В Московской городской Думе состоялось совместное заседание комиссий по образованию и молодежной политике (председатель – депутат Виктор Кругляков) и по социальной политике и трудовым отношениям (председатель – Михаил Антонцев) на тему «Об изменении правового регулирования отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья». В заседании приняли участие начальник Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования Марина Смирницкая, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Татьяна Потяева, члены Общественного совета при Департаменте образования Тамара Романова и Вячеслав Сивко.
Причиной, по которой комиссии собрались для рассмотрения такого вопроса, стало обращение к председателю Мосгордумы Владимиру Платонову председателя Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаиды Драгункиной. Зинаида Федоровна получила письмо директора специальной (коррекционной) школы №1708 Тамары Новиковой, председателя управляющего совета школы Темира Носинова и члена УС М.Винокурова с предложением о проведении в Московской городской Думе круглого стола, посвященного вопросу о внесении изменений в законодательные акты, связанные с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.Комплекс №1708 (школа – детский сад) образован в 2000 году и на сегодняшний день стал многоуровневым коррекционным комплексом, в котором оказывают специализированную помощь детям со сложной структурой дефекта от младенчества до окончания шестого класса. В ближайшее время у детей-инвалидов, обучающихся в данном учреждении, появится возможность продолжить обучение и окончить 9 классов общеобразовательной школы, а также перспектива получения среднего профобразования. «Девять из десяти детей, получающих коррекционное образование, социализированы, работают и приносят пользу государству», – отметила директор учреждения Тамара Новикова.Педагоги и родители учащихся школы №1708 считают целесообразным обсудить вопрос об установлении корректирующего коэффициента к нормативу финансового обеспечения государственных услуг в расчете на одного воспитанника в год в специальных (коррекционных) государственных образовательных учреждениях города Москвы. По их мнению, такой коэффициент должен быть не менее 4,0.На сегодняшний день финансовое обеспечение государственных гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляется в соответствии с утвержденными Правительством Москвы нормативами. Для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями установлены корректирующие коэффициенты к нормативным затратам. Так, для обеспечения образовательного процесса обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячих и слабовидящих он равен 3, для других категорий детей-инвалидов – 2. Обучение детей с инвалидностью со сложной структурой дефекта осуществляется в соответствии с действующим законодательством – с применением корректирующих коэффициентов 2 и 3.Это значит, что при базовом нормативе в 63112 рублей в год, например, школа №1708 за каждого ребенка-инвалида получает порядка 214 тысяч рублей в год. Если же ребенок-инвалид обучается в учреждении – участнике эксперимента, то на коэффициент 2 или 3 будет умножаться уже другая цифра, поскольку базовый норматив в таких учреждениях для начальной ступени 83 тыс. рублей, для средней – 97 тыс. рублей, для старшей школы – 123 тыс. рублей.В ходе обсуждения выяснилось, что коэффициент «не положен» для детей, не имеющих инвалидности, даже в том случае, если они обучаются в коррекционных образовательных учреждениях. Дело в том, что федеральным законодательством не определен статус «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). В связи с этим коррекционные учреждения, обучая детей со сложной патологией, не получают к нормативу финансового обеспечения корректирующего коэффициента.Подводя итог дискуссии, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков предложил создать рабочую группу для проработки формулировки статуса «дети с ОВЗ» и выхода с законодательной инициативой на федеральный уровень, рассмотреть возможность увеличения коэффициента и подготовить для этого финансово-экономическое обоснование.
Комментарии