Накануне первого чтения законопроекта, внесенного в Госдуму правительством, Профсоюз работников народного образования и науки РФ выступил с обращением к депутатам.
Депутатам
Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
Уважаемые депутаты!
В настоящее время в Государственной Думе идет обсуждение проекта федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он внесен Правительством РФ с нарушением установленного законодательством порядка, то есть без предварительного обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На 2 июля намечено рассмотрение в первом чтении этого законопроекта, предусматривающего внесение изменений в 153 законодательных акта и признание утратившими силу 41 законодательного акта.
Профсоюз не может согласиться с концепцией проекта этого федерального закона, которая отражает намерение совместить третий, завершающий этап реформы федеративных отношений и местного самоуправления с ревизией федерального законодательства в сфере социальной политики государства, а также в сфере правового регулирования этих вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Целый ряд изменений, содержащихся в этом законопроекте, не связан с реализацией поставленной задачи приведения федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти всех уровней, в соответствие с Федеральным законом от 4 июля
2003 г. № 95-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и вступает в противоречие с конституционными принципами построения правового регулирования в стране. В частности, со статьями 7, 19, 37, 39, 43, 45, 55, 71, 72, 114, а также статьей 76 Конституции РФ, которая определяет порядок правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Предложенные изменения в части изъятия из Закона РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» норм, касающихся предмета совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (в частности, отнесение к ведению Федерации вопросов, связанных только с деятельностью федеральных государственных образовательных учреждений), являются прямым нарушением подпункта «е» п. 1 статьи 72 Конституции РФ и не могут рассматриваться до внесения соответствующих изменений в Конституцию.
Кроме того, предлагается ограничить компетенцию Правительства РФ лишь установлением порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений, что приведет к нарушению единства системы образования в Российской Федерации. Предлагается также ограничить компетенцию Правительства РФ установлением норм труда и нормативов его оплаты, ставок заработной платы и должностных окладов работников, социальных гарантий, видов и норм материального обеспечения различных категорий работников и обучающихся только по федеральным государственным образовательным учреждениям, что будет означать ущемление трудовых прав работников и снижение уровня доступности качественного образования.
Таким образом, предусматривается отказ законодателя от единого подхода к регулированию вопросов, связанных с обеспечением права граждан на социальную поддержку в области образования. Он заменяется дифференцированным подходом к реализации прав граждан в зависимости от федеральной, региональной, муниципальной форм собственности и от ведомственной подчиненности образовательного учреждения, а следовательно, и от места жительства граждан, то есть предусматривается прямая дискриминация. Это противоречит подпунктам «в» и «е» статьи 71 Конституции РФ, относящим исключительно к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина и установление основ федеральной политики в области социального развития.
Концепция внесенного в Государственную Думу проекта закона
№ 58338-4 направлена на резкое сокращение государственных социальных гарантий, в том числе в сфере образования.
При передаче с федерального уровня государственных полномочий по реализации социальных обязательств Правительством РФ не соблюден предусматриваемый законодательством порядок.
Правительство решило перераспределить полномочия путем простой отмены на федеральном уровне действующих норм по финансированию социальной сферы для учреждений образования регионального и муниципального подчинения. При этом не предусматривается необходимый и законодательно закрепленный порядок соответствующей передачи финансовых мандатов. Это касается как прав работников в сфере оплаты труда, так и социальных льгот и гарантий.
Сложность реализации в субъектах РФ социальных обязательств, отменяемых на федеральном уровне либо передаваемых на региональный уровень, усугубляется отсутствием утвержденных минимальных государственных социальных стандартов, наличие которых позволило бы не только сделать более прозрачными межбюджетные отношения, но и рационализировать бюджетное планирование на региональном и местном уровнях. В настоящее время Правительством РФ даже не ставится вопрос о принятии Федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах».
Предлагаемая отмена федеральных гарантий в области оплаты труда для образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии в области образования (статьи 16, 82, 142 законопроекта № 58338-4), нарушает статьи 43 и 45 Конституции РФ, поскольку установление требований к объему и содержанию педагогического труда федеральная власть сохраняет за собой, а объем оплаты за этот труд каждый субъект РФ и муниципалитет будет устанавливать самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей.
Совершенно очевидно, что если есть федеральные образовательные стандарты, то должна быть и система федеральных гарантий в оплате педагогического труда.
Установление зависимости размеров оплаты труда от финансовых возможностей регионов и муниципалитетов приведет к ограничению в трудовых правах работников, прежде всего по признаку места жительства, учитывая резкую дифференциацию территорий по уровню бюджетной обеспеченности.
По данным Правительства РФ, 10 регионов-доноров располагают 52% доходов консолидированного бюджета страны, тогда как на долю остальных 79 регионов приходится 48% доходов бюджета.
В связи с предлагаемой отменой Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села» и соответствующих норм, которые сегодня являются финансируемыми обязательствами (статья 158 законопроекта № 58338-4), специалисты образовательных учреждений, работающие на селе, теряют право на получение повышенных на 25% окладов и ставок и других предусмотренных этим законом льгот и гарантий. Например, одновременно отменяется право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на первоочередное предоставление жилой площади.
Государство в лице федеральных органов власти фактически отказывается от основных гарантий приоритетности образования в государственной политике (статьи 16, 82 законопроекта № 58338-4). Признается утратившим силу целый ряд положений, предусматривающих государственные гарантии приоритетности образования (по вопросам финансирования системы образования, предоставления налоговых и других льгот).
Внесенный законопроект значительно ограничивает федеральные нормы в области хозяйственной самостоятельности учреждений образования (статьи 16, 82 законопроекта № 58338-4), предусмотренные Законом РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
1. Образовательные учреждения лишаются права:
• использовать переданную им в оперативное управление собственность для ведения приносящей доход деятельности;
• иметь собственное имущество и финансовые средства, даже если они передаются каким-либо спонсором, организацией, отечественным или международным фондом, передаются в виде дара или по завещанию;
• выступать в качестве как арендатора, так и арендодателя.
2. Не использованные образовательными учреждениями до конца года (квартала, месяца) бюджетные и внебюджетные средства подлежат изъятию в соответствующий бюджет.
3. Ограничивается право образовательных учреждений на использование бюджетных и внебюджетных средств для оплаты труда работников, в частности самостоятельного установления системы материального поощрения, надбавок и доплат.
Реализация предложенных изменений вызовет сокращение объема средств, получаемых государственными образовательными учреждениями от собственной деятельности. Вместе с исключением возможности их разноуровневого бюджетного финансирования это неизбежно приведет к значительному снижению уровня ресурсного обеспечения учреждений и уменьшению позитивного влияния субъектов РФ и муниципалитетов на развитие профессионального образования, его интеграцию с наукой.
Реально это означает значительное ухудшение экономических и правовых условий деятельности государственных образовательных учреждений и, по нашему мнению, вступает в противоречие с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, в котором образование отнесено к числу важнейших приоритетов государства.
Нельзя забывать, что при объеме бюджетного федерального финансирования на уровне не более 50% от потребностей многие проблемы содержания государственных вузов более 10 лет решались за счет дополнительных средств, зарабатываемых работниками высшей школы за счет платного обучения, то есть путем интенсификации их труда, за счет сдачи в аренду некоторых помещений, а также за счет дополнительных средств, получаемых вузами из муниципальных и региональных бюджетов. По некоторым оценкам, собственность государственных вузов, сформированная за счет материальных и финансовых ресурсов, полученных из федерального центра, за последние 10-12 лет сократилась до 60% от уровня 1992 года.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что при рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении необходимо его отклонить с целью серьезной доработки на базе проведения правовой экспертизы, прежде всего по следующим основаниям:
1. Законопроект № 58338-4 содержит такие изменения и дополнения к законодательным актам РФ, которые не имеют отношения к обеспечению разграничения полномочий между федеральным центром, региональной и муниципальной властью;
2. При разделении сфер правового регулирования по уровням власти допущено нарушение конституционных принципов построения правового регулирования в стране, а также статей 7, 19, 37, 39, 43, 45, 55, 71, 72, 76 Конституции РФ;
3. Отсутствует экономическая экспертиза вероятных социально-политических последствий предлагаемых кардинальных изменений в сфере государственной социальной политики.
Призываем вас учесть требования ваших избирателей – работников образования и обучающихся, членов пятимиллионного Профсоюза работников народного образования и науки РФ при рассмотрении внесенного Правительством РФ проекта федерального закона № 58338-4:
• законодательно закрепить систему федеральных минимальных государственных гарантий (стандартов) в области оплаты труда работников образования всех профессионально-квалификационных групп государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии прав граждан;
• законодательно закрепить в качестве передаваемых с федерального уровня государственных полномочий установление на уровне субъектов РФ и муниципалитетов повышенных на 25% ставок заработной платы (окладов) специалистам, работающим в сельской местности, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов на реализацию этих полномочий при регулировании межбюджетных отношений;
• не допустить отмены Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», Закона РСФСР «О социальном развитии села»;
• не допустить принятия законодательных актов, изменяющих правовые и экономические условия функционирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, приводящих к сокращению их ресурсного обеспечения, а также к снижению уровня социальных гарантий и льгот, установленных действующим законодательством работникам образования и обучающимся.
Председатель профсоюза Г.И. МЕРКУЛОВА
СПРАВКА:
С 1992 по 2000 год включительно вузам выделялись средства на текущие эксплуатационные расходы в размере не более 40% от потребностей. И хотя они стали увеличиваться с 2001 года, даже теперь средства, предусмотренные в бюджете, покрывают не более 80% от потребностей.
С 1992 по 2000 год вузам почти не выделялось федеральных средств на текущий и капитальный ремонт. Деньги на текущий ремонт начали выделяться с 2001 года, а на капитальный – с 2002 года, но их размер до сих пор не достиг 50% от потребностей.
Наряду с этим Правительство РФ отказывается от своих законодательно закрепленных обязательств по финансированию социальной инфраструктуры вузов (жилищного фонда, общежитий, учреждений культуры, лечебных учреждений, спортивных и спортивно-оздоровительных баз, лагерей отдыха и т.д.). Преподаватели и студенты лишаются права на льготных условиях пользоваться услугами учреждений социальной инфраструктуры вузов. По всей видимости, предполагается перевести работу всей социальной сферы вузов на чисто рыночные отношения. Таким образом, будет существенно ухудшено материальное и социально-экономическое положение работников вузов и студентов, относящихся к наиболее социально незащищенным категориям граждан.
Предлагается отменить Федеральный закон от 16.05.1999 № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (статья 158 законопроекта № 58338-4). Отмена данного федерального закона, также не связанного напрямую с задачей перераспределения властных полномочий, открывает путь к приватизации государственных основных фондов системы образования. Это вступает в явное противоречие с провозглашенным Президентом РФ курсом на борьбу с бедностью, поскольку такой шаг приведет к ущемлению прав малоимущих граждан на получение бесплатного качественного образования. Подобный прецедент имел место в начале 90-х годов, когда значительная часть зданий образовательных учреждений, особенно дошкольных, была потеряна для государственной системы образования. Решить проблему передачи учреждений в ведение другого уровня власти можно путем внесения соответствующих поправок в Закон РФ «Об образовании», а также в закон о моратории, не отменяя его в целом.
Комментарии