Финансовое образование сегодня стало весьма популярным. Безусловно, эта тема крайне актуальна. Вот почему в 2011 году в России был запущен проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который реализуется Министерством финансов РФ. Но к осуществлению идеи проекта подключились и образовательные организации, и органы государственной власти. В рамках проекта проводятся самые разнообразные акции, привлекательные для самого широкого круга общественности. На прошлой неделе в Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах состоялось закрытие II Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи. Акция проводится традиционно при активной поддержке Министерства образования и науки и Роспотребнадзора.
На пресс-брифинге в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Москвы подвели итоги акции и проверили ее участников на приобретенное понимание экономических механизмов в увлекательной игре-квесте по финансовой грамотности. Команды школьников, поддерживаемые веселыми ведущими – актерами Елизаветой Арзамасовой и Артемом Королевым, соревновались в своих познаниях финансовых вопросов, в результате этого интеллектуального, но вполне даже азартного состязания победителям вручили награды. В закрытии II Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи приняли участие заместитель министра финансов Алексей Моисеев, депутат Государственной Думы Светлана Журова, стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Анна Зеленцова, директор Департамента международных финансовых отношений Минфина Андрей Бокарев, директор Института финансового планирования Евгения Блискавка.Финансовая грамотность детей и молодежи – одно из основных направлений масштабного проекта Минфина. – Если у человека со школы, – подчеркнул заместитель министра финансов Алексей Моисеев, – есть первичные знания, а главное, воспитано ответственное отношение к финансовым вопросам, то риски не уложиться в бюджет, взять кредит по завышенной ставке или соблазниться предложениями финансовых пирамид значительно снижаются.По словам депутата Государственной Думы Светланы Журовой, школьники до участия в акциях проекта не имели даже представления, какой основной законопроект принимает российская нижняя палата Федерального Собрания из года в год. Ребята на подобный вопрос могли ответить: «Закон о высоте каблуков» или «Закон о штрафах на дороге». Им было невдомек, что вся их привычная жизнь зависит от обсуждения бюджета… Сегодня первые плоды реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» уже вполне заметны. Минфином России подготовлена и апробирована серия учебно-методических комплектов по финансовой грамотности для 2-11-х классов. Они прошли успешное тестирование в школах и детских домах в пяти российских регионах. В апробации приняло участие около 5000 учащихся, включая воспитанников детских домов, 200 педагогов и 3000 родителей. Школе даны большие возможности самой определять большую часть содержания образования. Учебные материалы Минфина уже сегодня могут быть включены в учебную программу по решению школы. От подготовки учителей зависит большая доля успеха преподавания финансовой грамотности, потому в сотрудничестве с ведущими вузами страны создается сеть методических центров по повышению квалификации педагогов для всех уровней системы образования. В 2016 году центры откроются в 17 регионах России. Планируется, что в 2016-2017 годах в методических центрах повысят квалификацию 15 тысяч педагогов среднего профессионального и общего образования, 500 преподавателей вузов, пройдут подготовку 120 методистов. – Данный кадровый потенциал необходим, – отметил заместитель министра финансов Алексей Моисеев, – чтобы в долгосрочной перспективе повышать финансовую грамотность и детей, и взрослых. Обучение финансовой грамоте призвано помочь детям подготовиться к началу взрослой жизни так, чтобы они смогли стать самостоятельными членами общества, грамотно и ответственно умели распоряжаться своими финансами, строили свою жизнь на благо себе, своей семье и обществу. – Такие финансово грамотные молодые люди, – предположила депутат Государственной Думы Светлана Журова, – будут способны защищать свои права потребителя и не станут жертвами мошенников.Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи – один из важных инструментов для повышения информированности не только молодежи, но и взрослых о том, почему необходимо начинать заниматься финансовой грамотностью как можно раньше.- Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, – поделился директор Департамента международных финансовых отношений Минфина Андрей Бокарев, – проходит в марте одновременно более чем в 120 странах мира в рамках Всемирной недели денег (Global Money Week). Мы хотим показать, что финансы – это не область интересов узкого круга людей, этаких суровых бухгалтеров без чувства юмора, а вся наша жизнь.Темами российской финансовой недели в этом году стали бережное потребление и сбережения, защита прав потребителей, личная финансовая безопасность и финансовое воспитание детей. – Поскольку Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи проводится во второй раз, – подытожила стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Анна Зеленцова, – можно говорить о некоторых тенденциях. Мы отмечаем значительный рост интереса. Школы имели возможность самостоятельно подавать заявки на участие в мероприятиях недели, и мы получили свыше 5000 заявок почти из всех (81) регионов Российской Федерации. Для сравнения: в прошлом году откликнулись 17 регионов. Этот проект долгосрочный. Дети подрастают, поколения сменяют друг друга, появляются новые услуги, поэтому такая просветительская работа будет востребована всегда. Всего в мероприятиях недели приняли участие 213 тысяч школьников и студентов, а также их родителей. Программа была самая разнообразная: открытые лекции и уроки, экскурсии, семинары, мастер-классы, конкурсы, деловые игры. Всего более тысячи акций по всей стране. А в онлайн-тестировании на портале вашифинансы.рф приняли участие более 30 тысяч человек.- Работа с детьми и молодежью, – сказала директор Института финансового планирования Евгения Блискавка, – имеет такое большое значение для проекта еще и потому, что через детей нам удается доносить идеи финансовой грамотности и до их родителей. Важной темой недели был разговор о финансовом воспитании детей в семье, о необходимости участия детей в семейном бюджетном процессе. А ведь согласно исследованиям только треть родителей (33 процента) регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Между тем у таких детей уровень финансовой грамотности существенно выше, чем у не вовлеченных в бюджетный процесс сверстников, а мы все знаем – дети гораздо лучше воспринимают то, что применяется на практике. Во время прохождения недели финансовой грамотности многие дети писали эссе, для чего это им нужно. В этих работах оказалось много любопытного, а кое-какие фразы планируется взять в качестве девизов проекта, например, «Богато жить – разумно жить». Система финансовой компетентности для учащихся школьного возраста разработана в рамках проекта в соответствии с международным опытом и экспертными опросами. Структура рамок для школьников разделена на 9 сфер (предметных областей) финансовой грамотности, выделенных по принципу MECE (Mutually Exclusive Collectively Exhaustive – взаимно исключающая совместно исчерпывающая). Доходы и расходы – включает широкий спектр личностно значимых финансовых тем, в частности, общий доход семьи, различные источники и виды дохода (например, пособия, заработная плата), виды и структура расходов, налоги и система налогообложения, финансовые оценки и контроль расходов, соотношение потребностей и желаний. Финансовое планирование и бюджет – предполагает знание и понимание того, что доходы требуют планирования и управления как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; включает умения планировать и вести бюджет, соотносить различные потребности и расходы, понимать разницу между видами расходов и учитывать это при принятии финансовых решений. Личные сбережения – охватывает круг вопросов, связанных с сохранением личных финансов, целей и видов сбережений, различных сберегательных продуктов, знания о государственной системе страхования вкладов, общие умения в области сбережений. Кредитование – включает понимание общих принципов кредитования, в том числе основных условий кредитования, умение сравнивать различные кредитные продукты, пользоваться кредитными картами, читать кредитные договоры, а также понимать последствия долга и ответственность за невыполнение кредитных соглашений. Инвестирование – содержит основные знания о том, что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования, понимание разницы в риске и доходе между сберегательными и инвестиционными продуктами, умения различать основные виды инвестиционных инструментов, оценивать степень риска инвестиционного продукта. Страхование – включает понимание основных задач и принципов страхования, знание различных видов страховых банковских продуктов, условий страховых выплат в случае наступления страхового случая, умения сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств. Риски и финансовая безопасность – ключевая область финансовой грамотности, включающая возможность определения путей и способов управления финансами с учетом представлений о потенциальных финансовых прибылях или убытках. Данная содержательная область включает в себя представление о том, что определенные финансовые продукты (включая страхование) могут быть использованы для управления различными рисками с учетом различных потребностей и обстоятельств. Предполагается знание того, что одни методы сбережения или инвестирования являются более рискованными, чем другие; знание того, как ограничить риски для личного капитала, а также понимание преимуществ диверсификации. Защита прав потребителей – охватывает знание прав и обязанностей потребителей на финансовом рынке и в рамках общей финансовой ситуации, а также основные последствия финансовых контрактов. Включает понимание последствий изменений экономических условий и государственной политики (изменение процентных ставок, инфляции, налогообложения и социальных пособий) и влияния этих изменений на личные финансы, а также использование информационных ресурсов и правовое регулирование. Общие знания экономики и азы финансовой арифметики – содержит знания и умения в области экономики и финансов, включая повседневные покупки товаров, платежи, расходы, соотношение цены и качества, банковские карты, чеки, банковские счета и валюты, понимание основных экономических терминов (инфляция, диверсификация), а также основы финансовой арифметики, например, умение считать проценты, сравнивать абсолютные и относительные величины. Содержит основные представления о налоговой системе, пенсионной системе и системе государственного страхования, общей экономической обстановке в стране и мире, знания о разделении финансовой ответственности между государством и потребителем. Включает общие умения пользоваться некоторыми официальными финансовыми документами.Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком. Более подробная информация о проекте на сайте вашифинансы.рф. Любопытный факт отметил заместитель министра финансов Алексей Моисеев: третьей по количеству посещений данного сайта страной оказалась… Кения. Так что нашим опытом заинтересовались!
Комментарии