Департамент образования наконец-то обрел день рождения
Ни для кого не секрет, что предстоящий юбилей Москвы – любимая тема мэра столицы. Журналисты шутят: раньше порядок наводили раз в год ко дню Великого Октября, теперь – раз в 850 лет.
Чиновникам же “увлечение” Лужкова уже сейчас доставляет много хлопот: на каждом заседании правительства тот отчитывает нерадивых исполнителей плана подготовки к юбилею.
Если строителям необходимо к сентябрю 1997-го продемонстрировать отреставрированные и вновь возведенные памятники и здания, то у Департамента образования, судя по всему, задача ничуть не легче. Каждый московский школьник должен принять участие в праздновании Дня основания столицы, а по возможности увлечь им и всю свою семью! Осознавая столь значительный груз ответственности, заместитель председателя департамента Генрих Дмитриевич Кузнецов даже взял отпуск, видимо, для того, чтобы хорошо организовать коллегию своего ведомства “О ходе реализации программы МДО по подготовке к 850-летию Москвы”. И подошел к этому, как любит мэр, – неформально. Коллегия началась не по-обычному – в здании на Семеновской площади, а в… усадьбе Узкое, что на Юго-Западе столицы. Здесь, в историческом месте – имении Трубецких, в окружении старинной, любовно сохраненной обстановки, среди редчайшей коллекции картин выступавшие как-то стеснялись говорить шаблонные речи типа “обеспечить, углубить, наметить”. Поэтому можно понять волнение начальника Юго-Западного учебного округа Галины Георгиевны Габуния, рассказавшей о том, как подведомственные ей учебные заведения готовятся к юбилею; о большой работе, что ведут молодые учителя-энтузиасты по поиску документов, связанных с историей этого района столицы.
Организаторы предложили участникам и гостям коллегии три маршрута на выбор – “Москва купеческая”, “Москва разночинная”, “Москва дворянская”. Понятно, что журналистам было интересно узнать, что же покажут начальнику департамента Любови Петровне Кезиной, и вместе с коллегами из других изданий мы поспешили в 156-ю школу в Ясеневе. После мороза домашние пирожки с курагой, горячий чай с вареньем сразу настроили гостей на нужный лад. Но чтобы растопить сердце опытных руководителей, просто хорошего приема мало. Впрочем, директору школы Надежде Тимофеевне Хаповой и ее коллективу эта сложная задача удалась. В 156-й работа по празднованию юбилея – не дань коньюнктуре, а одно из направлений в рамках обширной программы воспитания юных граждан города. Краеведение, семейные праздники Масленица и Рождество, пропаганда московской символики – все это было в школе и до высочайшего утверждения соответствующих программ. Видеофильмы разных лет, выставка, выступления учителей убеждали присутствующих в том, что и в обычном учебном заведении можно многое сделать. Но лучшим свидетельством стали горящие глаза учеников. Отрывок из спектакля, показанного гостям школьной театральной студией, лучше любого отчета о проделанной работе убеждал в правильности выбранного курса. Им нравится, им это нужно! Изучать быт и нравы купеческой Москвы, самим изготавливать костюмы по старинным выкройкам, а затем дарить талантливое действо своим сверстникам, учителям и родителям.
Из Ясенева участники коллегии-путешественницы направились в Московское городское обьединение архивов (МГОА), где, собственно, и предстояло подвести предварительные итоги. Выбор места для заключительного аккорда был не случаен. Обьединение архивов предоставляет учителям и школьникам округа исторические материалы, его специалисты выступают с лекциями в школах, дают консультации.
Архив помог и председателю департамента. Оказывается, Любовь Петровна много лет пыталась узнать, когда было основано ее ведомство. И вот он счастливый момент! Благодаря информации МГОА, департамент теперь может праздновать три юбилея подряд. Первый – в 1996 году ( 65 лет воссоздания гуно как самостоятельного учреждения после разделения органов управления Москвы и области), второй – в апреле 1997-го (195 лет назад учрежден Московский учебный округ). Третий – в 1998 году (80 лет назад был создан городской отдел народного образования).
Но не все благодарили за сотрудничество. Например, представитель Музея истории Москвы посетовал, что, несмотря на дешевизну билетов, школьников к ним водят редко. А жаль. В фондах музея содержатся уникальные экспонаты, с успехом дополняющие любой учебный материал по москвоведению.
Кстати, москвоведению было посвящено большинство других выступлений на коллегии. Этому курсу МДО уже дал “зеленый свет”, но с первого сентября он должен быть введен во всех школах города! Кроме того, москвоведение включается в перечень экзаменов по выбору.
Несмотря на позднее, чем ожидалось, завершение заседания, все его участники разьезжались довольные. Еще бы! Одни получили одобрение, другие – обещания, третьи – определенность.
Эдуард ОБРАЗЦОВ
Подборку материалов по москвоведению читайте в ближайших номерах “УГ-Москва”
Дом, который построил Систер
Дом, который построил Систер
Предыстория этого события такова: Северо-Восточный округ Москвы решил построить на свои средства жилой дом, в первую очередь для учителей, а также врачей.
И вот новый двадцатидвухэтажный дом, уже прозванный в народе “учительским”, встречает своих жильцов. Пока ждали мэра, присутствовавших развлекал духовой оркестр, разместившийся на одном из балконов, а префект Северо-Восточного округа В.Систер “общался с народом”.
Приезд Лужкова был встречен радостными возгласами “Ура!”. Когда страсти улеглись, официальные лица поздравили счастливых новоселов, пообещали “так держать” и выразили надежду, что в “учительском доме” никто не будет выкручивать лампочки и бить стекла. Ну а новоселы благодарили строителей, префектуру и мэра города за его “политику с человеческим лицом”. После традиционного разрезания ленточки Ю.Лужков направился в гости в одну из “учительских квартир”, из которой распространялся приятный запах домашних пирожков.
Наталья ДАНКОВЦЕВА
О том, как быстрее отпраздновать новоселье, читайте на стр.3
Гимназистки румяные, от учебы усталые
Гимназистки румяные, от учебы усталые
8 февраля коллегия Департамента образования обсуждала работу московских гимназий.
Сегодня в Москве существуют 31 государственная гимназия и 34 гимназических класса. Но для того, чтобы освоить весь материал при углубленном изучении предметов, гимназического цикла (с 5 по 11-й классы) не хватает. Отсюда возникает перегрузка учеников. Юрий Завельский, директор 1543-й гимназии, напомнил цитату М.Монтеня – “Мозг наполненный стоит дешевле, чем обустроенный”. Возникла дискуссия: с какого момента лучше “обустраивать” мозг ребенка? Оказывается, чем раньше начать, тем эффективнее результат.
Поэтому вслед за уже утвержденным положением о гимназии и гимназических классах коллегия решила подготовить специальный документ о начальных классах в этих учебных заведениях. Правда, прием в гимназию осуществляется на конкурсной основе, которой не существует для начальной ступени образования. Не будут ли психологическим потрясением для младшеклассника вступительные экзамены в 5-й класс ставшего уже родным учебного заведения? Первый заместитель председателя Департамента образования Лариса Курнешова считает, что стремление к адекватному выбору своего будущего необходимо поощрять сызмальства.
Лора ЗУЕВА
Об истории одной из дореволюционных гимназий читайте на стр. 2
Олимпийские надежды
Олимпийские надежды
Пока взрослые участвуют в чемпионатах страны и мира, готовятся к летней олимпиаде-96 в Атланте (США) и зимней-98 в Нагано (Япония), российские ребята испытывают свои силы в Московских играх олимпийских надежд.
Игры стартовали в декабре прошлого года и за два месяца в них приняло участие более миллиона школьников. Они пробовали свои силы и способности в хоккее, лыжных гонках, плавании, настольном теннисе, гимнастике, мини-футболе, натурбане. Лучшие из лучших сьехались в Москву, где на этой неделе примут участие в финальных играх.
Открытие состоялось 12 февраля в спорткомплексе “Олимпийский”. Спектакль, поставленный по мотивам сказок Пушкина, разыграли воспитанники 1-го Великого Московского князя Дмитрия Донского кадетского корпуса, детско-юношеских школ МГФСО, детских балетов “Надежда” и “Останкино”. На основе праздника открытия снят видеофильм, который будет направлен президенту МОК Хуану Антонио Самаранчу. После чего можно ожидать его согласия на проведение в Москве в июне 1998 года Всемирной детской олимпиады.
Сергей СОРОКИН
Комментарии