search
main
0

Деньги на ветер? Почему четверть всех средств уходит в песок

Государство растрачивает ресурсы, направляемые в образование, на несистемные цели. Это содержание детей в дошкольных учреждениях, на которое идет от 18 до 20 тысяч рублей в год на одного ребенка, некоторые вузы такого финансирования на одного студента не имеют. Из этих средств часто более половины – простая кормежка, а вовсе не образование и воспитание. Функции воспитания и образования должны быть четко отделены от содержания детей, тогда качество дошкольного образования будет обеспечено полностью, а у нас появится возможность маневра ресурсами даже, скажем, в пользу школы.

Темпы сокращения малокомплектных сельских школ, к сожалению, не обеспечивают эффективного маневра средств. Среднее финансирование в расчете на одного школьника составляет 700 долларов в год, массовая городская в результате имеет 300 долларов. При этом основная масса сельских школ, которые не дают никакого конкурентного образования, финансируются государством лучше иного заслуженного и известного в мире вуза.

Почти половина средств семей, направляемых на образование детей, не попадает в учебные заведения. Школа может брать деньги за любые услуги, кроме образовательных.

Еще одна «дыра» – переход из школы в вуз, тут образование улавливает менее 20 процентов средств семей. Это явная глупость, потому что для вузов дополнительное финансирование более чем нелишне. Финансовые потери связаны еще и с тем, что ресурсы, направляемые на реализацию некоторых образовательных программ, себя не оправдывают. Например, изучение английского языка с пятого класса. Я не знаю ни одного выпускника непрофильной школы, который бы знал язык свободно. Давайте или все школы сделаем профильными, как за рубежом, где дети учат язык сызмальства и свободно говорят на нем, или совсем уберем изучение иностранного языка. Сейчас решено в рамках модернизации образования ввести изучение иностранного языка с первого класса. Это выход. Но нынешняя система никуда не годится – 8% всего финансирования школы уходит в никуда.

Более половины учащихся 10-11-х классов игнорируют предметы, не связанные с выбранным ими профилем. Все об этом знают, все тратят на это средства и делают вид, что все нормально. Нам надо срочно переходить к той или иной профильной системе обучения. Я не думаю, что она должна быть жестко профильной, как предлагают некоторые управленцы, но крупные профили – гуманитарные, технические или естественно-научные – должны существовать обязательно. Мы не можем пойти против природы, не можем навязать то, что не востребуется самим учеником.

Обучение в ПТУ и техникумах в половине случаев – явная профанация. Я разговаривал с заместителями директоров по учебной работе нескольких очень хороших петербургских техникумов. Заслуженные учителя России говорят: то, чем мы занимаемся, чистая профанация. Нам могут давать еще больше денег, но, если человек не хочет учиться, его не обучишь. Если бы хотел, мог бы остаться в школе и получить качественное среднее образование. Но он хочет не учиться, а заработать быстрые деньги, надеясь, что с дипломом он будет востребован на рынке труда.

Я уже не говорю, что более 50% выпускников вузов не используют в своей работе полученные профессиональные знания. Студенты педагогических, медицинских, аграрных, военных и других вузов не собираются работать по специальности. Мы предлагаем им возможность получить образование даром, они так же и собираются его использовать.

В результате можно делать вывод: современная система образования неэффективно использует до четверти бюджетных средств и до 35% средств семей. Это самая мягкая оценка, которую мы можем сегодня дать.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Госуниверситета Высшей школы экономики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте