Генерал-майор Александр Винидиктов – профессионал военного космоса. До избрания в октябре 2001 г. депутатом Госдумы служил начальником 2-го Государственного испытательного космодрома (Свободный). Наш корреспондент попросил его рассказать о проблемах космической отрасли.
Кризисные процессы в стране отразились на российском космосе. Объем госзаказа по направлениям космической деятельности за 10 лет упал, в общем, в 15 раз. Российская орбитальная группировка сократилась в 2 раза. В ней преобладают космические аппараты (более двух третей), которые выработали свой ресурс. А ведь наряду с пилотируемой космонавтикой есть еще восемь направлений космической деятельности, без которых страна жить не может. Среди них – связь, метеорология, наблюдение за Землей, навигация и другие. Они сегодня, к сожалению, в очень тяжелом, плачевном состоянии.
Если коснуться проблем обороны, опыт свидетельствует: и “Буря в пустыне”, и операция в Югославии строились на использовании информационно-управляющих систем. Против Югославии применен ресурс 53 военных спутников, которые обеспечивали применение высокоточного оружия и управление войсками. В перспективе без космических систем наблюдения, навигации, геодезии, связи и боевого управления в принципе нельзя создать эффективную армию, способную быстро реагировать на различные угрозы.
Вновь актуальна тема милитаризации космоса. Не думаю, что стоит со страхом смотреть в небо. Во всяком случае пока. Но надо помнить, что Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюцию, специально посвященную теме предотвращения гонки вооружений в космосе. Это говорит о многом. Россия заинтересована в широком международном сотрудничестве, рассматривает космос как источник потенциальных ресурсов и возможностей для всего человечества. Милитаризация же ставит под сомнение саму возможность мирного его освоения и использования. Это угроза не только для космоса, но и для планеты, для всего человечества.
В то же время нужно ясно понимать, что поддерживает и против чего выступает Россия. Мы противники гонки вооружений в космосе. Но “военный” космос имеет право на существование в той мере, в какой служит поддержанию и укреплению стратегической стабильности, контролю над выполнением разоруженческих соглашений, упреждению внезапного или случайного пуска ракет. Пример – российско-американское соглашение о создании Центра уведомления о пусках ракет. В нем будет использовано “космическое око” двух стран.
Давно просчитано, что каждый рубль, вложенный в космос, может дать чуть ли не доллар прибыли. Космическая деятельность стремительно коммерциализируется. Россия представлена на этом рынке коммерческими запусками, технологиями. Мы – крупнейший участник таких проектов, как международная станция, исследование планет и околоземного пространства. Наша задача – полностью реализовать экспортный потенциал, оцениваемый примерно в 1-1,2 миллиарда долларов.
По подсчетам специалистов, в недалеком будущем оборот космического рынка может составить до 500 млрд. долларов в год. Но перспективы России быть полноценным участником этого рынка снижаются.
У нас первая федеральная космическая программа в 1995-2000 гг. по объемам финансирования реализована всего на 27%. Было некоторое улучшение в 1999 и 2000 гг., когда впервые выполнили бюджетные назначения. Но даже в тот относительно благополучный период при формировании бюджета планировалась сумма примерно в половину того, что предусматривала программа. Естественно, из 70 работ, которые по ней велись, половина не реализована.
Конечно, космическая деятельность не может быть вне реальных условий, процессов, идущих в стране. Но если мы не обеспечим необходимый минимум, можем потерять все позиции в космосе. Только один пример: США объявили космос сферой своих национальных интересов, а российский космический бюджет в 55 (!) раз меньше, чем бюджет NASA.
Несмотря на все трудности, Россия способна развивать космическую отрасль. Это она продемонстрировала, создав космодром Свободный, нужный нашей космонавтике, всей стране. Благоприятное географическое расположение дает возможность запусков космических аппаратов в широком диапазоне наклонений орбит. В сравнении с Плесецком энергетические возможности ракет-носителей используются более эффективно. Выигрыш в массе полезного груза – 25-30%. Каждый старт дает экономию от 1 до 10 миллионов долларов. Для прогнозируемой интенсивности пусков годовой эффект составит до 250-300 и более миллионов долларов.
Первой в марте 1997 г. выведена на орбиту российская “Зея”. Затем по программам международного сотрудничества – аппараты Early Bird-1 (США), EROS-A1 (Израиль), “Odin” (Швеция).
Ввод “Свободного” в регулярную эксплуатацию обеспечит независимость России в выведении аппаратов на орбиту, вывод с территории иностранного государства (Казахстана) сначала программ, связанных с национальной безопасностью, затем всех остальных. Это даст и экономический эффект, так как аренда Байконура обходится России ежегодно более чем в сотню миллионов долларов. Будет создана устойчивая, эффективная космическая инфраструктура из двух территориально разнесенных космодромов.
Свободный задумывался для стартов ракет тяжелого класса типа “Ангара”. Работы, связанные с этим проектом, масштабны. Пока же приходится довольствоваться запуском ракет легкого класса “Старт” и ракет по программе “Рокот”. Причины те же – земные проблемы не дают сделать новый шаг в космос. Но, надеюсь, “Ангара” после “обкатки” на северном космодроме Плесецк получит “прописку” в Амурской области. А там, глядишь, можно будет говорить о новой эре отечественной пилотируемой космонавтики.
Наша страна вошла в сообщество высокоразвитых стран и закрепилась в нем благодаря космонавтике, в особенности пилотируемой. Именно эта сфера деятельности позволила комплексно развить наш научно-технический потенциал до мирового уровня. В иных областях мы практически обречены на положение если не вечно, то очень долго догоняющих. Но у России уже не осталось времени, чтобы искать несвойственные ей пути активизации и совершенствования национальных производительных сил. Остальные страны, уходя вперед, не дадут нам такой возможности. Необходимо срочно начать использовать оправдавшие себя способы ускоренного подъема отечественной науки и промышленности. Это означает, что всемерное расширение космической деятельности вновь должно стать одной из стратегических линий развития страны. Точка “невозвращения” (необратимой деградации) не пройдена, но надо торопиться, чтобы не начала отмирать наземная инфраструктура, не растерять опыт и возможности серийного производства и запусков космической техники, не утратить позиции России в космосе.
Если мы хотим оставаться космической державой, государство должно вырабатывать тактику и стратегию достижения этой цели, выделять необходимые ресурсы.
Комментарии