Министр образования Москвы Исаак КАЛИНА ответил на вопросы депутатов.
Ольга ЯРОСЛАВСКАЯ: – Будут ли московские школы получать учебники вместе с электронными приложениями, выделят ли на это деньги? – В соответствии с документами Министерства образования и науки РФ издательства обязаны теперь вместе с бумажной версией прикладывать и электронную версию, иначе они просто не попали бы в федеральный перечень. Это обязанность издательства и стоимость комплекта этого издательства практически не повышается.Виктор КРУГЛЯКОВ: – Контингент в детских садах у нас не сократился, снижение объема родительской платы на 300 миллионов в бюджете 2015 года связано с невостребованностью этой компенсации частью родителей, так как это у нас носит заявительный характер?- Прошу обратить внимание на то, что речь идет не о родительской плате, а о компенсации родительской платы. В бюджет 2014 года мы закладывали, скажем откровенно, явно завышенную сумму, сейчас мы ее вынуждены возвращать, потому что такого роста родительской платы, слава богу, нет в городе, как мог бы быть. Поэтому у нас сегодня есть неиспользованные в 2014 году остатки, которые мы вернем соответственно в бюджет. И такой потребности на 2015 и 2016 годы, как закладывали на 2014-й, теперь явно нет.Михаил АНТОНЦЕВ: – Федеральный закон в принципе не ограничивает родительскую оплату, но это ограничение у нас составляет все же 20 процентов? – Вся законодательная база позволяет перешагивать 20 процентов, но департамент, как орган, который законами и города Москвы, и федеральным наделен правом утверждать размер родительской платы, придерживается этого ограничения. Нужно ли отменять это ограничение или нет, следует обсудить отдельно.Кирилл ЩИТОВ: – Запланированы ли в проекте бюджета средства на дальнейшее снижение порогового возраста для приема детей в детские сады, начиная с двух лет? – За 3 года количество детей дошкольного возраста в наших учреждениях выросло с 280 до 410-420, то есть произошло увеличение в полтора раза, на 140 тысяч мест. Могу признаться, что это выше всех самых смелых прогнозов и задач, которые система образования ставила перед собой. Были приняты все дети-инвалиды, дети инвалидов, дети из многодетных семей. Когда люди приносят ходатайство органов социальной защиты, документы из Департамента социального обеспечения о том, что семья относится к категории социально незащищенных или находится в трудной жизненной ситуации, то мы в исключительных случаях, с учетом положения семьи находим возможность решить этот вопрос.Московские родители работают быстрее, чем строители, прирост рождаемости такой, что разница между количеством детей, уходящих из дошкольных отделений в школу и приходящих в дошкольные отделения, каждый год составляет чуть больше 20 тысяч. Поэтому не снижение возраста приема в ДОУ я бы гарантировал, а то, что, несмотря на высочайший рост рождаемости в последние годы в Москве, все дети жителей Москвы в соответствии с Указом Президента РФ точно будут обеспечены местами в дошкольных отделениях. Татьяна БАТЫШЕВА:- Мы знаем, что в школе есть замечательная услуга – группа продленного дня. Есть ли данные в Департаменте образования, сколько многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вынуждены оплачивать эту группу продленного дня в общеобразовательных школах и отдельным блоком в коррекционных блоках? Отслеживает ли Департамент образования эти цифры?- В коррекционных школах ни копейки за группу продленного дня никто не платит. Более того, у нас из всего огромного количества московских школ пока только 17 школ вместе с администрацией, с управляющими советами сумели убедить представителя учредителя, то есть окружное управление образования, согласовать им размер родительской платы за уход и присмотр в группах продленного дня. Родительская плата там составляет от 900 рублей до 3 тысяч рублей. При этом все окружные управления образования внимательно прослеживают при согласовании, чтобы были освобождены от родительской платы соответствующие категории семей, которые должны быть от нее освобождены. Поэтому я думаю, что семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и вынужденных оплачивать группу продленного дня, просто не существует. Михаил АНТОНЦЕВ: – Понимаю, что невозможно удовлетворить всех, но тем не менее есть ли какая-то информация по закрытию в 2014 году ясельных групп? – Нет никакого формального деления на ясельные и неясельные группы. Все это дошкольное образование, в бюджете оно заложено едиными расходами. 3 года назад мы постоянно сталкивались с тем, что 4-5-летние дети жителей Москвы не могли попасть в дошкольное учреждение. В то же время там было немало детей гораздо моложе 3 лет. Сегодня могу твердо сказать, что у нас нет детей жителей Москвы старше двух с половиной лет, которым бы не досталось место в дошкольном отделении. У нас есть установленный порядок, в котором возраст имеет значение, мы в безусловном порядке обеспечиваем всех детей – жителей Москвы старше трех лет. От двух с половиной до трех – практически всех, за исключением единичных районов, где иногда не удается. Самый наглядный пример – это город Щербинка, где мы, наверное, это помнят депутаты, никак не могли даже трехлетних детей устроить. Сейчас все дети старше трех лет в Щербинке устроены в дошкольные учреждения. Массового, скажем, какого-то автоматического устройства детей моложе двух с половиной лет я бы сейчас никому не обещал, потому что тогда это восстановит ситуацию, когда дети старших дошкольных возрастов окажутся без мест в дошкольных учреждениях.Виктор КРУГЛЯКОВ: – Все дети в школе с 1-го по 11-й класс получают за счет бюджета новые учебники. Куда деваются старые учебники? – Учебник действует четыре, иногда даже пять лет, поэтому замена учебников происходит, я бы назвал так, каскадно. То есть в этом году, условно, меняются учебники для третьих, шестых, десятых, на следующий год для четвертых, седьмых, одиннадцатых, через четыре года это все повторяется. Учебники закупают из расчета 20-25 процентов, пропорционально численности, потому что учебник действует несколько лет. Дети получают учебники из библиотеки бесплатно, но это может быть учебник первого года пользования, второго, третьего.Виктор КРУГЛЯКОВ:- В программе, которая принята в 2015 году по линии ДИТ, в образовательных учреждениях Москвы будет внедряться общегородская платформа «Электронный учебник». Когда мы уйдем от этих электронных приложений к обычному, так сказать, типовому учебнику и перейдем на электронные учебники? У нас вообще такая перспектива существует? Просчитаны ли вообще возможные экономические последствия перехода на электронные учебники и отказ от обычных учебников, которые каждый год печатают типографским способом миллионными тиражами?- Сегодня в Москве есть шесть школ, которые начали апробацию настоящих, не хочу их называть «электронными», учебников, потому что это, скорее всего, электронные комплексы, содержащие в себе и текст учебника, и весь наглядный ряд, и фото, и видео, и задания. Могу сказать твердо, что ничего подобного нигде нет, поэтому это очень длинная и небыстрая апробация. В ходе апробации, спасибо нашим учителям, они очень активно поправляют разработчиков, авторов. Месяц назад мы с Артемом Ермолаевым выезжали в одну из школ, были на уроках у ребят, встречались с учителями, родителями.Ярослав КУЗЬМИНОВ: – Я считаю, что Департамент образования Москвы стал примером для системы общего образования в России вообще по эффективному удачному повышению заработной платы учителей. В нынешнем бюджете заложено определенное повышение заработной платы учителей или нет? Если заложено, то в каких пределах? Как вообще проект бюджета соотносится с «дорожной картой» по выполнению соответствующих указов?- Завершая пилотный проект, мы, по сути дела, уходим от темы, когда город напрямую ответственен за размер зарплаты учителя. Город напрямую абсолютно ответственен за объем финансирования учреждения, чтобы все по нормативам, что положено, учреждению было отдано. И ответственность за выполнение указа Президента РФ по размеру заработной платы в конкретной школе, и полномочия, и возможность находятся в руках администрации школы. Я могу сказать, что повышение заработной платы, конечно же, во многом было обусловлено тем, что был увеличен бюджет общего образования Москвы в 2011-2013 годы. Мы сейчас резко снизили в городе количество чиновников, у нас намного уменьшен сегодня департамент, намного уменьшены структуры, которые работали, можно так выразиться, надзирателями над школами, сегодня у школ есть серьезный мотив для качественной работы, и, слава богу, в таком количестве надзирателей они не нуждаются. Соответственно и внутри школ происходит пересмотр приоритетов финансирования, в связи с тем что сегодня у учителя появляется все больше и больше мотивов к качественной работе, появляется возможность снижения внутришкольного чиновничьего аппарата.Я могу сказать, что если раньше фонд заработной платы учителей и воспитателей составлял около 40% от всего фонда оплаты труда, то сегодня он уже перешагнул 50%, мы продолжаем приближаться к намеченной нами 60%-ной отметке. Все это позволило сегодня удерживать высокий уровень заработной платы учителей в районе 65-70 тысяч, поднять заработную плату воспитателей дошкольных отделений практически в два раза – с 24 до 49 тысяч рублей.Я уверен, что, так как на рост контингента нам город закладывает деньги, здесь у нас проблем нет. Увеличение количества детей, если и будет, компенсируется школам за счет увеличения бюджета, а вот для повышения, сохранения роста заработной платы есть еще серьезные резервы внутри каждого образовательного учреждения. Это показывает то, что зарплаты у тех, кто наиболее эффективно выстроил внутришкольную структуру, превышают среднюю по городу, а остальные к этому будут, уверен, стремиться. Острой необходимости в увеличении норматива, судя по результатам наиболее оптимально организованных школ, пока нет. У нас есть не «дорожная карта», а форма анализа эффективности образовательного учреждения, которая, по сути дела, для каждого образовательного учреждения и есть «дорожная карта», потому что там обозначены все оптимальные значения, которые должны быть: соотношение фонда оплаты труда администрации, учителей, воспитателей, соотношение штатных расписаний. Понятно, что за оптимальные значения мы взяли значения, уже достигнутые немалым количеством школ, поэтому это такая зона ближайшего развития для остальных. Мы говорили об этом неоднократно на селекторах, то есть представляли эту форму-«дорожную карту» публично, наверное, напечатаем ее и в «Учительской газете-Москва».
Комментарии