Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к министру просвещения Сергею Кравцову с предложением дать учителям возможность участвовать в процессе назначения директоров школ.
«Предлагается установить процедуру утверждения кандидатуры на пост директора школы квалифицированным большинством – 75% педагогического состава учебного заведения. При этом важно, чтобы утверждаемый кандидат мог продемонстрировать свои административные навыки, исполняя обязанности директора школы в течение двух месяцев. После этого педагогический коллектив будет иметь достаточно оснований для того, чтобы одобрить или отклонить кандидатуру нового директора», – говорится в письме.
По мнению парламентария, предложенные меры повысят уровень подготовки кадров, назначаемых на руководящие должности образовательных учреждений, станут для директоров стимулом заботиться о своих сотрудниках.
Эти нововведения Яна Лантратова предложила после инцидента в одной из школ Екатеринбурга, где летом уволились около 20 педагогов. По словам представителей родительского комитета, виновником массовых увольнений стал новый директор, который допускал хамское поведение по отношению к коллективу.
Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– В управлении есть понятие «норма текучести кадров». Она зависит от отрасли, от уровня квалификации сотрудника. Если в какой-то организации показатель существенно превышает норму, это повод для серьезного анализа причин. Дело может быть в низкоэффективной кадровой политике, в проблемах адаптации в коллективе или в нестабильности управления организацией. Опросы, проводившиеся экспертами проекта ОНФ «Равные возможности – детям» и фондом «Национальные ресурсы образования» в 2019-2020 годы, показывают, что учителям действительно трудно выстраивать работу с администрацией: 18% педагогов оценивали отношения как скорее неудовлетворительные, 5% – как совершенно неудовлетворительные. Трудности в общении чаще всего связаны с общим уровнем сложности работы. Из года в год каждый третий учитель оценивал их как легкопреодолимые, еще столько же – как серьезные, 17% опрошенных характеризовали работу как крайне тяжелую. Чаще всего педагоги говорят об увеличившейся нагрузке, избыточной отчетности, недостатке технического оснащения, двойном заполнении журналов (электронный и бумажный), недостатке учебников под новые программы.
С точки зрения трудового законодательства директор и так самое незащищенное лицо. Договор с ним может быть расторгнут в любой момент. Учредителю не требуется никакой дополнительной мотивировки. При этом директор отвечает за все, что происходит в организации, включая жизнь и здоровье сотрудников, ход и качество образовательного процесса, состояние имущества и многое другое. Я бы предложила создавать для руководителей образовательных организаций зону профессионального развития. Например, СПК в сфере образования прорабатывает вопрос введения дополнительных профквалификаций, таких как менторство, управление на основе больших данных. Это создаст ориентир и мотивацию для профессионального развития руководителей и поможет в том числе решить вопросы текучки – из тех, разумеется, что относятся к компетентности директора.
Ирина АБАНКИНА, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ:
– Педагогический коллектив никоим образом не участвует в создании и финансировании школы. Люди – наемные работники. Поэтому наделять их правом назначения директора – очень спорный вопрос. Особенно учитывая схему учредительства и той ответственности учредителей перед гражданами, которые у нас приняты. Причем у нас именно органы власти выступают в роли таких учредителей.
Вероятно, есть процедура, позволяющая учесть в школе мнение трудового коллектива при назначении директора. В этом есть смысл. Но вот назначение директора педагогическим коллективом, да еще и большинством голосов, – схема однозначно непроходная.
Иван ХЕОРХЕ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, сопредседатель Ассоциации молодых педагогов Ленинградской области, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского:
– Это очень интересная инициатива. Действительно, если должность ректора и заведующего кафедрой в университете является выборной, почему бы не сделать подобное в школе? Но тут нужны уточнения. Какова будет роль учредителя (муниципальное образование) в назначении? Он будет предлагать педагогическому совету кандидатуры или утверждать результаты голосования? Если педагогический коллектив сможет избирать директора, сможет ли он проголосовать за его отстранение от должности? Будут ли проходить перевыборы? Прежде чем говорить о данной мере, необходимо ответить на все эти вопросы. В любом случае это повысит ответственность руководителя школы перед коллективом. С другой стороны, возникает опасность, что честному и принципиальному директору начнут мстить обиженные его мерами учителя. Если учредитель не сможет назначать директора, а этот процесс будет отдан коллективу, то с кем он будет подписывать трудовой договор, будут ли у учредителя механизмы воздействия на неэффективного, но любимого коллективом директора? Таким образом, требуется детальное рассмотрение данной инициативы.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Голосование педагогов не решит проблему бездушных и некомпетентных руководителей образовательных учреждений. Нужна система подготовки, а точнее взращивание руководящих кадров, то есть социальный лифт, где кандидат в директора несколько лет отработает учителем, побудет классным руководителем, поруководит школьным или районным объединением учителей, получит образование управленца. И только потом два года поработает по срочному трудовому договору директором школы. Учредитель принимает окончательное решение, учитывая результаты работы образовательного учреждения за этот срок, а также мнение учителей, родителей и детей о комфортности учебного процесса и качестве образования.
Впоследствии данный опрос можно сделать обязательным в рамках формирования рейтинга школ. А вообще стоит вернуться, как в советское время, к созданию резерва кадров руководителей образовательных учреждений, где главными критериями, кроме компетентности, будут умение и желание работать с людьми, ценить их труд, уважать их чувство собственного достоинства.
Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания, Меленки, Владимирская область:
– Руководитель образовательного учреждения и педагогический коллектив должны работать в тандеме. Идея утверждения кандидатуры на пост директора работниками школы правильная. Если будет существовать доверие с обеих сторон, то траектория образовательного процесса будет выстраиваться более грамотно. Это положительно отразится и на учениках. Кредит доверия со стороны преподавательского состава поможет новому директору школы быстрее включиться в работу. А это немаловажно. Школа – живой организм и не терпит никаких сбоев. Правда, два месяца – это не тот срок, за который человека можно узнать от и до.
Павел УРАЗОВ, учитель физики Дзержинской школы Каширского района Воронежской области:
– Любая идея в образовании, предлагаемая сверху, имеет много потенциальных рисков, что объясняется огромным разнообразием школ нашей большой страны. Один из рисков состоит в том, что в школах, где много желающих прийти к власти, могут начаться закулисные игры, заговоры, интриги, как в различных телешоу и интерактивных проектах. В течение двух месяцев, во время которых директор должен доказать свою состоятельность, его противники начнут постоянно вставлять палки в колеса, что, очевидно, приведет к ухудшению качества образования.
На мой взгляд, история, произошедшая в екатеринбургской школе, а также множество других историй об учителях, которые появляются в Интернете, свидетельствуют о непрофессионализме директоров. Для педагогов таких школ данная идея выглядит актуальной и целесообразной.
Проработав с пятью директорами, могу сказать, что некоторым руководителям школ подобные выборы действительно пошли бы на пользу. И как бы ни закончилось голосование учителей, это было бы показателем и звоночком для корректировки дальнейшей деятельности директора.
Если говорить о моем сегодняшнем месте работы, я уверен, что наш директор набрала бы на выборах 100% голосов, потому что она не только профессионал своего дела, но и прекрасный человек, заботится о каждом сотруднике. Ей, как и большинству директоров школ, не страшно такое голосование. Но если говорить в целом, над данной идеей нужно много работать, чтобы исключить возможные риски и сделать ее жизнеспособной.
Комментарии