Помимо программы “Столичное образование”, мы знали и о других программах. Но все же приняли стратегию Московской академии развития образования.
Может быть, прежде всего потому, что она дает ответ на тот вопрос, на который пока нет ответа ни в какой иной программе любого уровня. А именно: как осуществлять развитие в условиях, когда средств на него нет и в ближайшем будущем не предвидится. Я имею в виду финансовые средства.
И ответ этот, кстати, практический. Во-первых, “Столичное образование”, а следовательно, и программа развития образования Центрального округа Москвы, разработанная в рамках “СО”, – межотраслевая. Не в том смысле, что каждое из заинтересованных ведомств приспосабливает ту или иную часть программы под свои цели и свой уровень. А в том, что для решения тех или иных проектов создаются межведомственные коалиции. Потому что по отдельности эти проекты отрасли реализовать не смогут.
Во-вторых, программа интеллектуально емкая. И это дает возможность, с одной стороны, не отвергнуть тот поиск, который вели наши школы, а наоборот, более четко, я бы сказал, осмысленно организовать его и интенсифицировать. А с другой – привлечь интеллектуальный ресурс всего округа. А это в конечном итоге тоже ведь удешевляет программу.
Мы предполагаем, что в конечном итоге в Центральном округе будет сформирована особая среда, которую мы обозначили термином Образовательная деревня.
Конечно, неожиданное и непривычное сочетание: центр Москвы, столицы России и вдруг – деревня… Но в данном случае мы имеем в виду тип Олимпийской деревни. Так сказать, Олимп столичного, а может быть, и российского образования. Каков его уровень? В чем столичность? В чем олимпизм? Это открытые вопросы, на которые нужно давать ответы. И опять-таки очень конкретные, выраженные в проектах.
К примеру сказать, нам понятно, что российское столичное образование должно быть конвертируемо. И соответствующий проект, который здесь отчасти представлен, предполагает поиск решений, которые являются выражением и воплощением идеи конвертируемости. Или понятно, что инновационный поиск, сам тип экспериментальной площадки, работающий под нашу программу, – он тоже будет отличен от произвольного поиска. Как? В чем? Это очень интересный и важный для нас момент: как обойтись с тем поиском, с тем продуктом, с теми площадками, которые создавались и назывались экспериментальными вне стратегии программы “Столичное образование”. Ведь все они родились года три, четыре, пять лет назад, когда педагогическая мысль, так сказать, резко взбурлила и на фоне свободы педагогической деятельности стала давать определенные практические результаты. В нашем округе каждый третий, даже, пожалуй, каждый второй коллектив в той или иной мере стал работать по своим программам. И эта интеллектуальная и содержательная встряска, конечно же, была необходима и полезна.
Но прошло время. Одни педагогические новации превратились в хорошо отлаженную повседневную практику. Другие продолжают оставаться в стадии экспериментальной работы и поэтому заставляют нас поставить вопрос: а может ли быть эксперимент в педагогике пожизненным? Третьи – я бы не хотел говорить, что они не оправдали себя, но не обрели необходимого уровня, может быть, потому, что мы им недостаточно помогли. Словом, ревизию поисковой и экспериментальной работы в округе приходится проводить. Ее цель в том, чтобы определить коллективы, которые способны и готовы работать на реализацию программы “СО”. Это призван обеспечивать отчасти и окружной экспертный совет.
Важно сказать, что программа “Столичное образование” и ее окружной аналог – абсолютно не директивная вещь. Она не предписывает, подобно документам прежнего времени, строгую регламентацию каждому педагогическому коллективу. Наоборот. Эта государственная образовательная программа предполагает интеграцию в нее тех школ, лицеев, училищ, внеобразовательных учреждений, которые поняли и определили, каким образом “СО” будет способствовать их развитию. Поэтому она абсолютно открыта и предполагает вхождение в ее пространство педагогических и иных коллективов только по мере их желания и готовности.
О программе можно говорить много и увлеченно. Но я бы остановился еще только на одном моменте – на проблеме стандарта столичного образования. С моей точки зрения, это одна из центральных проблем реализации программы. Во-первых, она требует научно-практической разработки самого понятия стандарта столичного образования. И полагаю, что такой заказ мы в кооперации с другими округами Москвы, участвующими в реализации программы, должны сделать. А во-вторых, важно, сориентироваться в достижении этого стандарта не какими-то особыми педагогическими учреждениями, а именно массовой школой.
Евгений ПОТАПОВ,
начальник Центрального окружного
управления Московского департамента
образования
“Образование, получаемое подрастающими поколениями в Образовательной деревне, должно базироваться на сочетании трех типов образовательных технологий. Первый из них – базовый – направлен на освоение детьми цивилизационных (мировых) стандартов (что, собственно, и будет задавать конвертируемость российского образования). Для этого должна быть создана сеть образовательных учреждений международного класса, где представлены стандарты образования, принятые в учебных учреждениях ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС и т.д.
Второй тип образовательных технологий обеспечивает овладение российской культурой, что связано с выращиванием именно граждан России, а это требует разработки собственно российского стандарта образования… При этом стандарты образования, используемые в Центральном округе, должны разрабатываться в опережающем режиме и выступать прообразом российского государственного общеобразовательного стандарта.
Третий тип технологий ориентирован на создание условий для разностороннего развития личности каждого ребенка. Для этого Образовательная деревня должна быть устроена как об’единение нескольких технопарков”.
Комментарии