу «Правовая педагогика» (клиника «Живое право»), а после реализации практической части программы клиники – зачет по учебной практике.

Факультативный учебный курс «Живое право» построен на определенных правовых темах и педагогических навыках. Программа курса помещена ниже.

Программа практических занятий начинается тогда, когда студенты готовы к самостоятельной практике. По существу, каждый студент может составить индивидуальную программу практики. Занятия в клинике в этот период посвящены консультациям, подготовке к практическим мероприятиям, разбору и анализу проведенных мероприятий. В ходе практики возможно несколько видов деятельности:

студенты работают в школах под наблюдением преподавателей, проводят уроки по курсу «Живое право» для учащихся 8-11-х классов в качестве учителя или ассистента учителя.

Студенты организуют различные внеклассные мероприятия: учебные суды, дебаты, конференции и кружки по правовым вопросам, деловые игры, викторины, отдельные уроки по определенным темам, экскурсии в правоохранительные органы, встречи со специалистами и экспертами в области права и другие. При их подготовке студенты пользуются материалами конференций и семинаров, методической литературой библиотеки клиники.

Студенты разрабатывают методические материалы для преподавания права.

Студенты участвуют в различных правовых семинарах, конференциях, стажировках и образовательных проектах, в том числе в международных. С 2000 года клиника «Живое право» при Институте права стала одним из международных центров по обмену опытом. Занятия клиники посетили команды из Белоруссии, Украины, Казахстана, Монголии и других стран, а также из разных регионов России.

Клиника «Живое право» является отличной базой для дальнейших занятий в «Юридической клинике» и для живой работы с клиентами. Как правило, лучшие студенты «Юридической клиники» вышли из клиники «Живое право», а это значит, что они будут и хорошими юристами.

Для кого создается клиника «Живое право»

Для студентов-юристов

Клиника «Живое право» предоставляет в распоряжение студентов уникальные и мощные возможности профессионального роста. В ходе преподавания основ права и применения интерактивных методов обучения студенты-юристы:

закрепляют полученные «академические» знания, непосредственно знакомятся с юридическими процедурами и организациями, приобретают новые знания о праве и государстве;

приобретают профессиональные навыки, необходимые в юридической практике: навыки ведения переговоров, интервьюирования, консультирования, выступления перед аудиторией, написания юридических документов, оценивания, исследования проблемы, умение ставить вопросы, аналитические способности, организационные навыки, навыки работы в команде, способность установления отношений между юристом и клиентом, умение простым языком объяснить сложные правовые понятия и др.;

знакомятся с жизнью различных слоев населения, учатся лучше понимать и защищать своих клиентов, находящихся на разных ступенях социальной лестницы, сострадать им;

получают опыт участия в социально значимой деятельности (как правило, безвозмездно) по распространению знаний о праве, правах человека и демократических ценностях, что способствует формированию благородной и гуманистической личности;

осваивают современные педагогические методики и технологии;

определяют сферу своих профессиональных интересов;

участвуют в последующих образовательных проектах, в том числе в международных обменах.

Для учебного заведения

Организация клиники «Живое право» позволяет юридическим и другим учебным заведениям:

обеспечить более качественную профессиональную подготовку для желающих студентов;

обеспечить профессиональную ориентацию и трудоустройство выпускников через контакты со школами, местным самоуправлением, юридическими организациями;

создать программу подготовки собственных педагогических кадров, владеющих современными педагогическими методиками;

более эффективно использовать учебное время, выделенное на психологию, педагогику, предметы вузовского компонента и предметы по выбору студента, факультативные дисциплины, а также программу практики;

повысить престиж своего учебного заведения среди студентов и преподавателей, так как клиника «Живое право» является живым и интересным делом;

повысить престиж своего учебного заведения среди общественности, привлечь новых абитуриентов;

создать основу для международного и межвузовского сотрудничества и привлечения спонсорских средств.

Для общественности

Программа клиники «Живое право» позволяет гражданам:

приобрести основы правовых знаний и практических правовых навыков, необходимых каждому в повседневной жизни;

сформировать позитивное отношение к праву, закону, государству, правовым механизмам, а также к юристам, что способствует более сознательному обращению граждан к юридической помощи;

формировать сознательного и активного члена гражданского общества.

Модели программы клиники «Живое право»

С организационной точки зрения клиника «Живое право» может быть создана:

1. В юридическом (или ином) вузе

а) как структурное подразделение – самостоятельное (США, Санкт-Петербург) или в рамках центра (кафедры) клинического обучения (ЮАР);

б) как учебная программа (факультатив, курс по выбору или программа практики);

в) как общественная студенческая и преподавательская инициатива-проект (Пермь).

2. В общественной организации

а) по инициативе студентов и преподавателей одного вуза (Польша);

б) по инициативе правозащитников и общественных активистов, часто как межвузовская клиника (Словакия).

3. На базе средней школы

4. На базе института повышения квалификации работников образования

С точки зрения вовлечения студентов существует три основные модели клиники «Живое право»:

С учебно-методической точки зрения программа клиники «Живое право» может базироваться на простой и более сложной стратегии:

1. Простая стратегия. После 2-3 вводных занятий студенты распределяются по школам (или по другим заведениям), где они по одной программе должны провести определенное число уроков. Далее педагог показывает с участием самих студентов (в роли «учеников») урок за уроком (например, раз в неделю), и студенты, адаптировав этот урок к своим условиям, проводят его в школе в сотрудничестве с учителями. На следующем занятии клиники они могут обсудить сложности, проблемы, затем участвуют в новом уроке, проводимом преподавателем клиники, и т.д. Иногда преподаватель клиники посещает уроки студентов в школах. По итогам проведения курса студенты пишут отчет, который проверяют как учитель школы, так и преподаватель клиники. Подобная стратегия используется в ЮАР и позволяет вовлечь в клинику до 85 студентов одновременно и не требует слишком больших затрат времени от преподавателя.

2. Сложная стратегия. Один из вариантов этой стратегии разрабатывает Санкт-Петербургский институт права. Прежде чем студенты будут вовлечены в клинику, все студенты первого курса проходят курс «Введение в право» – по существу, усложненный курс «Живое право», то есть сначала сами становятся «школьниками». Второй этап – освоение методического интерактивного курса «Живое право», с элементами практики и подготовкой студентами показательных занятий. Третий этап – практика и ее рефлексия на занятиях клиники. Возможен и четвертый этап – преподавание в клинике или в рамках курса «Введение в право» уже для студентов младших курсов, разработка собственных методических материалов, организация и проведение образовательных проектов.

С точки зрения места и форм практической деятельности студентов клиника «Живое право» нацелена на:

1) организацию систематического курса или проведение серии занятий в средних школах, тюрьмах или спецучреждениях, в общественных организациях, в органах местного самоуправления, в школах-интернатах для слаборазвитых детей и т.д.;

2) организацию внеаудиторных и общественных мероприятий и социальных проектов;

3) создание популярных и образовательных материалов о праве (книги, брошюры, газеты, радио, телевидение).

Прежде чем открыть клинику «Живое право»

Общее правило: лучше начать с малого и простого, для того чтобы создать прочную базу, на основе которой программа сможет год от года расширяться, а не начинать сразу с обширной программы, которой будет тяжело управлять.

Начните с привлечения единомышленников и планирования клиники. Хорошо, если вы сумеете создать группу планирования. В такую группу могут войти преподаватель вуза, административный работник вуза, группа студентов и представитель от средней школы, местной общественной организации или другой организации, на базе которой будут проводиться занятия. При планировании ответьте на следующие вопросы.

Вопросы, которые надо решить в юридическом или педагогическом вузе:

С кем в вузе надо согласовать вопрос об организации клиники «Живое право»?

Каковы причины, по которым важно организовать клинику «Живое право», и какова цель создания клиники?

Какую модель реализации проекта клиники «Живое право» следует принять вузу?

Кто будет руководить клиникой в вузе?

Какой контроль занятий можно обеспечить?

На какой базе будет осуществляться программа клиники?

Какой персонал потребуется для реализации программы клиники?

Каков размер расходов на реализацию программы? Какие существуют источники финансирования? Средства вуза? Внешнее финансирование?

На какой срок рассчитаны занятия? Один семестр? Два семестра?

Как будет проводиться подготовка студентов-юристов? Кто будет проводить эту подготовку?

Как будет осуществляться оценка успеваемости студентов?

Сколько студентов примут участие?

Вопросы для изучения совместно с местными средними школами, общественными организациями, исправительными учреждениями и другими организациями, где будет проходить преподавание права:

Где будет организована программа преподавания права в рамках клиники «Живое право»? Для какой аудитории она будет наиболее полезна?

Можно ли преподавать право как составную часть или дополнение к существующему образовательному курсу?

Можно ли добавить новый курс по основам права в общую программу обучения?

Будут ли студенты при работе в школе пользоваться поддержкой учителя?

Имеются ли в наличии соответствующие материалы по курсу обучения или есть возможность их приобрести?

Можно ли надлежащим образом скоординировать расписания занятий в вузе и в средней школе?

Где будут проходить занятия? Как часто? В какое время суток?

После ответа на эти вопросы можно приступить к созданию следующих документов:

1. План организации клиники (что, кто, где, когда, ресурсы), куда могут быть включены мероприятия по презентации программы клиники «Живое право» перед студентами, администрацией учебных заведений, учителями; программа встреч с администрацией, студентами и учителями; агитационные мероприятия среди студентов и т.д.

2. Учебная (рабочая) программа клиники, согласованная с учебным планом вуза; в программе должны быть определены цели и задачи клиники, критерии успешности реализации программы клиники.

3. Необходимые учебно-методические материалы.

4. Формы отчетности и контроля.

5. Положение о клинике, в котором должны быть определены структура, правила приема и работы студентов.

В ходе реализации программы клиники не забывайте о возможности обмена опытом с клиниками России и других стран, а также о возможности подачи заявок на гранты.

Программа занятий

Эта программа занятий в клинике является более серьезной формой подготовки студентов к преподаванию. Ее, наверное, стоит вводить тогда, когда клиника «Живое право» уже приобрела опыт работы и освоила более простую схему – показ уроков студентам, проведение уроков в реальном классе, а затем обсуждение полученного опыта. В то же время нужно иметь в виду, что иногда студентам (особенно неюристам) будут нужны специальные занятия, посвященные только вопросам права. В этом случае желательно, чтобы студенты сами прошли в качестве «учеников» весь курс «Живое право», который они впоследствии собираются преподавать школьникам.

Программа нацелена прежде всего на формирование навыков преподавания и использования интерактивных методов. Все занятия являются интерактивными, то есть обязательным элементом занятия является интерактивное упражнение или показ урока. Как правило, студенты самостоятельно изучают новый материал, участвуют в интерактивном занятии и обсуждают его. Часто они получают домашнее задание в виде подготовки урока или его элемента. Домашние задания могут использоваться как контрольно-обобщающие (зачетные) задания. Все занятия построены на правовом содержании, что позволяет студентам одновременно освоить основные правовые темы.

Эту программу можно использовать также как основу для разработки курса по интерактивным методам преподавания в педагогических вузах и в институтах повышения квалификации работников образования, а также для программы повышения квалификации преподавателей в учебных заведениях.

Тема 1. Введение в «Живое право».

Что такое «Живое право». История проекта «Живое право». Философия, содержание, методики «Живого права». Основные характеристики программы типа «Живое право / Street Law». Обзор материалов для преподавания права в школе. УМК «Живое право». Почему «Живое право» может быть интересно для разных категорий людей. Формы участия в проекте «Живое право». Формы использования УМК «Живое право». Роль «Живого права» в повышении квалификации преподавателей.

Тема 2. Клиника «Живое право».

Понятие и цели клиники «Живое право». Знания и навыки, необходимые юристу и преподавателю права. Структура клиники «Живое право». Программа клиники «Живое право». Правила работы в клинике «Живое право». Положение о клинике «Живое право».

Тема 3. Содержание курса практического права «Живое право».

Цели и задачи курса «Живое право». Тематическая структура курса «Живое право». Рабочие компоненты курса «Живое право» и их использование.

Тема 4. Методы обучения, используемые в курсе «Живое право».

Классификация методов обучения. Понятие и роль интерактивных методов обучения. Из истории интерактивных методов. Пирамида обучения. Таксономия Блума. Плюсы и минусы различных видов методов обучения. Как преодолеть сложности интерактивных методов и превратить их слабые стороны в сильные. Обзор и классификация интерактивных методов.

Тема 5. Основные интерактивные подходы.

Творческие задания. Работа в малых группах. Обучающие игры. Использование общественных ресурсов. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.

Тема 6. Подготовка к занятию.

Этапы подготовки. Элементы хорошего занятия. Мотивация. Ожидаемые результаты. Вклад учителя. Интерактивное упражнение. Подведение итогов. Ресурсы к занятию. Подготовка аудитории.

Тема 7. Педагогические навыки.

Роль учителя в классе. Руководство процессом обучения в классе и поддержание дисциплины. Выступление перед аудиторией. Ответы на вопросы. Сложные ситуации.

Тема 8. Организационные основы педагогической деятельности.

Структура управления системой среднего образования в РФ. Управление средней школой. Государственный стандарт образования. Учебный план. Учебная программа. Расписание занятий. Классный журнал. Отчетность учителя.

Тема 9. Отдельные интерактивные методы: разминки, введение и изучение нового информационного материала, работа с документами.

Разминки. Знакомства. Интерактивная лекция. Наглядные пособия, видео- и аудиопособия. Ученик в роли учителя. Каждый учит каждого. Мозаика (ажурная пила). Вопросы. Сократический диалог. Работа с документами. Составление документов. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

Тема 10. Отдельные интерактивные методы: обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. Общие рекомендации. Займи позицию (шкала мнений). ПОПС-формула. Проективные техники. Один-вдвоем-все вместе. Смени позицию. Карусель. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу. Дебаты. Симпозиум.

Тема 11. Отдельные интерактивные методы: разрешение проблем.

Разрешение проблем. Общие рекомендации. Дерево решений. Мозговой штурм. Анализ казусов. Переговоры и медиация. Упрощенное судебное разбирательство. Предварительное следствие и судебный процесс. Слушание в Конституционном Суде. Общественные слушания. Сход граждан.

Тема 12. Оценивание.

Роль оценивания. Принципы оценивания. Разработка методов оценивания. Примеры оценивания интерактивных занятий.

Тема 13. Внеаудиторные мероприятия.

День прав человека в школе. Подготовка научно-практической конференции. Выпуск стенгазеты. Школьный клуб правоведов. Социологический опрос. Гражданская акция. Гражданский форум. Школьный билль о правах. Школьный уполномоченный по правам человека. Центр разрешения конфликтов. Школьное самоуправление. Учебные суды. Конкурс учебных судов. Межшкольная олимпиада. Проект «Гражданин».

Тема 14. Адаптация полученных знаний и навыков к условиям конкретного учебного заведения и курса.

Психология обучения несовершеннолетних и взрослых. Роль педагога в аудитории. Адаптация занятий для различных групп учащихся. Адаптация полученных знаний и навыков к другим дисциплинам.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте