search
main
0

Деньги считать будем? Об основных направлениях и перспективах развития финансового контроля в сфере образования

Действующими законодательными и нормативными правовыми актами установлен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и основные направления его развития.
В законах об образовании и высшей школе, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования большое внимание уделяется финансированию системы образования за счет средств бюджета и различных внебюджетных источников. Естественно, возникает вопрос об эффективном и действенном финансовом контроле в сфере образования.
При этом необходимо принимать во внимание, что контроль – это процесс обеспечения достижения поставленных целей. При помощи контроля руководители определяют правильность принятых решений, как фактически они выполняются, имеется ли потребность в соответствующей корректировке. Контроль позволяет своевременно выявить назревающую кризисную ситуацию и принять эффективные меры по ликвидации ее и предотвращению в последующем периоде.
Финансовый контроль за образованием и использованием фондов денежных средств является важнейшей функцией государственного управления. Роль его повышается в период качественных преобразований экономики Российской Федерации, ее отраслей, включая образование.
Значение финансового контроля усиливается при перестройке форм управления экономикой – от командных к рыночным. Финансовый контроль начинает активно воздействовать на интенсивность перестроечных процессов. Все более наглядно проявляется назначение финансового контроля – содействие реализации финансовой политики государства, соблюдению интересов государства и экономических субъектов (например, в области образования), обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования финансовых ресурсов.
Отечественные ученые-экономисты высказывают различные мнения по вопросам реформы финансового контроля, определения направлений и перспектив его развития, в том числе в сфере образования.
Исследования разнообразных точек зрения на эту проблему показали, что во многом они далеко не исчерпывают перечня необходимых мероприятий. В предлагаемом комплексе мероприятий не находят необходимого отражения такие важные вопросы, как сущность и функции финансового контроля в условиях проводимых в России социально-экономических преобразований, совершенствование государственного управления экономикой страны, использование рыночных механизмов и принципов федерализма. Учитывая данные обстоятельства, финансовый контроль должен осуществляться адекватно курсу рыночных реформ и с учетом отраслевых особенностей, например сохранения государственной собственности в системе образования.
Вместе с тем практика свидетельствует о том, что до сих пор не придается должного внимания вопросам определения направлений научных исследований по проблемам финансового контроля в сфере образования, методического обеспечения финансового контроля, разработки его стандартов. Недостаточно проводится исследований Российской академией образования и учеными высших учебных заведений страны.
По нашему мнению, основные направления и перспективы развития финансового контроля в сфере образования России представляются в следующем.
Прежде всего требуется разработка и приведение методологической базы финансового контроля в соответствие с современными условиями развития образования в Российской Федерации. В первую очередь это относится к определению научно обоснованных понятий финансового контроля в сфере образования и каждого его вида – государственного и негосударственного. Одновременно с этим должны определяться также концепция развития финансового контроля, цели и задачи, принципы и требования в условиях действия в экономике государственного управления, рыночных отношений и принципов федерализма.
Важным является изучение теоретических разработок и опыта осуществления государственного и негосударственного финансового контроля в зарубежных странах в области образования.
Целесообразно научные исследования в сфере образования проводить по актуальным проблемам как государственного, так и негосударственного финансового контроля.
Развитие и реформирование финансового контроля в отрасли должно быть обеспечено необходимой системой и завершенной нормативно-правовой базой.
Основополагающие принципы организации финансового контроля и функционирования его органов следует конкретизировать в соответствующих законодательных актах об образовании – федеральных и субъектов Российской Федерации. При этом целесообразно учитывать необходимость финансового обеспечения условий для полноценного обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов (государственных и негосударственных).
Большое значение будет иметь определение субъектов и объектов государственного и негосударственного (аудиторского и общественного) финансового контроля в сфере образования, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей каждого органа финансового контроля, периодичности контрольных мероприятий, порядка взаимодействия и координации контрольных органов.
При разработке законодательной базы необходимо четко отрегулировать такие правоотношения, как контроль за финансовыми средствами образования, находящимися в распоряжении органов государственной власти (федеральных, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления), контроль за финансовыми средствами образовательных учреждений.
На федеральном уровне объективная необходимость давно уже проявляет себя: во внесении дополнений и изменений в основополагающее законодательство – Конституцию Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, законы об образовании и высшей школе (в части четкой формулировки вопросов о финансовом контроле); в безотлагательном принятии федеральных законов “О государственном финансовом контроле в Российской Федерации” и “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”; во внесении дополнений и изменений в Федеральный закон “О Счетной палате Российской Федерации” (по контролю за расходованием бюджетных средств на образование).
Соответственно требуется создание нормативно-правовой базы финансового контроля в сфере образования для субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (с учетом законодательно определенных прав, обязанностей и ответственности по финансово-бюджетным вопросам,необходимости дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием).
В области образования функционируют одновременно государственные и негосударственные образовательные учреждения. Так, на начало 2000 года в Российской Федерации наряду с государственными действовало негосударственных 349 высших учебных заведений и 134 учреждения среднего профессионального образования, в которых обучались порядка 270 тыс. человек.
Поэтому особенно важным является нормативно-правовое определение современных организационных структур государственного и негосударственного финансового контроля в сфере образования. Требуется также осуществлять научно обоснованный прогноз перспектив их развития.
Все это будет активно содействовать: выработке стройной системы органов государственного финансового контроля; развитию независимого (аудиторского) и модернизации общественного финансового контроля (за финансово-хозяйственной деятельностью общественных организаций в области образования).
Постепенно в сфере образования должен быть создан комплекс органов финансового контроля, соответствующий современному этапу социально-экономического развития Российской Федерации, активно содействующий функционированию системы образования в интересах личности, общества и государства.
В настоящее время имеется большая потребность в научном обосновании методики и стандартов финансового контроля. Методику и стандарты следует разрабатывать с учетом деятельности государственного и негосударственного (аудиторского и общественного) финансового контроля. При этом должны учитываться финансовая политика государства, интересы государства и образовательных учреждений, безусловное обеспечение сохранности, целевое и эффективное использование финансовых средств в учреждениях образования всех форм собственности.
Актуальность контроля за использованием и сохранностью денежных средств определена значительным объемом средств, обращающихся в системе образования. Так, только в первом квартале 2001 года из федерального бюджета на развитие образования было направлено свыше 11 млрд. рублей.
Следует особо подчеркнуть большую значимость и перспективность взаимодействия всех видов финансового контроля в области образования; организационную и правовую координацию деятельности государственного и негосударственного (аудиторского и общественного) финансового контроля; обобщения и анализа результатов всех видов финансового контроля, коллегиального обсуждения их, проведения совместных конференций, “круглых столов”, семинаров и других мероприятий по повышению квалификации.
Весьма перспективным является кадровое обеспечение финансового контроля, целенаправленная подготовка специалистов финансового контроля для системы образования страны по специально разработанным учебным планам и учебным программам. Систематичность финансового контроля может быть обеспечена только при необходимом количестве соответствующих специалистов высокого класса, владеющих всесторонними знаниями специфики деятельности образовательных учреждений и профессионально глубоко разбирающихся в вопросах финансового обеспечения образовательного процесса на всех его этапах, применяющих наиболее эффективные методы финансового контроля.
Поэтому актуальной является разработка нормативов численности специалистов, непосредственно осуществляющих финансовый контроль в сфере образования, и настойчивое внедрение этих нормативов в процесс пересмотра и утверждения структуры и штатов.
Общеизвестно, что эффективность деятельности органов всех видов контроля во многом зависит от их информационного, финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения.
Так, необходимо обеспечивать органы финансового контроля в области образования нормативно-правовыми актами, информационными данными по вопросам социально-экономического развития отрасли образования в целом, в отдельных субъектах Российской Федерации, финансовых ресурсов, включая бюджетные средства в сфере образования, состояния учета и достоверности отчетности, о результатах контрольных мероприятий и фактическом выполнении решений, принятых по их результатам.
Самостоятельное финансовое обеспечение органов финансового контроля в сфере образования позволит осуществлять на практике принцип независимости контроля. Это будет в свою очередь содействовать улучшению качества проводимых контрольных мероприятий, объективности и обоснованности материалов контрольных органов.
Существенное значение следует придавать вопросам материально-технического обеспечения органов финансового контроля в системе образования, что должно способствовать созданию необходимых условий работы. Сюда входят современно оборудованные служебные помещения, техническое оснащение работников контрольных органов, средства транспорта и связи, охрана, техническая защита для обеспечения государственной тайны.
Социально-бытовое обеспечение работников финансового контроля в области образования необходимо нацеливать на оптимальное решение проблем оплаты труда, разработку и применение показателей стимулирования труда, установление и использование компенсаций и других социальных льгот, проведение мероприятий охраны здоровья, соответствующее жилищно-бытовое обеспечение.
Весьма важным является обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов (государственных гарантий им и членам их семей).
Все эти актуальные проблемы должны быть отражены в законодательных и нормативных правовых актах, активно решаются в практической деятельности органов финансового контроля в сфере образования.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии информатизации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте