Журнал «Знамя» в августе этого года выпустил специальный номер, посвященный событиям «оттепельного» периода и собравший воспоминания известных литераторов, опубликованные под рубриками «Однажды в 50‑е», «Однажды в 60‑е» и «Однажды в 1968‑м». Известный прозаик, филолог, политолог и драматург, сын писателя Виктора Драгунского Денис Драгунский написал для номера эссе «Только ворчать негромко» о 1968‑м, описывая собственное детство и окружая рассказ о нем множеством реалий советского прошлого. В эксклюзивном интервью «Учительской газете» Драгунский рассказал о чтении самиздата и об избавлении от советских иллюзий, о главной загадке школьного образования и необходимости масштабного просвещения.
– Денис Викторович, вы приводите в эссе фразу, сказанную вашим отцом его двоюродному брату: «Мы старые беззубые псы, мы можем только ворчать негромко». Отцу было 54, мне – 17». Это определение связано с общим чувством бессилия? А связано ли оно больше с социальными обстоятельствами или с личными?
– Понятие свободы в вашем эссе неоднозначно сочетается с духом иллюзий…
– А оказался ли переломным в вашем избавлении от «духа иллюзий» именно 1968 год?
– В эссе вы много пишете об очагах самиздата. Вы узнавали о них ребенком или уже позже? Посвящал ли вас в эти реалии отец?
– Одной из главных тем презентации «оттепельного» номера «Знамени» стало незнание реалий того времени нынешней молодежью. Говорили о бессмысленности усилий, учитывая ничтожный тираж номера. Вы рассказываете о студентке, которая спросила: «А ХХ век – это когда?» Подобная дикость в целом распространена среди молодых людей и связана ли она именно с нынешним образованием?
– 5 июня 2016 г. погиб в возрасте 65 лет Михаил Слоним – прототип знаменитого Мишки из «Денискиных рассказов». Как пишете вы, многие эпизоды из рассказов вашего отца – художественный вымысел, «а жизнь, которая там описана, – это все про меня. Это наш двор, наша квартира, наша – моя то есть – школа…». Какие чувства у вас по прошествии времени к Михаилу, вообще к годам детства?
– Мариэтта Чудакова на презентации номера много говорила о сегментации общества, при которой самые значимые книги не получают резонанса, и предлагала выпустить номер отдельной книгой. Продуктивны ли эти усилия энтузиастов?
Комментарии