Давно известно, что система образования в столице работает напряженно. И мероприятий проводит много. И проблем решает множество. И с великим множеством дел справляется. Но вот как конкретно это происходит, как правило, известно далеко не всем. Поэтому мы решили взять обычную декаду – десять дней – и посмотреть, как идут дела в системе образования, какие крупные, значительные события тут происходят. Конечно, охватить все можно было даже не пытаться, но кое-что из происходящего мы все же сумели увидеть.
Каждой школе – самостоятельность. Финансовую
ак известно, принято решение о переходе каждой московской школы на финансовую самостоятельность. Конечно, для многих школ, привыкших иметь дело с централизованной бухгалтерией, такой переход сложен, однако сохраняться такая система уже не будет: принята система подушевого финансирования, утверждены нормативы такого финансирования. Отныне все средства должны поступать непосредственно в образовательные учреждения, а руководитель учреждения должен знать, какими деньгами оно располагает. Именно директор школы вместе с общественными структурами будет распоряжаться этими деньгами таким образом, чтобы за счет нормативного финансирования шло повышение зарплаты, чтобы за счет бюджетных средств, которые есть у образовательного учреждения, коллектив мог решать, что ему надо: приобретать то или иное оборудование, проводить ремонт и так далее. До конца календарного года все образовательные учреждения Москвы, за исключением детских садов, должны перейти на новую систему работы. Советник руководителя московского Департамента образования по экономическим вопросам Михаил Левицкий объяснил, что нужно сделать, чтобы школы наконец обрели необходимую реальную финансовую самостоятельность:
– Для решения этой непростой задачи мы подготовили программу, которая содержит несколько достаточно очевидных, на наш взгляд, моментов. Первый шаг, который необходимо сделать уже в ближайшее время, – открыть в казначействе лицевой счет каждому образовательному учреждению. Для этого нужно собрать все документы, которые требуются, и по графику, составленному вместе с окружными казначействами, начать открытие этих счетов, имея в виду, что окончательный срок завершения этой работы – завершение календарного года.
Применительно к открытию лицевого счета должен быть подготовлен разделительный баланс, причем он, насколько нам известно, есть в каждой централизованной бухгалтерии, нужно только это теперь оформить и, кроме того, обратить особое внимание на баланс по основным средствам, чтобы уточнить конкретно перечень тех основных средств, которые переданы в оперативное управление каждому образовательному учреждению.
Меняются функции централизованной бухгалтерии, потому что в этой ситуации поставлена задача введения бухгалтерского и налогового учета (это принципиально, так как централизованные бухгалтерии вели не только бухгалтерский, но и налоговый учет) в функции образовательного учреждения. Функцией централизованных бухгалтерий становится решение таких вопросов, как составление сводных балансов, контроль, консультации и так далее. Опыт такой работы есть в Южном округе.
Каждому образовательному учреждению предстоит подготовить и подобрать совместно с округами (это, наверное, самая тяжелая задача) бухгалтерских работников, которые могли бы вести бухгалтерский и налоговый учет. Решение этой задачи будет совместным. Естественно, мы будем оказывать помощь, будет активизирована программа, которая раньше называлась программой подготовки заместителей директоров образовательных учреждений по правовым и финансово-экономическим вопросам. Теперь, в связи с изменением функционала хозяйственной и экономической деятельности образовательных учреждений, для того чтобы не расширять штаты, будет введена единая ставка главного бухгалтера, и соответственно вопросы, которые решали и главный бухгалтер, и заместитель директора по правовым и финансово-экономическим вопросам, будут возложены на главного бухгалтера образовательного учреждения. Это довольно большой объем работы, поэтому есть проблема с введением дополнительных ставок (может быть, ставок бухгалтера). Решение вопроса о подготовке и утверждении типового штата образовательного учреждения возложено на заместителя руководителя московского Департамента образования Елену Васильевну Никоненко, мы вместе с ней подготовим соответствующие материалы и разработки. Будет подготовлен также график перехода учреждений образования на финансовую самостоятельность.
Задание на лето: работа и отдых
Один из важных вопросов, которые обсуждаются на планерке накануне летних каникул, – как проведут их студенты городских колледжей и педагогических вузов.
Александр ПОТАПОВ, руководитель Управления науки и профессионального образования МДО:
– В системе среднего профессионального образования учатся 63232 человека. Мы планируем организовать отдых наших студентов и учащихся таким образом. В городские лагеря труда и отдыха за счет средств МДО поедут 515 человек из 12 колледжей, в выездных лагерях труда и отдыха побывают 1070 человек из 25 колледжей, выездные оздоровительные и спортивно-оздоровительные лагеря примут 4240 человек из 58 колледжей, в походы, экспедиции отправятся 2209 человек из 37 колледжей, в выездных профильных лагерях отдохнут 1358 человек из 35 колледжей.
Кроме этого, в летний период 2145 человек из 22 колледжей примут участие в благотворительных акциях. Будут также индивидуально трудоустроены на период летних каникул 13899 человек, они будут работать в учебно-производственных мастерских колледжей, на базовых предприятиях; примерно 7000 человек из этого числа найдут работу самостоятельно.
Таким образом, в летнем трудовом, оздоровительном, спортивном отдыхе примут участие 39613 человек, или 60,3% от переходящего контингента средних профессиональных учебных заведений. 28000 человек выезжают из Москвы на отдых (на это есть заявления родителей), и 7872 человека остаются на период каникул в Москве.
Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета:
– 350 студентов войдут в состав педагогических отрядов, которые будут работать в лагерях Восточного округа, в международном лагере «Московия», в «Юном метростроевце», «Юном ЗИЛовце».
Студенты будут работатьв поисковом отряде (14 человек) и в трудовом отряде (100 человек) в Анапе.
Лето – период прохождения педагогической практики, поэтому 123 человека придут трудиться в различные образовательные учреждения города. Это студенты факультета социальной педагогики, которые возьмут на себя заботу о детях из школы «Шанс», о трудных детях, детях с девиантным поведением.
Организованный отдых студентов – это 150 человек, которые поедут в Украину в поселок Николаевку, в выездном профилактории отдохнут 90 человек, 60 отправятся в выездной спортивно-патриотический лагерь.
Студенты-сироты и студенты-инвалиды отдохнут в Украине.
Таким образом, около 40% студентов (в основном начальных курсов) отдыхать будут централизованно, остальные студенты – индивидуально.
Александр КУТУЗОВ, Московский гуманитарный педагогический институт:
– Студенческий педагогический отряд – 76 человек – будет работать в городской школе актива при лагере «Спасатель». Педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях пройдут 68 человек. В фольклорную экспедицию и на диалектологическую практику отправятся 7 человек. 340 человек примут участие в экскурсиях. Есть одна проблема: мы решили, что деньги, предназначенные для летнего отдыха, перенесем на зиму, так как в день на студенческую путевку нам выделяют 140 рублей, а день без дотации стоит 700 рублей. Поэтому при такой малой дотации студенты предпочитают летом работать, сэкономленные средства уйдут на зимний лагерь. Мы считаем это решение правильным, потому что, например, студенты нашего факультета иностранных языков летом работают переводчиками и гидами, на них есть спрос.
Тамара КОСТИНА, ректор Московского государственного института государственного администрирования:
– В нашем институте уже налажена работа по организации летнего оздоровительного отдыха студентов, создана лагерная комиссия (мы ее называем комиссией летнего отдыха студентов) – совместное объединение преподавателей и студенческого совета. Студенты отдохнут в оздоровительном лагере «Сосновый бор» (Анапа), в туристическом походе по реке Угре (это уже в течение пяти лет стало для института традицией). В Москве на территории института будет создан летний трудовой студенческий отряд, совместно с летним трудовым отрядом города Солнечногорска наши студенты поработают в Подмосковье в районах лесного хозяйства.
В вузе создан также студенческий педагогический вожатский отряд, который будет работать в ведомственных лагерях предприятий микроэлектроники. Таким образом, 53% процента студентов нашего института охвачены летним отдыхом и трудом, остальные определяются со своими планами на лето. Очень большим спросом пользуются летние автобусные экскурсии – зарубежные и по Золотому кольцу. Ежегодно у нас летом отдыхают 96% студентов.
Сергей АТАНАСЯН, проректор Московского городского педагогического университета:
– Педагогический отряд в этом году примет 350 студентов, они уже распределены для работы в оздоровительных лагерях («Солнышко», «Спасатель», «Московия» и так далее). Кроме того, как правило, не менее 200 студентов самостоятельно устраиваются на работу в оздоровительные и спортивно-оздоровительные лагеря вожатыми и педагогами.
Надо сказать, что этой работе в университете предшествует обучение в школе вожатых. В этом году в такой школе в течение учебного года обучены 350 студентов первых и вторых курсов, а в целом по тому контингенту, который может работать, 750 студентов третьего, четвертого и пятого курсов.
Учебно-поисковые отряды военно-исторического клуба «Надежда» (27 человек) в Московской и Смоленской областях займутся поиском погибших и восстановлением фамилий, обстоятельств гибели солдат во время Великой Отечественной войны. Научно-фольклорное объединение филологического факультета (12 человек) и педагогический отряд «Краевед» географического факультета (35 человек) отправятся в экспедиции.
Помимо этого у нас организованы трудовые лагеря – это примерно 1100-1200 первокурсников, перешедших на второй курс, которые первые две недели июля займутся подготовкой учебных корпусов и территории к новому учебному году.
Что касается отдыха, то 300 студентов поедут в наш лагерь-центр «Истра» во второй половине июля и августе, кроме того, туда на практику выедут студенты художественно-графического факультета, а затем химико-биологического факультета. Сегодня заявки на получение путевок подали 400 студентов, и мы подбираем для них путевки в Подмосковье. На юг – в Геленджик – хочет поехать по путевкам 21 студент.
Наши территории лучше всех
Городская конкурсная комиссия подвела итоги конкурса на лучшее содержание территории в зимнее время.
В номинации «Лучший школьный, детсадовский двор» отмечены: средние школы №286 (СВАО), №723 (ВАО), №1158 (ЮАО), начальная школа-детский сад №1644 (ЮЗАО), детский сад №2097 (ЗАО), средняя школа №821 (СЗАО), детский дом №14 (Зеленоград).
По информации заместителя руководителя московского Департамента образования Галины Гущиной, отмечена хорошая работа по зимнему содержанию конкурсных объектов: средней школы №235 (ЦАО), детского сада №224 (ЦАО), детского сада №2027 (ВАО), средней школы №852 (СЗАО), детский сад №1818 (Зеленоград).
Понедельник 22 мая
По понедельникам в московском Департаменте образования проходят оперативные совещания, в которых принимают участие начальники окружных управлений образования, специалисты МДО и округов по тем или иным направлениям работы. Участники планерки обсуждают, какие мероприятия были проведены за минувшую неделю, все важные проблемы, анализируют публикации, появившиеся в СМИ, утверждают план работы на будущее. Первый понедельник декады не стал исключением.
Вторник 23 мая
23 мая 2006 года в киноконцертном зале «Первомайский» торговый дом «Перекресток» провел презентацию благотворительной акции «Перекресток» – школам!». По итогам такой акции 232 городских учебных заведения в 2005 году получили безвозмездно почти 800 единиц новейшей компьютерной и бытовой техники с соответствующим лицензионным программным обеспечением, в том числе 242 компьютера, 117 принтер-сканер-копиров, 116 телевизоров, 58 DVD-плейеров. В презентации участвовали около тысячи учащихся, педагогов, родителей, работников образовательных учреждений города, а также начальники всех окружных управлений образования.
К «Первомайскому» шел плотный людской поток, многие не один раз слышали о такой акции и с воодушевлением обсуждали то, что у школ есть реальная возможность приобрести современное оборудование благодаря «Перекрестку». Впрочем, сразу же выяснялось, что опосредованно благотворителями становятся все москвичи, которые делают покупки в магазинах этого торгового дома. Призыв «Нужно делиться!» руководство дома трансформировало весьма деликатно, подавая собственный пример.
Каждый, кто сделал покупку, получает плюс к обычному чеку еще один, дополнительный. На этом листочке можно написать, какая школа, по мнению покупателя, лучшая и заслуживает награды. Количество баллов определяется суммой, заплаченной за покупки, причем учитываются даже небольшие (в 10 рублей). Дополнительные чеки с записью покупатель опускает в специальный ящик, после окончания объявленной акции эти чеки извлекут, проанализируют, подсчитают баллы, отданные каждой школе, затем те, что набрали наибольшее количество, получат в награду компьютерный класс (это главный приз), компьютеры, различную технику. Иными словами, часть своей прибыли «Перекресток» отдает на помощь школам, а москвичи, самое главное, относятся к такой инициативе с большим интересом. Во всяком случае, лично я знаю несколько семей, которые усердно посещали магазины «Перекрестка» в разных районах города, делали покупки и голосовали за свои школы.
Среда 24 мая
Грядут перемены к лучшему
В Департаменте образования под председательством Любови Кезиной прошло совещание, посвященное судьбе малокомплектных школ в условиях нормативно-подушевого финансирования, а также программе по капитальному ремонту дошкольных учреждений. В совещании приняли участие начальники окружных управлений образования.
Комментарии