search
main
0

Деньги следуют за учеником. И от этого выигрывают все

Год 1998-й стал поворотным в жизни учреждений образования Самарской области. В соответствии с постановлением губернатора от 11 декабря 1997 года №367 финансирование образовательных учреждений стало производиться на основе нормативов бюджетного финансирования (НБФ). Как определяются эти нормативы? Что дало введение НБФ самарским школам? Об этом рассказывает Юрий ЗЕЛЕПУХИН, заместитель министра образования и науки Самарской области.

Величина нормативов бюджетного финансирования для школ определяется в соответствии с методиками расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Они утверждены постановлением правительства Самарской области.

Нормативы бюджетного финансирования расходов на реализацию образовательных программ общего образования и поправочные коэффициенты к ним утверждаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной год.

Нормативы по дошкольным образовательным учреждениям, по школам-интернатам, детским домам, по учреждениям начального и среднего профессионального образования, по учреждениям дополнительного образования утверждаются постановлением правительства Самарской области и рассчитываются в соответствии с методиками расчета нормативов бюджетного финансирования, которые утверждены приказом Министерства образования и науки Самарской области от 16.02.2005.

На величину норматива влияют следующие факторы:

1. Уровень реализуемых образовательных программ.

Нормативы определены на общеобразовательную школу, на школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии.

С 2006 года введен поправочный коэффициент для классов компенсирующего обучения детей с отклонениями в развитии.

2. Форма получения образования.

С 2006 года введены нормативы на обучение детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также получающих образование в форме экстерната. Нормативы на индивидуальное обучение по медицинским показаниям были введены ранее.

3. Ступень обучения.

Дифференциация расходов по ступеням обучения связана с разной стоимостью обучения, вызванной неодинаковым количеством часов в базовом учебном плане.

По этой причине с 2005 года введен поправочный коэффициент, учитывающий три ступени обучения: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

4. Местонахождение учреждений.

Нормативы определены отдельно и для сельских учреждений, и для городских.

Важными итогами введения НБФ явились создание прозрачной схемы определения объемов финансирования, достижение гарантированного уровня финансового обеспечения образовательного процесса, оптимизация расходов.

Без реструктуризации системы, оптимизации штатов при стремительном снижении численности детей в образовательных учреждениях области невозможно было бы сохранить данные показатели на уровне предыдущих лет.

Только введение НБФ, когда финансируются не затраты учреждения, а образовательная услуга, могло побудить руководителей учреждений принимать меры, при которых численность персонала зависит от количества учеников.

Величина нормативов с каждым годом увеличивается. Только за последние пять лет произошел рост более чем в два раза. Норматив пополняется за счет дополнительных средств, направленных как на увеличение расходов по оплате труда, так и на увеличение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом.

Однако в структуре норматива наметилась тенденция к увеличению доли фонда оплаты труда (ФОТ) (более 90%). Причиной является то, что рост ФОТ происходит более быстрыми темпами, чем доля прочих расходов.

Другой причиной, несмотря на отличные экономические показатели, все-таки является недостаточно эффективное использование бюджетных средств.

В целях рационального использования бюджетных средств Министерство образования и науки обратилось с предложением к губернатору о введении новой системы оплаты труда, основанной на нормативном методе финансирования.

Данная система позволяет:

– проводить дальнейшую оптимизацию расходов;

– увеличивать заработную плату учителям за счет внутренних ресурсов;

– привлекать в систему образования высококвалифицированные кадры.

Статфакт

В результате мероприятий по реструктуризации сети количество общеобразовательных учреждений снизилось на 24% (с 1064 в 1997 г. до 808 в 2005 г.).

Количество дошкольных учреждений – на 46,3% (с 1125 в 1998 г. до 604 учреждений в 2005 г.).

Сокращение численности учителей происходило параллельно с сокращением численности учеников. Так, в 2005 г. по сравнению с 2003 г. сокращение численности учащихся составило 12,5%, сокращение количества педагогов – 9,2%.

Число учителей на одного ученика в течение последних 5 лет не меняется и составляет 0,08 ставки. Количество учеников на одного педагога в школах также остается на уровне предыдущих лет и составляет 12-13 человек, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – 15 человек (самый высокий показатель в России).

Практически неизменными остаются средняя наполняемость классов (в 2005 г. – 23, в 2003 г. – 22) и количество ставок административно-хозяйственного персонала на одного ученика (0,09 ставки).

Охват детей дошкольным образованием в возрасте от 1 до 6 лет в 2005 г. составил 62,9%, для сравнения: в 1998 г. – 58%.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте