1. Сообщение темы и цели урока. На доске записаны слова Дружок, Москва, Чепца, Солдырь.
Что объединяет все эти слова? (Это имена собственные). Прочитайте тему нашего урока, записанную на доске. Вы должны уметь находить в текстах собственные имена существительные и правильно их записывать.
2. Чистописание. Кк // Кк //
Киров, окунь, каток. Найдите лишнее слово. (Киров – имя собственное, название города). Окунь – в этом слове четыре звука. Почему? (Буква “мягкий знак” звука не обозначает). Назовите орфограмму в слове окунь (“ь” – показатель мягкости). В слове каток назовите гласный в слабой позиции. Какой буквой его можно записать, почему? ([а] – обозначим буквой а, проверочное слово катит). Среди этих слов найдите многозначное слово. Какие слова называют многозначными? (Те слова, которые имеют несколько значений, пишутся одинаково).
Слово каток: 1-е значение – ледяная площадка для катания на коньках. (“Как натянутый платок, гладко залитый каток”. С. Михалков). 2-е значение – машина для уплотнения и выравнивания дорожных покрытий. (Каток движется по горячему асфальту).
3. Словарная работа с карточками букв. В это время пять учащихся выполняют работу по карточкам для индивидуальной работы. Остальным детям предлагается серия картинок (береза, чашка, дорожка, лодка). Задания: 1) запишите названия предметов и подберите к ним проверочные слова по образцу: березка – береза; 2) к каждому слову подберите название признака и запишите по образцу: березка (какая?) кудрявая.
Найдите в словах, которые я прочитаю, безударный гласный, покажите букву, которой можно этот звук записать, подберите проверочное слово. Зима, снега, гора. Найдите в словах звонкий или глухой согласный, покажите букву, которой можно этот звук записать, подберите проверочное слово. Низкий, лед, сугроб. Запишите по два слова на каждую орфограмму и проверочное слово. Устно составьте одно – два предложения.
Какие слова называем антонимами. Приведите примеры. (Антонимы – слова с противоположным значением: большой – маленький). К слову низкий подберите антоним. (Высокий).
4. Физкультминутка.
5. Работа над темой урока.
5.1. Какие слова мы относим к собственным именам существительным? Дети отвечают, используя таблицу, приводят свои примеры. В таблице записаны сочетания слов. Река Волга. Город Москва. Деревня Сосновка. Кот Пушок. Бабушка Таисья Петровна. Планеты Земля, Сатурн.
На доске запись: Г…рюет Фома, что пуста сума. Язык до Киева дов… дет. Открывать Америку.
Прочитайте первые два предложения. Что это записано? (Пословицы). Объясните лексическое значение. Прочитайте последнее предложение. Что это? Фразеологизм. (Устойчивое выражение, сочетание слов). Как вы его понимаете? (Говорить, объявлять о том, что давно известно). Найдите и назовите имена собственные. (Фома, Киев, Америка – страна, полное название Соединенные Штаты Америки).
Светлана ЕРМОЛИНСКАЯ,
учитель начальных классов
Глазов, Республика Удмуртия
Комментарии