Каждую неделю в среднем двенадцать молодых британцев школьного возраста совершают самоубийство. За два последних десятилетия число самоубийств среди подростков увеличилось в три раза. В прошлом году 759 детей позвонили по горячей линии экстренной помощи «Childline», чтобы сообщить, что они предприняли попытку покончить с собой или что намереваются это сделать. Тысяча четыреста семьдесят пять звонков от детей были вызваны непереносимой депрессией…
Школьные экзамены – не единственная причина того мрачного состояния души, когда кажется, что жизнь теряет всякий смысл. У современных детей и подростков, увы, немало и иных поводов для душевной печали: развод, пьянство в семье, фактическая безнадзорность при живых, но вечно занятых своими делами родителях, смерть близкого человека, несчастная первая любовь, не складывающиеся отношения в школьном коллективе… Однако ни одна из вышеназванных причин не носит столь массового, эпидемического характера, как перегрузки школьных экзаменов. Стресс – это то ЧП, когда помощь страдающему требуется незамедлительно. Но беда в том, что терпящий душевное бедствие лишь в редких случаях спосoбен послать окружающим сигнал SOS, а стало быть, зачастую никто не слышит крика души и не спешит ее спасать. Соавтор недавно вышедшего в Британии исследования «Эмоциональное здоровье и благополучие» профессор университета Суррей Хелен Кауи подчеркивает, что депрессия – тиха, ученик, страдающий ею, вряд ли привлечет к себе внимание педагога. А потому нужны особая зоркость и особое внимание к этой проблеме со стороны педагогического персонала, чтобы вовремя заметить, кто в классе страдает депрессией.
Еще одно исследование, проведенное экспертами по проблемам ментального здоровья «Young minds», свидетельствует, что в школе, насчитывающей тысячу учащихся, как правило, обнаруживается около 50 человек, страдающих серьезными формами депрессии, 100 – в близком к депрессивному состоянии, 20 – с психологическими нарушениями, вызывающими отклонение в поведении, и 10 – страдающих булемией или анорексией, то есть патологическим перееданием или голоданием на нервной почве. Итог: каждый пятый ученик страдает той или иной формой нервного расстройства!
Британские академики, опубликовав свои исследования, выступили с призывом к школе взять на себя заботу о психологическом здоровье детей. По убеждению экспертов, многие школы просто-напросто не имеют отлаженной системы подобного рода помощи. При этом, как подчеркивает профессор Кауи, учителя вовсе не обязаны подменять собой врачей-психиатров, но школа должна создать обстановку особой благожелательности и внимания к детям – своего рода службу первой «скорой помощи», в которую они могли бы обращаться со своими проблемами и переживаниями.
Такая система отлажена в одной из общеобразовательных школ графства Норфамбрия. В ней работает специальный ассистент, в чьи задачи входит оказание психологической помощи учащимся, а также социальный работник, являющийся своего рода связным на линии «дом – школа», который может выяснить, как идут дела в семье у ребенка, испытывающего психологические трудности, и поставить в известность об этом его педагогов. Помимо того к школе прикреплен работающий с подростками офицер полиции и медицинская сестра.
Пока же его функции должен взять на себя педагог. Профессор Хелен Кауи разработала для ряда британских школ специальные уроки, на которых преподаватель учит ребят распознавать признаки депрессии и принимать адекватные меры защиты. Как выясняется, этого не знают не только сами дети и подростки, но и их родители и учителя. Между тем признаками депрессии являются, к примеру, периодически появляющиеся боли в желудке, сонливость, апатия, резкая потеря аппетита или, напротив, припадки «волчьего аппетита», быстрая утомляемость, нежелание утром вставать из кровати, объявляющееся у доселе радивых и дисциплинированных студентов…
Что делать в таких случаях? Эксперт по проблемам молодежных стрессов Джордж Тернбалл советует прежде всего не впадать в панику: стресс – составляющая часть нашей жизни, та «черная полоса», которую надо постараться как можно быстрее перешагнуть. Часто провокатором экзаменационного стресса является страх не оправдать своим результатом собственных, а еще хуже, чужих ожиданий. «Чужие», это, как правило, амбициозные родители, которые ставят перед своим чадом очень высокую планку, подчас непомерно высокую – отличный результат и не иначе. Однако если ленивого и лишенного собственных амбиций ребенка и стоит слегка подтолкнуть к «прыжку», то толкать работоголика, который и без того света не видит, просиживая сутками над учебником – это, что называется, перегибать палку. Палка может не выдержать и сломаться – и молодой организм тоже… Поэтому, советует Джордж Тернбалл, не стоит нервировать готовящегося к экзаменам. Напротив, надо всячески успокоить его, объяснив, что в жизни существует тысяча и один путь к благополучию и успеху: к примеру, среди нынешних британских миллионеров больше тех, кто не только не сдавал экзаменов уровня «А» (для поступления в вуз), но даже не сумел успешно сдать на аттестат зрелости, нежели тех, кто успешно учился в школе и получил диплом о высшем образовании.
Возможно, подобный прием кому-то покажется не слишком педагогичным. Но это и есть та самая «скорая психологическая помощь» в особо тяжелых случаях, когда самое важное – успокоить, вывести из состояния паники, доказав, что жизнь на полученной на экзамене двойке вовсе не кончается…
Лондон
Комментарии