search
main
0

“Дерево решений” Метод всех возможных вариантов организации дискуссии

Так называется техника, используемая для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Данная методика применяется также при анализе ситуаций и помогает достичь полного понимания причин, которые привели к принятию того или иного важого решения в прошлом.
Методика позволяет ученикам лучше понять механику принятия сложных решений, “переварить” противоречивые данные. Она помогает преподавателю с большей точностью в ненавязчивой форме оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учеников.

Участники обсуждения детально анализируют все возможные варианты решений и выписывают в колонки преимущества и недостатки каждого из них, а также те проблемы, которые они могут за собой повлечь. В ходе обсуждения участники заполняют таблицу:

Проблема
Вариант 1
преимущества недостатки

Вариант 2
преимущества недостатки

Вариант 3
преимущества недостатки

Методика проведения обсуждения
1. Вначале преподаватель ставит задачу для обсуждения.
2. Участникам даются базовая информация по проблеме, исторические факты и т.д. (это также может быть частью домашнего задания накануне обсуждения).
3. Преподаватель делит учащихся на группы по четыре – шесть человек. Каждой группе раздаются таблицы и яркие фломастеры. Преподаватель определяет время на выполнение задания (10-20 мин.).
4. Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в клонки преимущества и недостатки каждого ваианта, и принимают решение по проблеме.
5. Представители каждой группы рассказывают о результатах. Преподаватель может сравнить полученные результаты, рассказать, почему в том или ином случае группы приняли одинаковые или различные решения, ответить на вопросы учащихся.
Примеры
Ниже приведены несколько ситуаций из истории Польши, при обсуждении которых может быть использована эта методика:
решение о недопущении Германии в гданьский “коридор” (принято в марте 1939 года);
Польско-Литовский союз;
призыв к восстанию в Варшаве;
введение военного положения;
роспуск польского сейма президентом республики в 1993 году.
Введение военного положения в Польше 13 декабря 1981 года является классическим примером, при обсуждении которого может быть использована данная методика. Таблица для обсуждения должна выглядеть примерно так:
12 декабря 1981 года генерал Ярузельский приказал вашей группе выяснить, оправданно ли введение военного положения в Польше в настоящий момент. Принимая решение по этой проблеме, вы должны взять в расчет все известные вам обстоятельства данного исторического периода.

Следует ли вводить военное положение?
ДА
преимущества недостатки

НЕТ
преимущества недостатки

Ваше решение:

Свободные дебаты (Plenary Debate)
(Все участники имеют равное право голоса)

Свободные дебаты в больших аудиториях (до нескольких десятков участников) позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями. К сожалению, опыт проведения таких дискуссий показывает, что их организаторы сталкиваются с практически непреодолимыми трудностями, возникающими в силу следующих причин:
нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) “забивают” других, не давая сказать им ни слова;
участники дискуссии часто отклоняются от заданной темы;
сложно вести логически связную запись всех предложений и идей, высказываемых участниками свободных дебатов;
непредсказуемость развития дискуссии препятствует достижению конструктивных решений.
Практика проведения подобных мероприятий показывает, что достичь эффективного обсуждения можно в группе, в которой не более двадцати человек. Обсуждение должен проводить хорошо подготовленный, опытный руководитель, обладающий значительным авторитетом среди участников.
Таким образом, свободными дебатами не следует злоупотреблять. Дальше мы расскажем о других формах проведения дискуссии, имеющих меньше недостатков. Время проведения свободных дебатов не должно превышать 45 минут.

Методика проведения обсуждения
1. При подготовке дискуссии ведущему (учителю) следует спланировать общий ход беседы. Он также должен сообщить участникам тему планирующейся дискуссии.
2. Открывая дискуссию, ведущий (или другой специально подготовленный человек) рассказывает о ее теме и представляет план проведения обсуждения. Это вступительное слово не должно превышать 3-5 минут.
3. Ведущий следит за регламентом и ограничивает выступления участников 3-5 минутами (5 минут на первое выступление, 3 минуты на каждое последующее). Он старается вовлечь в дискуссию как можно большее количество участников, предоставлет им слово. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
4. По ходу дискуссии ведущий выносит на обсуждение последующие пункты повестки дня и подводит итоги по каждому пункту.
5. По окончании обсуждения ведущий подводит итог всему сказанному (или предоставляет такую возможность одному из участников), анализируя сходство и различие позиций по каждому вопросу. Подводя итоги, можно использовать таблицу, составленную во время дискуссии, начертив ее на большом листе бумаги или увеличив с помощью проектора.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (Panel Debate)
(Несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории)

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трех – пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они или высказывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу дает возможность четко выразить разные точки зрения по заданной теме. Однако не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равные возможности высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3 – 5 минут). Ведущий следит за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.
Методика проведения дискуссии
1. Ведущий определяет тему дискуссии, приглашает основных участников, оговаривает условия проведения дискуссии (продолжительность выступлений и т.д.).
2. Ведущий рассаживает участников дискуссии таким образом, чтобы “зрители” сидели вокруг стола основных действующих лиц (т.е. столы “зрителей” должны быть расставлены буквой “П”).
3. Ведущий начинает дискуссию: представляет основных участников дискуссии и объявляет ее тему.
4. Первыми выступают основные участники. Их выступления продолжаются не более двадцати минут, после чего ведущий приглашает остальных участников принять участие в обсуждении. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
5. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.

Обсуждение в форме дебатов
Дискуссия в форме дебатов может быть использована в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участников уже четко определены и резко отличаются друг от друга. Цель использования этой формы дискуссии – научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере и форме. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы “за” или “против” обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто наброситься на них с нападками (вот почему очень важно пресекать любые персональные выпады в сторону собеседников).
Время выступления каждого участника во время дебатов ограниченно и одинаково для всех. Решившись на такую форму проведения дискуссии, мы должны быть готовы к тому, что оценки многих участников будут носить субъективный характер. В условиях современной демократии телевизионные дебаты стали одной из наиболее распространенных форм знакомства избирателей с кандидатами во время предвыборных кампаний.

Методика проведения дискуссии
1. Ведущий делит участников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Участники или сами выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать, или распределяются по группам по жребию.
2. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах (10-15 минут), общее время на выступление группы в дебатах (15 минут). Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления.
3. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другие наглядные пособия. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.
4. Ведущий начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.
5. В завершение дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.

Дискуссия в форме симпозиума
Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.
Два или три лектора (специалисты или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на общее обсуждение.
Дискуссия в форме симпозиума особенно эффективна тогда, когда необходимо поделиться опытом, рассказать о результатах работы целой группы и т.д. В этом случае можно организовать целую конференцию, состоящую из нескольких логически дополняющих друг друга тематических блоков.

Методика проведения дискуссии
1. Для того чтобы подготовить симпозиум, ведущий должен встретиться с лекторами и договориться о плане проведения презентаций, их тематике, регламенте.
2. Ведущий официально открывает дискуссию, рассказывает о предмете обсуждения и предоставляет слово основным участникам. Ведущий также следит за регламентом.
3. После выступлений лекторов ведущий предлагает всем желающим принять участие в дискуссии. Общее обсуждение продолжается 20-30 минут, причем одно выступление не должно превышать 2-3 минут. Ведущий старается вовлечь в беседу как можно большее число участников. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
4. По окончании общего обсуждения ведущий подводит итоги дискуссии в целом. Лекторы могут ответить на вопросы.

“Мозговой штурм”
“Мозговой штурм” – это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.
Этот метод был впервые использован около десяти лет назад сотрудником рекламного агентства Batter, Barton, Durstine and Osborn company Алексом Ф.Осборном. Он определил “мозговой штурм” как метод, позволяющий группе людей использовать свои интеллектуальные возможности для быстрого и эффективного решения поставленной задачи на манере войск быстрого реагирования (коммандос). За последние годы этот метод стал настолько популярен, что его начали регулярно использовать даже такие крупные компании, как Дженерал Электрик, Дюпон, Ю Эс Стил, Ай-Би-Эм. Его также приняли на вооружение государственные структуры и общественные, неправительственные организации.
Принцип “мозгового штурма” прост. Вы собираете группу людей, ставите им задачу и просите всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи. Никто не имеет права высказывать на этом этапе свое мнение об идеях других участников “штурма” или давать им оценку.
Как показывает практика, путем “мозгового штурма” всего за несколько минут можно получить несколько десятков идей. Количество идей не является самоцелью, а лишь служит основой для выработки наиболее разумного решения. В “мозговом штурме” без какого-либо давления должны принять участие все присутствующие. По мнению специалистов, “мозговой штурм” можно считать удавшимся, если высказанные во время первого этапа пять или шесть идей послужат впоследствии базой для потенциальных решений проблемы.

Методика проведения дискуссии
1. Ведущий выбирает тему дискуссии и приглашает участников.
2. Ведущий ставит участникам “мозгового штурма” задачу и рассказывает о его правилах:
цель “штурма” – предложить наибольшее количество вариантов решения задачи;
заставьте работать свое воображение; не отвергайте никакую идею лишь потому, что она противоречит общепринятому мнению;
развивайте идеи других участников;
не пытайтесь дать оценку предложенным идеям – этим вы займетесь немного позже.
3. Ведущий назначает секретаря, который будет записывать все возникающие идеи. Во время обсуждения он устанавливает порядок выступлений, старается вовлечь в дискуссию всех присутствующих, следит за тем, чтобы все участники имели равные возможности высказать свое мнение. При нарушении кем-либо из участников правил проведения “мозгового штурма” ведущий немедленно вмешивается в обсуждение. Первый этап продолжается до тех пор, пока появляются новые идеи.
4. Ведущий объявляет короткий перерыв, чтобы участники перестроились на критический лад мышления. После перерыва начинается второй этап. Теперь участники “мозгового штурма” группируют и развивают идеи, высказанные во время первого этапа (причем список идей можно распечатать и раздать участникам). Рассортировав идеи по группам, участники приступают к их анализу, выбирая из большого числа лишь те, которые, по их мнению, могут помочь найти ответы на поставленные вопросы.
Теперь ведущий может подвести итоги дискуссии. Он спрашивает у участников, старались ли они действовать в командном ключе во время поисков решения. Если “мозговой штурм” не принес желаемого результата, следует обсудить причины неудачи.
Брюс Джойс, Марша Вейл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте