На очередном заседании Комиссии по образованию Мосгордумы был рассмотрен и одобрен отчет о ее работе.
Комиссия по образованию была создана в соответствии с постановлением Московской городской Думы от 24 сентября 2014 года №268 «О структуре Московской городской Думы», постановлениями Московской городской Думы от 24 сентября 2014 года №271 «О составе комиссий Московской городской Думы» и от 1 апреля 2015 года №53 «О внесении изменений в постановление Московской городской Думы 24 сентября 2014 года №271 «О составе комиссий Московской городской Думы», был утвержден состав комиссии.В настоящее время в состав комиссии входят девять депутатов: Ирина Ильичева; Виктор Кругляков; Ярослав Кузьминов; Ренат Лайшев; Антон Молев; Надежда Перфилова; Елена Шувалова; Кирилл Щитов; Ольга Ярославская (заместитель председателя).Положение о комиссии утверждено постановлением Московской городской Думы от 19 ноября 2014 года №316 «Об утверждении Положения о комиссиях Московской городской Думы».Основные направления деятельности комиссии: контроль за исполнением законов Москвы в сфере образования; создание условий для реализации общего образования (дошкольного, начального, основного, среднего) и профессионального образования (среднего, высшего), дополнительного образования, для дополнительного профессионального обучения, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве; организация деятельности образовательных учреждений Москвы (правовой статус, финансирование, налогообложение, владение, пользование и распоряжение собственностью, а также иные вопросы правового регулирования); статус и социальные гарантии обучающихся, а также статус и социальные гарантии работников системы образования Москвы, условия и оплата их труда; защита интересов образовательных учреждений и работников системы образования Москвы; воспитание, профилактика негативных социальных явлений в молодежной среде, формирование здорового образа жизни, организация досуга, профессиональная ориентация, занятость и трудоустройство молодежи; создание условий для самореализации молодых людей в различных областях общественных отношений, вовлечение молодежи в социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь Москвы, развитие молодежного парламентаризма; поддержка детских и молодежных общественных объединений, талантливых и одаренных молодых людей, молодых семей, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации; участие в процессе разработки федеральных и городских программ в сфере образования, реализуемых в Москве; взаимодействие со средствами массовой информации по реализации государственной политики в сфере образования в Москве; подготовка предложений по развитию городской инфраструктуры для обеспечения реализации государственной политики в сфере образования в Москве; анализ информации по деятельности комиссии, мониторинг законодательства и правоприменительной практики по указанным вопросам, подготовка предложений для ежегодного доклада о состоянии законодательства Москвы.Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с задачами и полномочиями, определенными регламентом Московской городской Думы, планами законотворческой деятельности и другими документами Думы. Проблемы, находящиеся в центре постоянного внимания комиссии, сформированы на основе действующего в настоящее время законодательства в сфере образования с учетом принятых государственных программ и прогноза социально-экономического развития Москвы. Законодательная деятельность комиссии была направлена на совершенствование нормативной правовой базы города как субъекта Российской Федерации. На своем первом заседании члены комиссии обсудили основные направления деятельности Комиссии по образованию, среди которых: подготовка предложений по формированию нормативно-правовой базы и координация законопроектной деятельности в области образования, контроль за исполнением законов, создание условий для реализации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение соответствия законодательства города Москвы федеральному, а также другие актуальные проблемы московского образования. За отчетный период проведены 18 заседаний комиссии, в том числе 7 совместных: по одному с Комиссией по здравоохранению и охране общественного здоровья, Комиссией по социальной политике и трудовым отношениям, Комиссией по физической культуре, спорту и молодежной политике, четыре с Комиссией по социальной политике и трудовым отношениям и Комиссией по физической культуре, спорту и молодежной политике, рассмотрены проекты законов Москвы «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и «О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», поддержано постановление Московской городской Думы «О проекте постановления Московской городской Думы «Об отзыве на проект федерального закона №842219-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 47 и 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; состоялись два заседания круглого стола на тему «Информационно-аналитическая система «Московский регистр качества образования» (МРКО). Проблемы и перспективы развития». 4 совместных заседания комиссии были посвящены проблемам подготовки летнего отдыха детей в городе Москве в 2015 году.Комиссия рассмотрела проект закона Москвы «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (в части вопросов, относящихся к ведению комиссии), члены комиссии убедились, что такие стоящие перед Департаментом образования задачи, как укрепление материально-технической базы, благоустройство территорий, энергосбережение, проведение капитального и текущего ремонта, приобретение оборудования, мероприятия безопасности, питание школьников, полностью подкреплены финансированием, заложенным в проекте бюджета. Заработную плату учителей в 2015 году планировали увеличить на 10-15 тысяч рублей за счет объединения детских садов и школ в крупные образовательные комплексы и введения нормативно-подушевого принципа финансирования школ. Депутаты поддержали проект закона и рекомендовали его Московской городской Думе к принятию. На совместном заседании с Комиссией по здравоохранению и охране общественного здоровья был рассмотрен вопрос «О ходе проведения тестирования на наркотики учащихся образовательных учреждений Москвы», на котором главный нарколог города Москвы отчитался об итогах добровольного тестирования на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, проведенного в 2013-2014 учебном году. Несмотря на то что для добровольного тестирования учащихся на наркотики требуется письменное согласие школьника старше 15 лет, а для проверки на употребление наркотических веществ детей младше 15 лет необходимо согласие их родителей, результаты тестирования помогают выявить факторы, подталкивающие учащегося к употреблению запрещенных веществ. Депутаты приняли к сведению информацию и считают, что эту работу необходимо проводить, так как она дает возможность выявления и профилактики наркотической зависимости на ранних этапах.В течение 2014-2015 гг. комиссия неоднократно рассматривала деятельность информационно-аналитической системы Московского регистра качества образования (далее – МРКО). С 1 сентября 2014 года столичное образование в рамках исполнения государственных услуг образования Москвы перешло на электронную форму ведения классных журналов и дневников. В процессе эксплуатации этой системы возникло множество проблем по использованию ресурса. На каждом заседании комиссии руководитель Департамента информационных технологий докладывал о проделанной работе и планах на предстоящий период по улучшению качества работы МРКО. Депутаты и приглашенные отмечали, что в течение года электронный журнал/дневник претерпел значительные изменения, причем Департамент информационных технологий учитывал все пожелания и замечания, высказанные на заседаниях комиссии. Разработчики полностью стабилизировали работу системы «Электронный журнал/дневник МРКО» и планируют добавить еще несколько полезных сервисов. В обновленном дневнике, например, теперь будет доступна информация о проведении контрольных работ и изменениях в расписании занятий, появится версия для слабовидящих людей. Новый дневник будет интегрирован с мобильным приложением «Государственные услуги Москвы», где родители смогут смотреть оценки своих детей и получать уведомления о пропуске уроков. Комиссия решила продолжать рассмотрение этой темы на своих последующих заседаниях.В рамках направления деятельности комиссии «Организация деятельности образовательных учреждений Москвы» был рассмотрен вопрос «Стандартизация деятельности управляющих советов школ Москвы». Согласно Закону №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируют коллегиальные органы управления – управляющие советы. В компетенции управляющих советов находится широкий круг вопросов, они имеют свои задачи и полномочия, благодаря деятельности таких органов многие острые вопросы становятся прозрачными. В заседании комиссии приняли участие представители Департамента образования, Института развития государственно-общественного управления образованием, Всероссийского общества защиты прав потребителей общеобразовательных услуг, директора комплексов, которые высказывали свои пожелания по совершенствованию деятельности управляющих советов. Комиссия приняла решение подготовить письмо в Общественный совет при Департаменте образования, сформулировав все замечания и предложения с просьбой учесть их при подготовке документов, касающихся управляющих советов.Тема инклюзивного образования – приоритетное направление развития общего образования в Москве. В 2010 году Московская городская Дума приняла Закон №16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве». Однако в настоящее время высказывают мнение о том, что городские власти экономят на детях с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и в созданных комплексах нет достаточных условий и ресурсов для качественного инклюзивного образования. В связи с этим комиссия на своем заседании рассмотрела вопрос «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Москве». В ходе заседания были рассмотрены три аспекта образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ: состояние коррекционного образования, его финансирование; развитие возможностей инклюзивного образования, наличие материально-технических ресурсов, кадровые вопросы, а также адресность предоставляемой помощи. На все вопросы депутатов ответили представители Департамента образования, Департамента социальной защиты населения, а также представители профессиональной и родительской общественности. Депутаты пришли к выводам, что все нормы, закрепленные законом Москвы от 28 апреля 2010 года №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», выполняют, финансирование образовательных организаций, в которых обучают детей-инвалидов, идет с повышающим коэффициентом: 2 – для школ, которые посещают дети с нарушениями слуха, и 3 – для детей с опорно-двигательными нарушениями и патологией зрения. Комиссия решила рекомендовать межведомственной комиссии по инклюзивному образованию, созданной при Департаменте образования, включить в свой состав представителей Департамента труда и занятости населения, чтобы разрабатывать условия для получения детьми с ОВЗ профессионального образования в рамках государственных образовательных учреждений, а также совместно с Департаментом здравоохранения создать реестр учета детей-инвалидов от рождения, разработать механизм оказания им ранней помощи. Департаменту информационных технологий до 1 января 2016 года в целях рационального планирования расходования бюджетных средств было рекомендовано интегрировать информационную базу учета детей – инвалидов и детей с ОВЗ – в уже созданные автоматизированные информационные системы.На совместном заседании с Комиссией по физической культуре, спорту и молодежной политике был рассмотрен вопрос «О развитии школьного спорта в Москве». Депутаты предложили рассмотреть возможность создания любительско-профессиональных спортивных лиг на базе образовательных учреждений. Система бесплатных школьных спортивных лиг привлекательна как для детей, так и для родителей, заинтересованных в их будущей спортивной карьере. Виды спорта, которыми смогут заниматься дети в рамках спортивных лиг, одни из самых популярных: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, регби, легкая атлетика, плавание, единоборства. Члены комиссий отметили, что для успешной организации физкультурно-оздоровительной работы целесообразно наладить информационный обмен между образовательными организациями и спортивными федерациями, к участию в организации школьных спортивных лиг необходимо допускать физкультурно-спортивные организации, прошедшие городскую сертификацию. Информация о развитии школьного спорта в городе Москве была принята к сведению.Комиссия по образованию особое внимание уделяла дополнительному школьному образованию и на своем заседании рассмотрела вопрос «Об основных направлениях и перспективах развития системы дополнительного образования в Москве». Заместитель руководителя Департамента образования И.Павлов отметил, что одна из главных задач, стоящих перед Департаментом, – создание максимально комфортной и доступной среды для получения ребенком дополнительного образования. В настоящее время созданы различные условия и формы для его получения: «Университетские субботы» (совместный проект с вузами города), «Профессиональная среда» (совместный проект с колледжами города), «Суббота активиста» (школьное самоуправление), а также «Уроки доброты», «Театр – школе», «Красная гвоздика». О своих программах дополнительного образования отчитались представители Департамента культуры и Департамента физической культуры и спорта. Помимо этого было представлено мнение научного сообщества. Депутаты решили принять информацию к сведению, а также направить в адрес заинтересованных департаментов предложения, высказанные на заседании комиссии, по развитию системы дополнительного образования в Москве.В первой половине года на совместных заседаниях с комиссиями по социальной политике и трудовым отношениям и по физической культуре, спорту и молодежной политике четыре раза рассматривали проблемы летнего отдыха детей Москвы. Для осуществления мониторинга проведения оздоровительной кампании и учета обращений избирателей, поступающих депутатам по этой теме, депутаты провели работу в своих избирательных округах по анализу реальной деятельности центров досуга и отдыха для детей в городе и по оценке качества их работы. Эта работа продолжается и в настоящее время, сформирована рабочая группа по подготовке детской оздоровительной кампании 2016 года.В направлениях работы комиссии определен пункт, касающийся социальных гарантий работников системы образования и условий оплаты их труда. В рамках этого направления был проведен круглый стол на тему «Об актуальных вопросах взаимодействия депутатов Московской городской Думы с Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации». В обсуждении приняли участие депутаты Московской городской Думы, руководители Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, представители территориальных профсоюзных организаций работников народного образования и науки Российской Федерации. Участники круглого стола обсудили проблемы повышения пенсионного возраста, введения платы за посещение групп продленного дня в школах, введения ЕГЭ для учителей, определили проблемы (политика города в сфере обеспечения учителей жильем, возможное изменение системы оплаты труда работников вузов, находящихся в федеральном подчинении, межведомственное взаимодействие департаментов образования и здравоохранения в обеспечении образовательных организаций медработниками, молодежная политика), которые будут обсуждены на ближайших заседаниях комиссии.Антон МОЛЕВ, депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по образованию МГДИнформация к сведениюНекоторые директора школ, ссылаясь на требования инспекторов Государственной трудовой инспекции, которые, приходя в школы, проверяют наличие учителей на рабочем месте независимо от их расписания и штрафуют школу за нарушение трудовой дисциплины, предлагают педагогам подписать дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых сказано, что они должны находиться на своем рабочем месте 36 часов в неделю.Александр КЛИМОВ, заместитель министра образования и науки РФ: В статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень категорий работников, с которыми заключают или могут заключить срочный трудовой договор, в частности, по соглашению сторон срочный трудовой договор могут заключать с руководителями, заместителями руководителей организаций, а также с лицами, поступающими на работу по совместительству. Таким образом, трудовым законодательством не предусмотрено заключение срочных трудовых договоров с педагогическими работниками по месту их основной работы. Обращения педагогических работников по фактам принуждения их к заключению срочных трудовых договоров в адрес Минобрнауки России не поступали.В случае нарушения конкретным руководителем образовательной организации трудового законодательства педагогический работник вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости, к компетенции которой отнесены полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (пункт 5.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №324), а также в прокуратуру Российской Федерации – единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющую от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Комментарии